Консультация для родителей "Как понимать и ценить детские рисунки"
консультация (младшая группа) на тему

Закалина Тамара Эдуардовна

Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?
Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными. 
Авторитетные, знающие и понимающие люди: психолог, педагог, художник, часто дают абсолютно противоречивые оценки.
Нормальные рисунки, нормальный ребенок, но есть проблемы, скажет психолог.
Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование. Способности есть, и если есть желание, то надо учить посоветует педагог.
Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет художник.
Истинная ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свою личность, реализуют свой жизненный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ponimat_i_tsenit_detskie_risunki.docx47.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Как понимать и ценить детские рисунки"

Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?
Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными. 
Авторитетные, знающие и понимающие люди: психолог, педагог, художник, часто дают абсолютно противоречивые оценки.
Нормальные рисунки, нормальный ребенок, но есть проблемы, скажет психолог.
Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование. Способности есть, и если есть желание, то надо учить посоветует педагог.
Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет художник.
Истинная ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свою личность, реализуют свой жизненный опыт.

Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье. Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определенные очертания. Начинается мощный подъем изобразительной деятельности ребенка, совершенствуется изобразительное рисование.
У разных детей это происходит в разное время. Но чаще всего - в возрасте около трех лет. В этом возрасте мышление предметное, поэтому и рисование предметное. Синим карандашом, оказавшимся в руке, может нарисовать солнце, дерево, птицу. Не надо огорчаться по этому поводу и думать, что ребенок не "чувствует" цвета, что не "живописец". Просто пока у него другие задачи, он рисует нужную форму.
Постепенно предметное рисование усложняется и совершенствуется. Единое серое, предметы, образы начинают взаимодействовать "Я и моя мама". Детям откроется много интересных наблюдений и все хочется нарисовать, рисунок становится сюжетным. 
В рисунках детей нет перспективы и требовать от них этого бессмысленно и учить их этому пока незачем. 
К пяти годам у детей уже прослеживается умение рисовать. Изображение на переднем и заднем плане за счет уменьшения их размеров, или разноуровневые поднятия над нижнем (переднем) краем рисунка. 
И к 5-6 годам происходит взрыв рисовальной активности. Сами рисунки становятся реалистичнее, детальнее, информативнее. В их суждении появляется оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества, "красиво".
Для ребенка в этом возрасте рисование - оптимальная форма душевной самореализации, которая часто предпочтительнее других игры, пение, танцы, поэтому необходимо создать удобные условия для свободного творческого рисования.
В 6-7 лет наступает "золотой век" детского рисования. У ребенка появился опыт изобразительной деятельности, умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной обработки информации, знания.
Набрав силу, детское рисование активно реализуется, совершенствуется и усложняется.
А вот к возрасту 8-10 лет многие дети совсем теряют интерес к рисованию, компенсирую его интересом к суждению. Это естественный процесс, исчерпав себя и подготовив простейший качественный прогресс личности.

Детское рисование - это феномен детской активности. Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ:
а) обсуждать с ребенком, а не его самого (например: слабый, гениальный ребенок и т.д.)
б) оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.
в) необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана художественными побуждениями, использовал ли вспомогательный зрительный материал или работал по памяти, по воображению и т.д.)
г) выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение (выбор размера рисунка, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмичное и колористическое решение), свободное владение изобразительными средствами.
д) поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе изобразительных материалов и возможных инструментов, изобразительность в поиске приемов изображения, способов выражения образов и настроения.
е) важно определить и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска. Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному развитию ребенка.
ж) в самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при определение недостатков открыть ребенку возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку. 
В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.

Поэтому, рассматривание рисунков, начиная с младших групп, надо проводить очень умело. Важно, чтобы каждый ребенок в конце занятия порадовался, проявил положительные эмоции. 
Можно обратить внимание всех детей на хорошо переданную форму, цвет (не называя авторов), на появление изображений, которые дети ранее не учились создавать. 
Дети среднего возраста проявляют все больший интерес к работам сверстников. Важно поддерживать интерес к успехам товарищей и умение видеть эстетические достоинства работ, умение рассказывать о своей работе.
Начиная со старших групп, следует приучать детей к анализу своих работ и работ товарищей. Дети начинают понимать, что рисунок оценивается в зависимости от поставленных задач, и видеть положительные стороны рисунка и указать на ошибки. 
Анализируя детские работы (пусть это будет ребенок или взрослый) надо помнить, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не "напоказ".
В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуктирование.
Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушается творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб по целостному личностному развитию. Это необходимо помнить и понимать всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.

"Мы любим рисовать"

Рисование - одно из самых любимых занятий малышей. Их привлекает движение карандаша по листу бумаги и появление на нём следов. Всматриваясь в свой рисунок, ребёнок находит сходство в очертании линий с окружающими предметами, у него возникают ассоциативные образы, которые "оживают" машина едет и громко гудит, собачка лает. Для ребёнка рисование - путешествие в окружающий мир.
В начале обучения рисованию помните, что для малыша научится правильно держать карандаш - большой труд. Помогите ему, сами вложите карандаш в руку и предложите порисовать на листе бумаги. 
Рисование малыш обычно сопровождает речью. Это происходит потому, что всё изобразить на листе ребёнок ещё не может, а речь помогает ему полнее передать "содержание" рисунка. Понаблюдайте за ним во время занятий. Изобразив какой-то только ему понятный предмет или живое существо, он начинает с ним разговаривать, смеяться, улыбаться. Взрослый должен поддержать стремление ребёнка рассказать о своём рисунке, он может сам продолжить разговор, спрашивая: "Куда пошла девочка?" , "Кто живёт в домике?", "Где растут цветы?". В процессе рисования происходит общение ребёнка и взрослого, что так важно для его умственного развития.
Проверяйте, как ребёнок пользуется карандашами, не разбрасывает ли их по столу. Во время рисования перед ним должна лежать открытая коробка, чтобы лучше были видны все цвета карандашей. После рисования предложите малышу убрать всё, чем он пользовался, в определённое место где хранятся материалы для изобразительной деятельности. Ему можно давать и простой графитный карандаш, а также набор цветных фломастеров (их целесообразно предлагать после того, как движения руки станут более координированными и ритмичными). Если фломастерами ребёнок начинает рисовать очень рано, он сильно нажимает на бумагу, прорывая её. 
Дети младшего дошкольного возраста рисуют не только карандашами, но и красками, что доставляет им особую радость. Лучше всего предлагать для рисования краску гуашь. Её преимущество в том, что даёт яркое сочное пятно на любом цветовом фоне, путём смешения нескольких цветов можно получить различные оттенки.
Перед тем как предложить ребёнку порисовать краской, обратите внимание на её цвет, на гладкую поверхность бумаги, на мягкий ворс кисточки. Затем можете сами набрать на кисть краску и сделать два-три мазка на бумаге. Подражая вам, малыш начнёт повторять движения кистью: "И вот в воздухе закружились жёлтые, красные осенние листья или "Белый снежок на землю падает". Картина осеннего листопада или зимнего снегопада вызывает у ребёнка удивление: ничего не было, и вдруг полетели листья, белые снежинки. Этот процесс важен для развития эстетического восприятия. Обязательно рассмотрите с ребёнком рисунки и помогите ему найти сходство с предметами, живыми существами.
Занятия рисованием, в которых принимает участие взрослый, необходимы в младшем дошкольном возрасте. Благодаря им дети приобретают уверенность, стремятся показать взрослым, что у них получилось. Рисование носит характер "сотворчества". Совместные занятия потребуют серьёзной подготовки, так, как надо вызвать у ребёнка желание самому нарисовать что-либо вместе с взрослыми.
"Сотворчество" ребёнка с художником является главным содержанием альбома "Я учусь рисовать". На страницах альбома изображены знакомые детям предметы, события, персонажи. Обратите внимание малышей на то, что они состоят из разных форм (круглых, овальных, квадратных, прямоугольных). Внимательно рассмотрите с ним рисунки в альбоме. На левой странице художник изобразил понятные детям картинки, на правой -ребёнок сам дорисовывает сюжет. "Сотворчество" с художником доставит большую радость: ребёнку предстоит чёрно-белый рисунок сделать ярким, красочным. Предложите ему самому выбрать материал (цветные карандаши или краску гуашь).

"Пальчиковая палитра"

Не беда, что нет кисточки. Палец можно опустить в краску и нарисовать, другой в другую краску, третий - в третью. "Чем не палитра?"

Игры для детей младших групп
1. "Рассыпались мамины бусы" или
2. "Посыпался весёлый горох". Падают они, подпрыгивают. Вот так высоко и весело! (Знакомим детей с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве).
3. "Кто здесь прошёл"
Надеть на тыльную сторону ладони мордочку котёнка, и два пальца ноги, которые умеют ходить. На пути цветная лужица (краска в розетке или на поролоне). Пройдут ноги по лужице, а потом по дорожке. Что за смешные следы появились на ней? (Продолжать знакомить с цветом, ритмом, учить рисовать сразу двумя пальцами).
4. "Разноцветный дождик".
5. "Одуванчики".
6. "Падает пушистый снег".
7. "Украсить ёлку к Новому году".
Учили рисовать разноцветные пятна, уверенно использовать этот приём, рисовать 2-3 пальчиками.
8. "Весёлые цыплята" 
У наседки появилось много пушистых, весёлых, озорных цыплят. Приложим большой палец- это туловище, а теперь указательный- это голова. Возьмём фломастер или кисть и нарисуем глаза, лапки, клювы. Вот и побежали друг за другом непоседливые малыши!

"Печать от руки"
Обмакнём ладонь или её часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно "раскрасить" ладонь разной краской. Что получилось? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Сначала робко, потом всё смелее и смелее.
Игры:
1. "Потеряли котятки свои перчатки"
Приложим руку к листу бумаги - одна перчатка нашлась! А теперь левая рука будет рисовать - вторая нашлась.
2. "Кузька (или Гном) заблудились"
Отпечаток ладони (без пальцев) похож на часть лица, осталось взять кисточку и добавить необходимые детали. 
3. Плывёт "Утка" ("Лебедь", "Гадкий утёнок")
Четыре пальца и ладонь - туловище, отставленный в сторону большой палец-шея. Подрисовывай, фантазируй.

"Печатка"
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки. Печатки есть стандартные - фабричные, а можно сделать из ластика. Надо нарисовать на нём задуманное и срезать всё ненужное. Можно использовать любые предметы: пуговицы, кубики, стаканы, мыльницы, кусочки поролона и т.д. Печатка прижимается к подушечке с красками, а затем к листу бумаги. Получается ровный, чёткий отпечаток, затем его можно закрасить карандашами, фломастерами или дополнить изображение недостающими деталями.
1. "Идёт телепередача"
2. "Зайцы гуляют по лесу"
3. "Красивая поляна"

"Тампонирование"
Увлекательное занятие. Надо только сделать тампоны из поролона. Штемпельная подушечка будет палитрой. Наберём краски, и лёгким прикосновением к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, прозрачное, лёгкое - воздушное (облака, сугробы, пушистых цыплят, снеговиков). Дети с удовольствием используют эту технику с техникой "Трафарет".
Трафарет прижимается к листу бумаги, обводится по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимается. Чудо! Чёткий и пушистый остался на бумаге зайчик, лиса, медведь и т.д. 

"Монотипия"
Для этого нужна гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисовать что-нибудь (кляксу) на одной стороне листа, другую прижать к правой и разгладить. Откроем лист. Что получилось, угадай?
Вначале эту технику надо использовать для развития фантазии, воображения, чувства цвета, получения другого цвета при смешивании красок. Знакомство с этой техникой во второй младшей группе проводим на занятиях на тему:
1. "Шары Вини Пуха"
2. "Высокий забор"
3. "Самолёты летят"

"Кляксография"
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.
Поставим большую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на неё (или наклонять лист в разные стороны). Побежала она, оставляя за собой след. Можно добавить кляксу другого цвета. Пусть встретятся. На что это всё похоже? Подумай!

"Рисование по сырой бумаге"
Для рисования этой техникой нужна влажная салфетка и ёмкость с водой.
Намочим бумагу и поместим её на влажную салфетку (чтобы бумага не высохла), возьмём акварельный мелок или краску и нарисуем всё. Что угодно. Изображение получается расплывчатым, не имеет чётких границ.
1. "По небу поплыли облака"
Проведи по небу линию - и она волшебным образом превратилась в пушистого зверька, большую птицу и т.д.
2. "Аквариумные рыбки"
Встретились две дуги, а получилась рыбка. Подрисуем глаз, рот, чешуйки.
А теперь проведём вертикальные линии, в воде заколыхались водоросли.
3. "Зайцы на поляне"
Провёл несколько линий, а увидел серенькую, пушистую шубку непоседы.

"Рисование восковыми мелками или свечой"
Такой способ издавна использовался мастерами. Суть его состоит в том, что краска скатывается с поверхности, на которой провели мелком или свечой. Берём большую кисть или тампон и наносим краску на лист. На цветном фоне появляется рисунок.
1. "Нальём воду в аквариум, где спрячется рыбка"
2. "Найдём мышку в норке"
3. "Солнце улыбается"
4. "Ёлочки в лесу"
Пошёл снег и спрятал лесных красавиц под снег, а мы их найдём. Проведём по листу кистью с краской любого цвета. Вот они стройные пушистые ёлочки стоят на поляне.
"Купаем картину"
Дети рисуют картину. "Желательно чтобы рисунок был крупным", когда гуашь подсохнет, его покрывают чёрной тушью. Делать это надо осторожно, чтобы не повредить рисунок, широкой кистью или мягким тампоном "слой туши не должен быть толстым". Когда тушь высохнет, картинку надо осторожно искупать в тазике с водой. После этого на бумаге останется светлый рисунок на тёмном фоне, и он выглядит очень нарядно. Контуры его слегка размыты "картина получилась, похожа на то, что рисуют художники"- сообщает педагог. Важно помнить, что для такой игры с краской подходит не любая бумага, а толстые кусочки ватмана. Она не должна рваться в воде, иначе играть станет не интересно. Тушь смывается тряпкой или кусочком мягкого поролона.
"Пушистая картинка"
В эту игру особенно интересно играть перед новым годом. Для этого надо вырезать любые фигурки (ёлка, снеговик, снежинки и т.д.) Затем аккуратно разместить их на листе бумаги, слега смоченной влажной рукой, каждую фигурку монеткой, пуговицей, чтобы она не съехала. И теперь самое интересное, надо взять старую зубную щётку чуть, чуть смочить её водой , затем провести ею по сухой краске. А затем энергично натри щётку карандашом или ложкой. При этом надо проследить, чтобы брызги которые стряхиваются с щётки, падали прямо на листок. И так брызгать до тех пор, пока листок не станет пушистым, от краски. Затем надо убрать все трафареты и картина готова. Так можно делать новогоднюю открытку.

Вывод. Игры с красками - это увлекательный процесс, эксперимент. В результате, которого дети узнают многое о красках, цветах и его оттенках.
У детей развивается воображение и неординарное мышление, а самое главное дети получают огромный, положительный и эмоциональный заряд и желание что-то сделать своими руками.

"Как организовать домашнее занятие по рисованию"

Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной - пространственной среды.
По этому так важно для домашних занятий рисованием правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.
В первую очередь родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша. 
Для рисования, прежде всего, потребуется бумага - листы из альбомов, листы большого формата: ватман или рулоны обоев. На такой бумаге ребёнку удобно рисовать и карандашами и красками, она не промокает и не коробится. Кроме того, большие листы позволяют ребёнку не ограничивать движение руки.
Позаботьтесь о форме листа бумаги, это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких либо предметов (посуды, одежды). 
Запаситесь цветной бумагой или затонируйте часть альбомных листов. Для этого возьмите небольшое блюдце с водой и разведите в нём гуашь, интенсивность цвета будет зависеть от количества используемой краски. Затем окуните туда поролоновую губку слегка отожмите её и равномерно нанесите разведённую гуашь на лист бумаги, направляя руку слева на право. Через некоторое время краска высохнет, и вы получите цветные листы. Таким образом, вы готовы предложить малышу разную по форме, цвету и размеру бумагу. Запас бумаги необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист, если ребёнок захочет порисовать ещё.
Первые краски, с которыми знакомится малыш- гуашь. Гуашь выпускается в пластиковых баночках с цветными крышками, для малыша это удобно, так как он сам сможет выбирать нужный ему цвет краски. Для начала малышу достаточно четырёх шести цветов, а затем ему можно дать весь набор красок. 
Гуашь- это кроющая, непрозрачная краска, по этому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, можно развести её водой, до консистенции сметаны. 
Покупая кисти, обратите внимание на номер на деревянной ручке, чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти № 18-20.
Не забудьте о баночке с водой для промывания кисти, очень удобны баночки непроливайки с крышечками, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с неё, а также подставки, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если малыш решит отложить рисование. 
Наиболее распространённым изобразительным материалом являются цветные карандаши, в коробке их может быть 6, 12, 24 штуки. Малышу лучше рисовать мягкими цветными или графитными (М, 2М, 3М) карандашами. Ребёнку удобно брать в руки и удерживать толстые карандаши диаметром 8-12 миллиметров, карандаши всегда должны быть хорошо отточены. Приучайте ребёнка складывать карандаши в коробку или ставить в специальный стакан для рисования. 
Для рисования ребёнку можно давать и пастель - короткие палочки матовых цветов. В коробке их бывает обычно 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ним надо аккуратно- мелки ломкие, хрупкие требуют повышенной аккуратности и осторожности в работе. Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью - закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкаются, легко облетают, хранят пастельные работы, в папке переложив их тонкой бумагой.
Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки представляют собой короткие восковые палочки, карандаши тоньше и длиннее. Ими легко и мягко получается широкая фактурная линия. В руке их держат также как и обычные карандаши.
Для рисования часто ребёнок использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут.

Как правильно подготовить рабочее место.
Вы приобрели весь необходимый для занятий изобразительной деятельности материал, а теперь позаботьтесь о рабочем месте для рисования.
Комната должна иметь хорошее естественное освещение, если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение.
Помните, свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту малыша, постелите на стол клеенку. Посадите малыша за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь за столом.
На первых занятиях рисованием предложите малышу только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из двух трех цветов. Не открывайте баночки. Когда ребенок выдерет одну из них, покажите, как её открыть. Если, заглянув внутрь, малыш захочет взять краску, не останавливаете его, пусть экспериментирует. Проведя рукой по бумаге, он с удивлением обнаружит оставшийся след, А теперь можно показать, как надо рисовать кисточкой. Когда появились первые линии, штрихи, пятна, спросите: Что это такое?, Что у тебя получилось?. Пофантазируйте вместе с детьми, ищите сходства с уже знакомыми предметами и персонажами. Это будет увлекательным занятием и для вас, и для малыша. Для знакомства с материалами потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длиться дольше 20-25 минут. В конце занятия обязательно похвалите малыша, покажите его рисунок всем членам семьи.

Как оформить детские рисунки.
Вместе с ребенком выберите те рисунки, которые ему нравятся. Из плотной бумаги вырежьте рамку так, чтобы она была чуть меньше рисунка, наложите её на рисунок. Такая рамка называется паспарту. Можно аккуратно обрезанный рисунок наклеить на плотный, большой по размеру лист бумаги, цвет которого вы выберите сами, чтобы он гармонично сочетался с рисунком. Повесьте "картину" так, чтобы ребенок мог в любое время подойти и рассмотреть её. Кроме того, постарайтесь выделить отдельную полку или ящик в столе для хранения папок с рисунками.

"Изобразительная деятельность в семейном воспитании"

Стремление к активности и самостоятельности, быстро развивающаяся речь, обогащение эмоциональной сферы, развитие конкретно-образного мышления- эти особенности психического развития детей 3года жизни определяют характер их изобразительной деятельности. 
С точки зрения эстетического развития можно говорить также о возникновении образа в рисунке, как о зарождении художественного творчества. Изобразительная деятельность детей направлена на развитие художественного творчества, формирование способностей приобретать необходимое для этого умения. 
С учётом специфики рисования детей этого возраста внимание родителей должно быть направлено на руководство содержательной стороной этой деятельности: обучение изобразительными навыкам и умениям, развитие воображения, целенаправленного восприятия, умения "читать" графические изображения. 
Следует помнить о значении изобразительной деятельности для эстетического развития детей, приобщении их к искусству. Чтобы реализовать эти задачи, обращайте внимание ребёнка на окружающий предметный мир, вызывайте интерес к рассматриванию картинок, создавайте условия для занятий рисованием и лепкой. Покажите, как промывать кисть, аккуратно брать краску, правильно держать карандаш, вести линию, не прорывая бумагу, рисовать на всём пространстве листа.
Ребёнок с интересом будет экспериментировать с красками, карандашами, глиной, пластилином, создавая простейшие композиции из штрихов, мазков, пятен, линий, форм. Пусть он по своему желанию выбирает цвета красок, цвет бумаги для создания образа. 
Способность передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у ребёнка развито воображение владеет ли он приёмами рисования, лепки. Всё, что дети воспринимают в окружающим остаётся в их памяти и служит основой для последующей творческой деятельности.
Помогите малышу выбрать наиболее типичные, яркие явления, события. Для этого рассматривайте вместе с ним доступные его пониманию произведения изобразительного искусства, картинки с изображением явлений природы в разное время года, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям. 
Эмоционально реагируйте на изображение, помогайте ребёнку научиться видеть наиболее существенное в образе каждого персонажа, понимать смысл "происходящего" на картинке. 
Знакомьте ребёнка с предметами декоративно-прикладного искусства: рассматривайте цветы на деревянной лошадке качалке, любуйтесь нарядным сарафаном матрёшки. Вызывайте у него радость, желание ещё раз самостоятельно рассмотреть тот или иной предмет, картинку, народную игрушку, добивайтесь эмоционального отклика.
Для этого используйте потешки, песенки, которые помогают ребёнку запомнить тот или иной персонаж, вызывают доброжелательное отношение к нему. 
Взрослый, обучая ребёнка, формирует у него отдельные навыки и умения, воспитывает активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к изображаемому, так как процесс рисования, лепки - это не только передача отдельных черт, свойств, но и активное вхождение в "образ". В зависимости от содержания нужно менять цвет бумаги, на которой рисует ребёнок: сочетание фона, цвета линий, мазков вызывает ассоциации с определёнными образами - зимы, весны, лета, осени, дождя. 
В раннем возрасте рисование красками является приоритетным: их яркая цветовая гамма лучше воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, ассоциативные образы возникают быстрее.
Ещё один совет - использовать крупные кисти с мягким ворсом и гуашь разного цвета, тогда ребёнок сможет более полно в цветовых образах передать свои впечатления об окружающем.
На занятиях по изобразительной деятельности взрослый использует ряд эффективных методов и приёмов.
Например, метод "пассивных" движений: взрослый берёт руку ребёнка в свою и начинает рисовать круги, проводит линии в разных направлениях ("ленточки", "дорожки", "круги" и т. д.). Действуя вместе с ребёнком , родители учат его рисовать, лепить. Подражая им, малыш затем самостоятельно осваивает движения карандашом, кистью.
Игровые приёмы создают эмоциональные отношения к процессам рисования, лепки. Как и в более раннем возрасте, в процессе обучении используется сотворчество взрослого с ребёнком. 
Например, на большом листе вы изображаете деревья, дома, дороги и т.п. (всё это можно выполнить аппликативным способом), а ребёнок дополняет эти картины. 
Повторим: процесс создания образа в рисунке, лепке должен вызывать у ребёнка положительное отношение к изображаемому.
Например: научить малыша рисовать овальные, круглые формы красками, фломастерами, карандашами возможно путём механического, многократного повторения движений, лишённых образного содержания. Эти примеры показывают, что становление образа происходит более успешно, если изобразительная деятельность имеет сюжетно - игровую основу, а сам процесс направлен на развитие у ребёнка воображения. 
Тогда полученный художественный опыт помогает ему овладевать более сложными изобразительными навыками и умениями. В основе руководства изобразительной деятельностью - наблюдение, восприятие предметов, явлений окружающей действительности. При изображении отдельных предметов надо обращать внимание на разнообразие их форм и цветовой гаммы. Всё это способствует передаче образа в рисунке: "яркие цветы", "праздничные огоньки", "зайчики на полянке", "колючий ёжик в траве". Созданию образа помогают творческие задания, которые направлены на более полное отражение действительности. Можно организовать игру с вылепленными формами , используя для этого известные стихи, сказки, потешки, мелкие игрушки. Немалое содействие в этом оказывает совместное рассматривание рисунка, лепки ("Куда едет машина?", "А кому ты подаришь красивые цветы?" и т.д.) Такие краткие комментарии не только фиксируют внимание детей на том, что изображено, но и дают толчок к развитию воображения. Разнообразные формы, цветовые композиции придают рисункам выразительность, вызывая у детей эстетические чувства, желание самостоятельно повторить действия с карандашом, кистью на бумаге. Чувства, возникающие при восприятии работ по рисованию, лепке, пока ещё просты по форме выражения: дети радуются яркому пятну, получившемся формам. Но этот процесс важен, ребёнка всё больше интересует содержание изобразительной деятельности, он обращает внимание на выразительность цветовых сочетаний, расположение линий, форм, персонажа, предмета. Процесс становления образа в рисунках имеет значение для развития личности ребёнка, его творческих способностей. Он с интересом экспериментирует с материалами и способами изображения, с помощью которых находит новые варианты, иногда оригинальные по содержанию. Если родители уделяют должное внимание изобразительной деятельности в семье, то дети третьего года жизни проявляют интерес к рисованию, лепке. Учатся создавать цветовые и графические образы красками, карандашами, фломастерами изображают явления окружающего, эмоционально реагируют на изображаемое, выбирают по своему желанию материалы и способы рисования, принимают участие в сотрудничестве с взрослым, проявляют интерес к результату своей изобразительной деятельности.

"Погляди с обрыва, как вокруг красиво!"

Сближение ребёнка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть её красоту, накапливать впечатления от встреч с великолепием природы. Это не позволит ему стать бездумным, безответственным потребителем природной среды, а наоборот, воспитает желание защищать и оберегать её, радоваться её красоте. 
Через способность видеть прекрасное в природе происходит становление эстетического отношения дошкольника к миру. 
В процессе педагогического взаимодействия у ребёнка формируется чувство прекрасного, появляется желание поделиться своими впечатлениями, обменятся мнениями. Только через общение с ребёнком возможно воспитание эстетического отношения к природе. Такое общение становится принципиально важным, прежде всего для детей, которые постоянно живут в городской среде, в отрыве от природы.
Анализ современных психолого - педагогических исследований позволил сформулировать несколько правил педагогического взаимодействия взрослых с детьми, в результате которого будет развиваться эстетическое отношение к природе. 
Педагогическое взаимодействие представляет собой специально организованный процесс, главной целью которого является обоюдное развитие взаимодействующих сторон, а также их взаимоотношений.
Такое взаимодействие возможно, если взрослый и ребёнок - его равноправные участники. Это означает, что за ребёнком остаётся право проявлять активность и самостоятельность, свободно выражать свои интересы, осуществлять выбор содержания и вида деятельности, способы решения любой образовательной задачи с опорой на помощь взрослого.
Во взаимодействии взрослый занимает позицию социального оптимиста. От ребёнка он ожидает положительного результата. Он уверен в его способностях и возможностях, верит в него, любит, принимает и уважает ребёнка таким, каков он есть.
Взаимодействие предполагает, что взрослый доверяет ребёнку действовать самостоятельно и именно этим поддерживает внутренние движущие силы его развития. 
Подобные взаимодействия предъявляет высокие требования к взрослому. Он должен осознавать взаимодействия как процесс взаимного действия, развивающей не только ребёнка, но и взрослого.
Взрослый в условиях педагогического взаимодействия - пример для ребёнка.
Эмоциональная реакция взрослого во взаимодействии всегда должна быть опережающей - это своего рода сигнал, привлекающий внимание детей и приглашающий их к диалогу. Например, "Какие красивые цветы!".
Взаимодействуя с детьми, взрослый должен создавать ситуации, побуждающие их к активным действиям с объектами природы или в природе. 
Взаимодействие по поводу природы требует творческого подхода. Основное правило - совместный поиск необычного в обычном, повседневном, привычном.
Погружение ребёнка в природу, её красоту должно быть постоянным, как и взаимодействие взрослого с детьми по этому поводу.
Примерами ситуаций, связанных с переживанием ребёнком - чувства прекрасного могут быть следующие: зацвело декоративное растение, после дождя вышла радуга, за окном снегопад, небо необычного цвета, необычная освещение листвы, травы; фотографии с изображением красивого пейзажа, букетов цветов, осенних листьев, красивые веточки. 
Задачи - привлечь к ним внимание ребёнка создать условия для обмена впечатлениями и эмоциями по поводу увиденного. 

"Хочу в музей"

Сегодня, как и много веков назад, люди восхищаются бессмертными творениями великих мастеров эпохи Возрождения оставленными нам любителями искусства и коллекционерами прошлого. На основе их собраний и были созданы всемирно известные музеи. 
Посещение музея - событие в жизни ребёнка. 
Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев - подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Такое "живое" общение с подлинником принципиально отличает музей особенно художественный, от других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно - историческому и художественному наследию. 
Сегодня мы рассматриваем музей не только как одно из средств постижения многообразия красоты окружающего мира, но и как средство адаптации современного ребёнка к этому миру. Общеизвестно: умение видеть, замечать, наблюдать и анализировать, размышлять об увиденном, формируется с раннего детства. Развитие художественного восприятия должна опираться на психологические особенности и специфику зрительного восприятия, свойственную определённому возрасту ребёнка.
Вспомним мудрых греков, которые с раннего детства приобщали своих детей к культурным ценностям мегаполиса. 
Вместе с родителями дети могли бывать всюду: посещать храмы, участвовать в семейных и общественных праздниках, присутствовать на соревнованиях и музыкальных мистериях. 
Чтобы малышам было действительно интересно, нужно очень серьёзно подготовиться к увлекательному познавательному путешествию, чтобы оно запомнилось всем, и было радостным для всех, особенно для ребёнка.

Вот несколько важных советов.
1. На первом этапе приобщения к музею расскажите о правилах поведения в музейном зале, учите "общаться" с произведением искусства: внимательно слушать экскурсовода, отвечать на вопросы, стараться выделять главное, любоваться цветовой гаммой, сравнивать, высказывать своё мнение.
2. Воспитывайте у ребёнка уважительное и бережное отношение к историческому памятнику - музейному предмету, картине. Это очень важно для воспитания будущих культурных граждан нашей страны, для которых посещение музея станет неотъемлемой частью их жизни.
3. Родители должны правильно ориентироваться в психологической и просто человеческой компетенции своего ребёнка, знать возрастные особенности трёхлетних детей.
У малышей этого возраста формируется интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах. При этом выделяют яркие игрушки, радуясь изображению знакомых предметов, узнавая и называя их эстетические качества цвет и форму.
Поэтому не перегружайте ребёнка новыми впечатлениями, большим объёмом информации.
Лучше для первого посещения выбрать любой музей игрушки. Это может быть и студия мастера прикладного искусства: рассматривание художественных предметов быта, скульптурок, игрушек доставит ребёнку огромное эстетическое удовольствие.
Полезно познакомить малыша с прекрасным "игрушечным раем". Такой красивый и незабываемый "детский рай" запомнится надолго, а потом найдёт отражение в изобразительном творчестве юного художника.
Если в вашей семейной библиотеке есть книги о художественных музеях, то полистайте их вместе с ребёнком: рассмотрите архитектурный облик музея, интерьеры залов, картины, скульптуры, которые встретят вас в залах музея. Обратите внимание на наиболее заинтересовавшую ребёнка картину и, впервые придя в музей, уделите ей всё внимание: рассмотрите, полюбуйтесь, поговорите о том, что изобразил художник, какими красками передал своё настроение - весёлое, грустное, таинственное. Если это пейзаж - то какое время года нарисовал художник, какими красками. На память о посещении можно купить открытку - репродукцию понравившейся картины, книгу о художнике.

"Искусство, которое мы называем изобразительным"

Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей в силу того, что предстаёт перед нами в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами.
Искусство расширяет наш социальный опыт , наше взаимодействие с природой и обществом, с людьми ( собственно, в этом проявляется его коммуникативная функция).Объект отражения в искусстве - все эмоциональные стороны действительности, природы и общества, и прежде всего эмоции людей - внешние проявления чувств, характера.
К изобразительному искусству относятся живопись, графика, скульптура, декоративное и прикладное искусство.
Называются эти виды искусства изобразительными потому, что художник выражает в них свои мысли, чувства через изображение человека, природы, предметов, через изображение видимого мира, и воспринимаются они зрителем при помощи зрения. 
Художественный образ в изобразительном искусстве - это отражение действительности и вместе с тем, это не буквальная копия, не слепок. Явление действительности, перенесённое в искусство, выражает отношение художника к изображаемому и таким образом утверждает его эстетические идеалы. 
Различие произведений искусства по их существу - основание для классификации всего искусства, разделение его на различные виды и жанры. Так архитектурное произведение качественно отличается от улитарной постройки тем, что оно является выразительным изображением воспроизведением места жизни, отдыха, труда людей, передающим их чувства, мироощушение и мировоззрение.
Архитектура свободна, например, выразить свободу, величие, торжественность, открытость, стремительность.
Приобщение человека к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте и проходит в своём развитии определённый путь. Эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, - умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка.
И действительно, восприятие произведения искусства у детей проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств до достижения сути и глубины художественного содержания. 
Только к старшему дошкольному возрасту, когда накоплены впечатления, появился некий жизненный опыт, способность наблюдать, анализировать, классифицировать, сравнивать, ребёнок может оценить предмет искусства; увидеть разницу между реальностью и её изображением.

Что такое живопись?
Это один из видов изобразительного искусства, воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости стены предметов и явлений реальной действительности.
У каждого художника свой определённый набор красок, своя система их сопоставлений и смесей, или, как принято говорить, свои палитра, свой характерный цветовой строй картин, или колорит.
Живопись работает цветом. Цвет - её основное выразительное средство. Цветом художник передаёт свои чувства и мысли, цветом создают образ на плоскости, формы и объёмы растительных предметов.
По значению живопись делится на монументальную, станковую, декоративную, декорационную или театральную, миниатюру.
По содержанию - на жанры: бытовой, исторический, портрет, пейзаж.

"Как воспринимают живопись дети"
Раннее эмоциональное переживание, связанное с восприятием искусства, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребёнка.
С годами это первое, не всегда осознанное тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство.
Сюжетные картины притягивают увлекательным содержанием, бытовой жанр своей тематикой. При этом мальчики проявляют интерес к спортивной , героической тематике, девочки к миру животных и явлений природы. 
Что примечательно: натюрморт и пейзажная живопись вызывает интерес изображением предметов, явлений природы, колоритом. 
Если рассматривать два художественных произведения на одну и ту же тему, предпочтение отдаётся картине яркой. 
В натюрмортах больше привлекают те произведения, которые со своим художественным особенностям близки к работам мастеров народного творчества. Это и понятно, красочность, декоративность, смелые, часто контрастные цветовые сочетания. В картине бытового жанра - реалистичность, пейзажа - декоративные возможности цвета. 
Пейзажная живопись близка благодаря наблюдениям в природе, оказывает эмоциональное эстетическое воздействие, что проявляется в образных характеристиках, удивительных метафорах, сравнениях "Осенние листья на земле как осенний ковёр". 
Восприятие жанровой картины развивается постепенно - от неосознанного, расчлёнённого понимания к адекватному, мотивированному логическими связями с средствами художественной выразительности.
Восприятию картин должны предшествовать наблюдения в природе. Окружающая действительность поможет понять неповторимую красоту, созданную художником, откроет колористические возможности. 
И тогда, работая над рисунком, ребёнок сможет найти золотистую гамму, характеризующую осень, холодные цвета зимы, нежно голубые светло зелёные оттенки весны. 
Повторные наблюдения, художественное слово, музыка будут не только накапливать впечатления, но и воспитывать культуру образного видения, способность формированию художественного образа в рисунках.

"Через красивое - к человечному"

Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: "Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, надо внушать им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному.
Они должны как бы инстинктивно привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется в последствии самосознание, их привычки будут служить основанием, на которых зиждется жизненное значение нравственности, патриотизма и благородства.
Патриотическое воспитание состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому, семье, к истории, культуре родного края, страны созданной трудами родных и близких людей.
Важнейшим средством нравственно - эстетического воспитания является изобразительное искусство, которое развивает сенсорную культуру, обогащает представление об окружающем мире, побуждает познавательную активность, творчество, обогащает художественную деятельность.
Великий Российский педагог В. Сухомлинский считал: "Через красивое - к человечному" - такова закономерность воспитания, и моя задача как можно раньше приобщить ребенка к красоте.
На занятиях, я учу детей восхищаться красотой раннего утра, осеннего пейзажа, портрета, созданные великими художниками, дети рассматривают произведения, рассказывают, что художник изобразил, какие использовал краски, и полученные впечатления отображают в рисунке. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания. 
В душе каждого человека живет чувство любви к Родине, да и как не любить край, где ты родился и вырос. Трудно забыть дни, проведенные в лесу, в поле, на реке, в памяти всплывает солнечное утро, то куст рябины, я обращаю внимание детей на ближайшее окружение, учу видеть интересные явления, красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира. Я помогаю детям войти в таинственный и прекрасный мир природы, погружаемся в неё, знакомимся с её особенностями, а затем рисуем солнце и цветы, деревья в инее и натюрморты. 
Не случайно, что именно сейчас, в переходный период нашего Отечества, мы все больше внимания уделяем плодотворной работе по патриотическому воспитанию.
Вся патриотическая работа изостудии направлена на развитие нравственно - патриотического воспитания. Я знакомлю с творчеством великих художников, в занятия включаю поэтические стихи писателей: о красоте природы родного края, о любви к матери
Использую на занятиях игровые приемы, ставлю перед детьми игровую ситуацию, где они должны прийти на помощь сказочным персонажам, попавшим в беду. Детскими работами оформляем выставки, собираем альбомы по тематике.
Рисуем с ребятами родной город, дома и улицы, рассказываю о нашем городе, рассматриваем иллюстрации, знакомимся с достопримечательностями, с памятником "Воинской славы" у вечного огня, с архитектурой кинотеатра "Родина", прививаю любовь к родному краю, к людям, прославившим наш край, к защитникам Отечества. 
Рисунки детей принимают участие во всевозможных конкурсах, в процессе работы детям предоставляется возможность выразить свое отношение к малой Родине.
В работе использую традиционные ценности марийского народа, его культуру, традиции. Знакомлю с марийскими умельцами, рассматриваем и рисуем одежду украшенную орнаментом, посуду, кукол в национальном костюме. Маленький ребенок постигает окружающий мир через действия, а, рисуя на листе, он действует. Старинная украинская мудрость гласит: "Держа в руках кисть, карандаш, человек не способен совершить плохого поступка".
Ребенок с малых лет ищет в своем труде источник духовной радости. С каким энтузиазмом и любовью дети откликаются на предложение нарисовать работу в подарок своим близким, какие красивые открытки выполнили они родителям на новый год, мамам на восьмое марта, папам на день Защитников Отечества, дети стараются выполнить несколько поделок и подарить их бабушке и дедушке, сестренке или брату. Когда дети мастерят игрушки
из бумаги, украшают поделки, они используют свой опыт, развивают его, приобретают новые умения. Оформляя коллаж "Моя семья" дети проявили творческие способности, с нежность и трепетом рисовали своих родителей, выражали свое доброе отношение к семье.
"Если ребенок вырастил розу, нарисовал, смастерил для того, чтобы любоваться её красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой, и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность". В.Сухомлинский.
Я считаю, что все начинается с детства, и надеюсь, что через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности, бездуховности наших детей - тех, кто соприкоснулся с волшебным миром Искусства.
Русская пословица гласит: "Капля и камень точит".

Автор: Воспитатель

Закалина Т.Э.