Консультация для родителей "Развивайте речевое творчество детей"
методическая разработка (старшая группа) на тему

В консультации представлены приёмы развития речевого творчества старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_razvivaem_rechevoe_tvorchestvo_detey.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность, направленную на создание нового.

По мнению исследователей детской речи А.Н. Гвоздева, К.И. Чуковского  самый расцвет творческих талантов (поэтических, писательских, просто словотворческих) приходится на дошкольное детство.

В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способностей к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.

В этой консультации мы хотим познакомить родителей с некоторыми приёмами развития у детей речевого творчества.

Приёмы сочинения сказок

  • Новое свойство

Использование этого приема в отношении к знакомым сказкам придает им не только оригинальное колористическое решение. Он,  практически, изменяет содержание знакомых сказочных сюжетов, то есть рождается новая сказка. Например, Колобок не из теста, а из смолы. Тогда сказка может выглядеть следующим образом: «...Катится Колобок, а навстречу ему заяц. «Колобок, Колобок, я тебя съем». «Не ешь меня, я невкусный». «Я тебе не верю», — сказал заяц и  только хотел схватить Колобка, как вдруг прилип к нему. Покатился Колобок дальше, и заяц не отстает. Навстречу им волк. Увидел Колобка с зайцем и говорит: «Какая вкусная добыча и прямо сама в лапы идет». «Не ешь нас, волк, мы невкусные». Не поверил волк и  только хотел схватить их, как тут же и прилип. Покатился Колобок дальше, а за ним прилипшие звери катятся, не отстают. Навстречу им медведь. Он тоже захотел съесть Колобка, зайца и волка, да не мог — прилип. Катится Колобок, а за ним звери недоверчивые, и тут им навстречу лиса. «Ох, вы мои вкусненькие. Мне же такой еды на сто лет хватит», — обрадовалась лиса, хвать добычу, да тут и прилипла. Покатился Колобок восвояси со своей добычей — к бабушке и дедушке. Обрадовались старики: «И еда, и одежда сами в дом пришли». Заплакали звери: «Отпустите нас, мы больше не будем ".

  • Сказки наизнанку

Прием инверсии достаточно распространен в литературе. С  его помощью придуманы любимые всеми произведения Б. Заходера «Кит  и кот», Д. Свифта «Приключения Гулливера». Использовать этот приём для придумывания сказки можно в самых различных вариантах.

1 вариант «Свойства наоборот»

Берется любая знакомая сказка,  и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка «Красная шапочка» зазвучит совершенно по-другому, волк в ней будет маленький (или добрый), а Красная  шапочка большая (или злая), или Баба-Яга в сказках вдруг начнет совершать хорошие поступки.

Вариант 2. «Все наоборот»

Придумать слова-рифмы: лед — мёд,  гном — гром,  мех — смех, кот — бегемот, рыбка — скрипка и т. Затем все, что относится к первому слову (свойства, функции и пр.) переносится на второй объект и наоборот (так, как это сделал Б. 3аходер  в своей сказке). Рифмующиеся слова позволяют писать не только прозу, но и стихи.

Вариант 3. «Задом наперед»

Этот вариант предлагает рассказывать сказки не с начала, а с конца. Это довольно сложная задача, поэтому первоначальное использование приема предполагает опору на картинки или иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.

Вариант 4. «Из собственного опыта»

Какой ребенок не мечтает поскорее вырасти, стать взрослым и делать, что «душе заблагорассудится». Предложите ему пофантазировать на эту тему, пусть он попробует придумать сказку или рассказ, в котором обязанности, поступки, мысли взрослых и детей поменялись бы местами.

Приведем пример такой истории:

Гоша Самосвалов в свои пять лет вставал раньше всех в доме, и начинался его обычный день.

Гоша готовил завтрак и шел будить своих папу и маму, которые не любили рано вставать. Гоше приходилось придумывать разные хитрые способы, чтобы выманить их из-под одеяла: он то свистел в свисток, то поливал их из чайника водой, то долго объяснял, что валяться в постели вредно для здоровья.

Но сегодня у него совсем не было времени, чтобы придумывать разные хитрые способы. Гоша стянул с папы и мамы одеяло, взял их под руки и поставил на пол. Волей - неволей родителям пришлось проснуться, и тогда они закатили такой рёв, что соседи начали стучать по батарее.

Гоша опаздывал в детский сад, а папа с мамой еще не были одеты: папа никак не мог найти свой галстук, а мама — губную помаду. Наконец, когда они были найдены под холодильником и все были в сборе, папа не захотел идти пешком. Он слезно начал проситься руки. Гоша не хотел баловать папу, но тот стал громко кричать топать ногами. Пришлось Гоше посадить папу в коляску. В это время и мама не захотела идти пешком, она тоже стала кричать и топать ногами. Пришлось Гоше и ее посадить в коляску, и они поехали.

Гоша спешил отвезти родителей на работу. Сначала он сдал маму товарищу Завучу в школу, где мама работала учительницей. Потом Гоша поехал сдавать папу, который работал на работе с длинным названием. Гоша вытер папе нос и сдал его начальнику. «Ну, все теперь в детский сад», — подумал Гоша. Сегодня у него куча дел,  встреча с Васей Пылесосовым из младшей группы, разговор с Гришей Пистолетовым из подготовительной и еще многое другое.

День прошел незаметно, и все заторопились домой. Торопился и Гоша: ему надо было забрать с работы маму и палу.

Сначала Гоша заехал за мамой и поинтересовался у товарища 3авувыча о ее поведении. Товарищ Завуч  хвалил маму и был ею доволен. А вот с папой у Гоши были проблемы. Гоша боялся заходить за папой на работу, потому что на него всегда жаловался начальник товарищ Цеплялкин. И сегодня он рассказал Гоше, что папа весь день плевался жеваной бумагой, а на обеде подрался с сотрудником Батарейкиным из-за какого-то отчета. Гоша пообещал принять строгие меры и уехал с папиной работы с очень длинным названием.

Когда, наконец, они приехали домой, Гоша облегченно вздохнул. Но тут же вздохнул тяжело, потому что ему надо было готовить ужин.

После ужина Гоша купал папу и маму. Папа постоянно вертелся, визжал и выскальзывал из Гошиных рук, потому что был намыленный. Мама сначала сидела тихо, но потом, насмотревшись на папу, тоже стала вертеться и выскальзывать из Гошиных рук, потому что тоже была намыленная. В результате Гоша был такой мокрый, как будто это его купали, а не маму с папой.

Когда мама и папа уже спали, Гоша почувствовал себя таким усталым, что еле дополз до своей кровати и тут же уснул.

Ночью Гоше снился сон: папа и мама везут его в коляске в детский сад, а он плюет в прохожих жеваной бумагой...

  • Модификация сказок

Этот прием достаточно прост в освоении — с его помощью ребенок лишь несколько модифицирует сюжеты знакомых сказок. Существует несколько вариантов использования приема для создания новых сказочных версий.

Вариант 1. «Введение в название сказки нового объекта»

Правила игры заключаются в следующем: в название хорошо знакомое ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Колобок и воздушный шарик», «Волк, семеро козлят и компьютер», «Теремок и паровоз», «Гуси-лебеди и автомобиль», «Мальчик-с-пальчик и трактор», «Морозко и мячик» и т. п.

Вариант 2. «Я — герой сказки»

Знакомая сказка, конечно же, каким-то образом изменится, если в сюжет, образную систему произведения будет введен ребенок в качестве значимого персонажа. Предложите ребенку пофантазировать, что произойдет, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости (о чем они ему поведают?).

Вариант 3. «Смена места действия»

Сюжет хорошо знакомой ребенку сказки как бы перемещается в другое время и пространство. Например, жили-были старик со старухой в наши дни; Красная шапочка в космосе; теремок в океане; козлята и волк на необитаемом острове и т. п.

Вариант 4. «Изменение сказочной развязки»

 Дети — народ оптимистичный. Им свойственно переделывать «все плохое в хорошее», в том числе и финалы сказок, если они их не устраивают. Поэтому, возникшее у ребенка желание изменить концовку знакомого сказочного сюжета должно быть беспрепятственно удовлетворено, в противном случае он все равно сделает по-своему, только вы этого не услышите. Помочь ребенку придумать счастливую развязку можно, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо средства, предмета, явления или мысли, вдруг осенившей одного из персонажей. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности; или Колобок вместо своей песенки будет исполнять другую, в которой поется о том, что он совсем невкусный; или зверята из «Теремка» решают построить просторный новый дом, в котором всем хватит места и можно принимать гостей.

Вариант 5. «Перевирание сказки»

Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя ее повествование. Ребенок же в процессе восприятия всегда сначала пытается вернуть сказку в свое русло, а впоследствии включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т. п. Например, в сказке «Красная шапочка» девочка носила желтую шапочку, а шла она не к бабушке, а тёте.

 Есть и др. способы придумывания историй и сказок.

Заключение:

умение ребенка придумывать разные истории и сказки поможет ему  в дальнейшем. Например, писать сочинения в школе. Поэтому, уважаемые взрослые, развивайте воображение и творчество детей. Возможно, кто-то из них станет писателем или поэтом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества детей на логопедических занятиях

В последнее время чрезвычайное увлечение обучению грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые стали мало внимания уделять развитию собственной речи детей. В результ...

"Овощи". Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

консультация "Наблюдая природу, развиваем речевое творчество детей".

Наблюдая природу, развиваем речевое творчество детей...

Консультация: «Развитие навыков сотрудничества в речевом творчестве детей старшего дошкольного возраста».

Старший дошкольный возраст - это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет св...

Консультация для педагогов «Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Связность речи – это связность мысли. Учить ребенка рассказывать – значит формировать его связную речь. Эта задача как составная входит в общую задачу развития речи детей дошкольного возра...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста.(консультация для воспитателей)

Методы и приёмы развития речевого творчества детей дошкольного возраста....