Консультация для родителей "Хорошо ли ребенку в семье" анализ детских рисунков.
консультация (старшая группа) на тему

Кабанкова Ольга Анатольевна

Хорошо ли чувствует себя ребенок в семье, в каком психологическом климате он находится? Разобратьтся в этом не всегда под силу даже любящей и думающей матери.

Помочь может психологический тест - рисунок.

Описание теста и комментарии психолога вы найдете в этой публикации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65

комбинированного вида

Консультация для родителей

«Хорошо ли ребенку в семье»

Анализ детских рисунков

Старший воспитатель

Кабанкова О.А.

Одинцово

Хорошо  ли чувствует себя ребенок в семье, в каком психологическом климате он находится?  Разобраться в этом не всегда под  силу даже любящей   и  думающей матери. Помочь здесь может психологический тест-рисунок с комментариями психолога, рассчитанный на детей в возрасте 5-7 лет, т.е. на тот возраст, когда ребёнок готовится к важному жизненному этапу-школе.

Рисунки ребёнка-это его внутренний мир, вот и попробуйте его понять.

Начните тестирование, когда ребёнок находится в хорошем настроении, не утомлён, не голоден. У ребёнка не должно сложиться впечатление, что его проверяют, лучше, если это будет игра. И никогда не говорите ребёнку, что он ответил неправильно: тест есть тест, а вот желание заниматься дальше после такой оценки может пропасть.

Итак, задание. Ребёнок должен нарисовать свою семью. При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он сам её себе представляет. Только попросите нарисовать сначала простым карандашом (так будет легче оценить силу нажима на карандаш-это важно), а потом раскрасить рисунок.

В рисунке ребёнка отражается то, как он сам себя в семье чувствует, как оценивает своё место в ней.

Оценка эта может сказаться уже в самом отношении к заданию. Так, в случае неудовлетворенности семейной ситуацией у малыша может появиться защитная реакция (Хочу рисовать другое!) или он может вовсе отказаться рисовать людей.

Но, допустим, задание выполнено. Что же можно увидеть на рисунке?

Особого внимания в рисунке ребенка заслуживает искажение реального состава семьи. За этим может стоять эмоциональный конфликт, душевный дискомфорт. Это сигнал о глубоких душевных переживаниях ребёнка.

Отсутствие кого-либо из членов семьи на рисунке указывает на то, что «забытый» автору рисунка неприятен или же совсем недавно его обидел.

Часто на рисунках нет братьев и сестёр или они нарисованы схематично, без лица, очень мелко. Это говорит об ощущении собственной отверженности, о ревности, конкуренции, борьбе за мамино и папино внимание.

В некоторых случаях ребёнок рисует зверушек. Здесь необходимо уточнить, с кем он их идентифицирует. Часто именно так изображаются братья и сёстры, чьё значение в семье ребёнок хочет приуменьшить.

Бывает так, что, рисуя семью, ребёнок вообще не изображает себя или рисует только себя. В обоих случаях он как бы не включает себя в состав семьи. Это может свидетельствовать о некотором эгоизме ребёнка, отсутствии у него чувства общности с членами семьи.

Например, ребёнок нарисовал только себя и кошку. Причём, рисуя себя, черты лица и пальцы на руках он изобразил непропорционально большими, с сильным нажимом карандаша (большой рот, огромные пальцы интенсивно чёрного цвета).

Это говорит о том, что малыш, пытаясь добиться любви и внимания окружающих, боится совершить ошибку, поэтому слишком напряжён, когда ему нужно что-то говорить или делать.

Отсутствие на рисунке родителей подтверждает предположение о недостатке любви и внимания к ребёнку со стороны родителей.

Даже если родителям некогда, и они поздно приходят с работы, они обязаны найти время для общения с ребёнком.

Расположение и размеры фигур на рисунках детей указывают на психологические особенности семейных взаимоотношений. Например, кто на рисунке выше ростом, тот, по мнению ребёнка, главенствует в семье. Кого он изобразил ближе к себе, тот для него наиболее желаем в общении.

Если же малыш нарисовал себя отдельно от основной группы фигур, это говорит об испытываемом им чувстве отчуждённости.

Следует присмотреться и к расположению семьи в ограниченном пространстве

( маленьком доме, комнате ). Близкое расположение персонажей на рисунке может указывать на попытку ребёнка объединить, сплотить семью.

Мелочей в рисунке нет, всё имеет значение. Поэтому обратите внимание на детали. Как правило, хорошие отношения в семье отражаются на рисунке в виде весёлых лиц, украшенных цветами и бантиками. Когда же отношения плохие, рисунок будет схематичным, незаконченным, небрежным.

Ребёнок, которого наказывают физически или угнетают нравственно, изображает себя маленьким, а родителей с оскалом зубов, с длинными руками, большими кулаками или, наоборот, без рук (без одной руки). Он как бы стремится вытеснить их из своего сознания.

Нужно иметь в виду, что «злые и страшные» родители на рисунке ребёнка не всегда свидетельствуют о физическом наказании детей. Возможно, что родители вовсе не чрезмерно строги и требовательны, просто ребёнок может оказаться очень чувствительным и ранимым, тогда любое наказание, в том числе и справедливое, он будет воспринимать как слишком строгое, а родителей считать злыми.

Присмотритесь к своему ребёнку с этой точки зрения, старайтесь, чтобы он не чувствовал себя обиженным понапрасну, стремитесь к взаимопониманию. Ведь непонимание, неприятие друг друга со временем может расти, а жить с колючим, как ёж, подростком будет ох как нелегко.

Обратите внимание на то, как на рисунке изображены руки. Если ребёнок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто бывает  связано с его агрессивными желаниями и устремлениями. Если автор такого рисунка слабовольный ребёнок, это говорит о стремлении компенсировать свою слабость.

Иногда все члены семьи изображаются с руками, а себе художник «забывает» их нарисовать. Если при этом он рисует себя ещё и непропорционально маленьким, то, скорее всего, страдает от ощущения собственного бессилия, «незначительности» в семье.

Когда дети старше пяти лет пропускают на рисунке части лица (глаза, рот), это признак серьёзного нарушения в сфере общения (речевые затруднения, скованность, застенчивость).

Если ваш малыш нарисовал себя с очень длинными ногами, это свидетельствует о потребности в независимости. Большие, выделенные штриховкой ноги подразумевают потребность в безопасности.

Фигура без ног означает нестабильность, стойкое чувство   тревоги, отсутствие ощущения основы.

Анализ детских рисунков позволил психологам сделать выводы о характерных особенностях рисунка в зависимости от психологического климата в семье, от душевного состояния ребёнка.

Ребёнку дома хорошо. Изображается общая деятельность всех членов семьи. Никто не забыт, не изображён изолированно. Линии рисунка равномерные, с нормальным нажимом. Рисунок внутри контура не заштрихован.

Ребёнок ощущает домашнюю обстановку как враждебную себе. Позы фигур агрессивные. Фигуры деформированы или зачеркнуты. Руки изображённых людей раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчеркнутые.

Ребёнка волнуют происходящие дома конфликты. Фигуры разделены линиями (барьерами). Отдельные фигуры стёрты. У некоторых фигур отсутствуют части тела. Некоторые члены семьи изображены изолированно от других или их нет совсем.

Величина отдельных фигур несоразмерна (слишком большие или слишком маленькие). Кто-то из членов семьи изображён спиной к зрителю. На рисунке преобладают изображения вещей.

Ребёнку уделяют мало внимания. Автор рисунка изображён непропорционально маленьким, стоящим спиной к зрителю. Фигуры расположены в нижней части листа. Автор изолирован от других членов семьи или вообще отсутствует. Он может быть изображён неподвижным, когда другие действующие лица находятся в  движении. Линия рисунка слабая, прерывистая.

Состояние ребёнка тревожное. Рисунок внутри контура заштрихован, видны следы стирания. Сильный нажим на карандаш, двойные или прерывистые линии. Рисунок ограничен линиями сверху (потолок) и снизу (пол). Преувеличенное внимание автора к деталям, преобладание на рисунке вещей.

А теперь обратите внимание на то, какие цвета были использованы ребёнком при раскрашивании рисунка. У детей выбор определённого цвета  зависит от настроения и отношения раскрашиваемому объекту. Человек, который ему ближе или больше нравится, раскрашивается в те же цвета, что и он сам. Мальчики обычно раскрашивают себя в тот же цвет, что и папу, девочки рисуют себя похожими на маму.

Вы замечаете, что карандаш вашего ребёнка при раскрашивании выходит за границу контура, линии получаются размашистыми? Это значит, что ребёнок стремится к свободе и независимости, что он чувствителен к подавляющему влиянию взрослых.

Если он  слишком аккуратен в раскрашивании, часто даже не доходит до границ контура, то не исключено, что он насторожен, не уверен в себе.

Присмотритесь также к тому, какие цвета предпочитает ваш малыш, расписывая книжки-раскраски.

Если ребёнок использует в основном тёплые тона, значит, он ощущает внутренний подъём, активен, настроен на действие и подвижные игры, т.е. ему нужно выплеснуть избыток энергии.

Если превалируют холодные цвета, то в данный момент ребёнок склонен к размышлению, созерцанию, он достаточно уравновешен.

Если используются контрастные цвета, да ещё в сочетании с резкими, угловатыми линиями, если штрихи рисунка «мохнатые», это говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации.

Попробуйте выяснить, что тревожит малыша, но будьте осторожны, не настаивайте: возможно, причина – в ваших с ним отношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как понимать и ценить детские рисунки"

Консультация для родителей по изобразительной деятельности...

Консультация для родителей "Как ценить и понимать детские рисунки"

Рисунок это творчество ребенка. Через творчество дети реализуют свой жизненный опыт, впитывают красоту окружающего их мира....

Консультация для родителей "О чем может рассказать детский рисунок?"

Дети любят рисовать, и это не случайно. Для ребенка рисунок это способ выразить свое психоэмоциональное состояние, свой внутренний мир, свое отношение к окружающей действительности. По детскому рисунк...

Консультация для родителей "Как понимать и ценить детские рисунки"

Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье. Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определенные очертания. Начинается мощный подъем изобразительной деятель...

Консультация для родителей "Как понимать и ценить детские рисунки"

Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными. Авторитетные, знающие и понимающие лю...

Консультация для родителей "Как понимать и ценить детские рисунки"

В консультации говорится о том, как понимать и ценить детские рисунки....