Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
    консультация по развитию речи

    Пестрикова Светлана Валерьевна

    Связность речи – это связность мысли. Учить ребенка рассказывать – значит формировать его связную речь. Эта задача как составная входит в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Еще Тихеева Е.И. писала: «Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления». Эльконин Д.Б. («Психология детей дошкольного возраста») отмечал, что «постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша, он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов «Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

     

    Хорошая речь – важнейшее условие
    всестороннего полноценного развития детей.
    Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче
    ему высказывать свои мысли, тем активнее
    осуществляется его психическое и речевое развитие.
    В.А. Сухомлинский

    Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

    Каждый ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

    По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

    Связность речи – это связность мысли. Учить ребенка рассказывать – значит формировать его связную речь. Эта задача как составная входит в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Еще Тихеева Е.И. писала: «Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления». Эльконин Д.Б. («Психология детей дошкольного возраста») отмечал, что «постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша, он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности».

    Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется как в повседневной жизни, так и в организованной деятельности. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащение словаря, формирование грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи.

    ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность данной темы.

    В связи с этим следует изменить содержание образовательного процесса

    1. Активно использовать в образовательном процессе произведения русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, потешек и т.д.;
    2. Включить в систему организационно-педагогических мероприятий ДОО демонстрацию речевого творчества старших дошкольников для детей младших групп и родителей;
    3. Организовывать непосредственно-образовательную деятельности по темам: «Придумывает сказку», «Труд писателя и поэта», «День поэзии», «Может быть у сказки другой конец?»;
    4. Проигрывать сцены, соединение сюжетов произведений разных жанров, ролевые, творческие литературные игры, театрализованные игры: «Придумай загадку», «Оживи картинку», «Как звучит сказка», «Приключения колобка» и т.д.

    В средствах и методах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:

    1. Обогащение предметно-развивающей среды иллюстрациями и сюжетными картинками;
    2. Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок;
    3. Создание уголка ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок, театрализованных игр;
    4. Создание сборника для детей, родителей и педагогов «Литературная копилка»;
    5. Составить кроссворды и ребусы по мотивам сказок и детских рассказов,

    Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:

    • Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей;
    • Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист».
    • Игры: предлагать детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку, сказку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове,
    • Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
    • Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
    • Иллюстрирование, составление диафильма, комикса «Зайкина избушка», «Айболит и Бармолей», «Лиса со скалочкой»;
    • Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины,

    Сотрудничество с родителями (можно предложить следующие варианты):

    • Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка».
    • Консультации: «Помогите ребенку овладеть родным языком», «Игры в рифму».
    • Совместное посещение театра и детской библиотеки.
    • Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды.
    • Участие в конкурсе «Моя сказка».
    • Составление сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.

    Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап работы по формированию связной монологической речи. Дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы. Эмоционально передавать переживание действующих лиц.

    Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию, является вопрос о выборе сюжета. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумывать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.

    Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены самые разнообразные сюжеты сказочного характера:

     «Приключения в магазине игрушек»;

    «Новогодние приключения деда Мороза»;

    «Моя любимая игрушка»;

    «Дюймовочка в гостях у кукол» и т.д.

    Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности способствует ---развитию фантазии и воображения ребенка;

    -памяти и внимания, развитию восприятия;

    -активизации и обогащению словарного запаса;

    -при этом совершенствуется структура речи и произношение;

    -усваиваются нормы построения предложения и целого текста,

    -а также происходит активизация мыслительной и речевой деятельности детей.

    Доказано наукой и практикой, что у дошкольника знания и представления формируются несколько раньше и лучше, чем связная речь, хотя это очень взаимосвязано. Зачастую малыш во время рассказа стремится что-то объяснить, он останавливает рассказ, замолкает, начинает вспоминать, пытается подобрать нужные слова, при этом возникают ненужные паузы. Ребёнку нужно помочь перевести слова из его пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь, т.е. тот, которым он постоянно пользуется. Для этого нужна тренировка активного словаря и с этой целью проводятся различные игры, игровые задания, логические задачки:

    – игры на усвоение категорий рода, числа, вида времени и наклонения глаголов;

    – игры на словообразование, на развитие понимания смысловой стороны слова;

    – игры на формирование образной речи;

    – игры на расширение простого предложения словами-определениями, словами-действиями, местоимениями и т.д.;

    – игры на развитие нравственных качеств личности;

    – игры на умение давать оценку качествам характера сказочных персонажей;

    – игры на умение видеть в тексте правдивые события или небылицы;

    – игры, развивающие логическое мышление, память, внимание и др.

    Для ребенка игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд, это его жизнь. В процессе игры ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Игра – это особая форма обучения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – уровень мыслящей, творческой личности.

    Существует много методик и технологий по развитию речевого творчества дошкольника: А.Г. Арушановой, психолога М.И. Лисиной, Л.В. Ворошниной, О.С.

    Игры на развитие речевого творчества

    Закончи сказку

    Возраст: 6-7 лет.

    Цель игры: стимулировать словесное творчество детей, развить у них навыки грамотной и связной речи. Игра способствует развитию детской фантазии и воображения.

    Ход игры. Игроки (неограниченное количество) садятся в круг. Ведущий предлагает игрокам первое предложение будущей сказки* например: «Проснувшись, Лена обнаружила, что все, что она пожелает, исполняется». Впрочем, предложения могут быть самыми разными, главное, чтобы можно было развить предложенную ведущим тему. Все игроки поочередно добавляют к сказке по одному предложению так, чтобы в итоге получился связный текст. Игра прекращается, когда сказка подходит к своему логическому завершению. Победивших и проигравших в этой игре нет, но сама возможность пофантазировать наверняка понравится Детям.

    Рассказы по картинкам

    Возраст: 6-7 лет.

    Цель игры: развить у детей навыки устного общения (связность, образность речи), фантазию.

    Необходимое оборудование: заранее заготовленные картинки, вырезанные из старых журналов, открыток со сказочными персонажами или персонажами мультфильмов, с изображениями разных стран, предметов и т. д.

    Ход игры (в нее играют по очереди). Игроку предлагается составить рассказ по картинкам. Игрок выбирает те картинки, по которым будет составлять свой рассказ. Игрок должен выбирать картинки произвольно. Именно в этом случае пробуждается детская фантазия: игрок может «столкнуть» в сочиненной им сказке персонажей из разных сказок или мультфильмов, по-новому закончить знакомый всем сюжет. Самый фантастический и интересный сюжет, грамотно изложенный, и считается лучшим.

    Примечание. Если игру проводит взрослый ведущий, то ему нужно усвоить, что не стоит торопить игрока с рассказом. Нужно дать ему время подумать: разложить картинки в том порядке, в каком пойдет развитие сюжета, продумать развитие событий и т. д.

    Сочинялки

    Возраст: 6-7 лет.

    Цель игры: развить у детей навыки связной речи. Игра способствует развитию фантазии и сообразительности.

    Ход игры (в ней может принимать участие неограниченное количество игроков). Ведущий дает детям слова. Задача игроков — составить с этими словами предложение и произнести его вслух. Например, со словами «зоопарк», «слон», «яблоко» дети могут составить предложение: «Вчера мы были в зоопарке и угостили яблоком слона». Выигрывает тот, кто придумает наиболее интересное предложение, включив в него все заданные слова. Примечание, Для детей старшего возраста эту игру можно усложнить: дать детям 8-10 ключевых слов и попросить их составить с этими словами целый рассказ. Желательно, чтобы эти слова не связывались друг с другом по значению тематически (например, смело давайте такие, казалось бы, не сочетаемые слова, как «огурец», «экскаватор», «врач», «солнце»), поскольку именно благодаря этому дети начнут активнее фантазировать. Выиграет тот, чей рассказ получится наиболее занимательным.

    Скажи наоборот

    Возраст: 6-7 лет.

    Цель игры: научить детей выделять в языке слова с противоположным смыслом, выявлять их взаимосвязь. Игра способствует расширению словарного запаса у детей, развивает мышление.

    Ход игры. Правила игры очень просты. Игроки садятся в круг. Первый игрок поворачивается к следующему за ним и говорит вслух слово, после чего обращается ко второму игроку со словами: «Скажи наоборот!» Второй игрок должен подобрать к предложенному слову противоположное по смыслу (антоним). Если ему это удается, он в свою очередь говорит свое слово и просит «сказать наоборот» уже следующего игрока. Если игрок по каким-либо причинам не может подобрать слово, противоположное по смыслу заданному (или такого слова попросту нет), то пропускает ход.

    Пример: хороший — плохой, день — ночь, горький — сладкий, черный — белый (названия других цветов здесь не годятся), мягкий — жесткий и т.д.,

    Абсолютного победителя в этой игре нет: играть в нее можно, пока это не надоест детям.

    Рифмы 

    Возраст: 6-7 лет.

    Цель игры: развить у детей умение рифмовать слова. Игра способствует расширению детского лексикона, стимулирует сообразительность и слуховое восприятие.

    Ход игры. Участники игры (их может быть практически неограниченное количество) садятся в круг. Первый игрок (его можно выбрать с помощью жеребьевки или считалки) говорит любое слово. Задача следующего игрока — подобрать слово, рифмующееся с заданным. Третий игрок должен подобрать свое слово, рифмующееся с предыдущими. Чем дальше игрок сидит от ведущего, тем сложнее ему придется, ведь он должен не просто найти слово, рифмующиеся с заданным, но и внимательно запоминать уже произнесенные слова, чтобы не повториться. Если в ходе игры ее участник называет то слово, которое уже было произнесено, ему дается еще одна попытка, чтобы он мог исправить свою ошибку. Проигравшим в этой игре считается тот, на ком рифмы закончатся, то есть тот, который не сможет подобрать рифму к слову. После этого игра начинается заново, и в качестве заданного предлагается уже другое слово.

    Рифмовалки

    Возраст: 6-7 лет.

    Цель игры: развить у детей слуховое восприятие и слуховую память. Игра знакомит детей с понятием «рифма». Кроме того, игра способна расширить словарный запас детей.

    Ход игры. Ведущий (старший) объясняет правила. Они просты: ведущий читает четверостишие без последнего слова. Задача игроков — правильно подставить слово так, чтобы оно правильно рифмовалось и подходило по смыслу. При этом ведущий может начать с текстов, хорошо известных детям, а потом перейти к незнакомым, чтобы дети могли сами, ориентируясь на смысл, подставлять нужное слово. Вот некоторые из таких четверостиший.

     На бахче у нас растет.

    Как разрежешь - сок течек

     

    Свеж и сладок он на вкус,                                    

    Называется... (арбуз).

     

     Как зовут меня, скажи -

    Часто прячусь я во ржи;                                                       

    Скромный полевой цветок,

    Синеглазый... (василёк)                                                    \

     

    Съел Валерик вареник, 

    А Вилюшка -(ватрушку).

     

    Мама песню на Одевала дочку...

    Одевала — над Белую сорочку

     Мама песенку Мама девочку... (одела).

    Е. Благинина

    После этого можно перейти к более сложным текстам, «изюминка» которых состоит в том, что они заканчиваются вовсе не так, как это можно было бы предполагать.

    Если только кто бы знал бы,

    Что билеты на футбол

    Я охотно променял бы

    На добавочный... (укол).

     

    С мармеладом в бороде

    К своему папаше

    Плыл медведь в сковороде

    По кудрявой... (каше).

    В игре побеждает тот, кто сумеет дать как можно больше правильных ответов.

    Паровозик или дорожка слов

    Возраст: 5-7 лет.

    Цель игры: помочь детям понять связь между словами, научить детей делить слова на звуки,

    Необходимое оборудование: деревянные или пластмассовые кубики разных цветов.

    Ход игры : Суть игры состоит в том, что каждый участник называет слово, начинающееся на ту букву, которой заканчивалось предыдущее слово, названное другим игроком. В результате выстраивается такая, например, цепочка из слов: дом — Машина — Арбуз — Земля — Яблоко — Окно — Обруч и т. д. Ведущий объясняет, что слова должны «цепляться.» друг, за друга, как вагончики у паровозика.

    Если игра проводится с детьми помладше (5 лет), то ее можно еще и наглядно проиллюстрировать с помощью кубиков. Каждый кубик — это «вагончик». Перед началом игры каждому участнику раздается равное количество кубиков какого-то одного цвета. Ведущий, начиная игру, ставит кубик на стол или на пол, после того как произнесет первое слово. Если следующий игрок правильно назовет слово-вагончик, то ставит кубик «своего» цвета вслед за первым. Третий игрок, правильно назвавший очередное слово, присоединяет к ним свой кубик. Тот, кто ошибся, не имеет права ставить свой кубик в ряд. Игра заканчивается после того, как у кого-нибудь из игроков заканчиваются кубики. Он и объявляется победителем. В заключение ведущий обращает внимание детей на то, какой длинны паровозик у них получился, и на то, как самые разные слова могут «цепляться» буквами друг за друга.

    Волшебные слова

    Возраст: 5-7 лет.

    Цель игры: научить детей делать логические умозаключения, ставить простейшие эксперименты (в данном случае над словами).

    Ход игры (игра проводится с группой детей). Воспитатель объясняет, что есть обычные слова, а есть волшебные: если их часто повторять, то они обязательно превратятся в другие. Например, если повторять слово «кто», то получится «ток». Затем ведущий предлагает участникам игры определить, во что превратится каждое из следующих волшебных слов: «мышка» (в «камыш»), «банка» (в «кабан»), «сплю» (в «плюс»), «чайка» (в «качай») «моя» (в «яма»). Для этого участникам игры придется быстро несколько раз подряд произносить каждое из этих слов. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее всех справился с заданием.

    Примечание. Эту игру можно проводить и среди детей более младшего возраста (4^5 лет), но тогда нужно будет облегчить им задачу: запастись картинкам и — подсказками, на каждой из которых будет нарисован правильный ответ.

    Скажи слово

    Возраст: 5-7 лет.

    Цель игры: научить детей различать тематические группы слов, делить слова на слоги. Игра способствует расширению лексикона. Необходимое оборудование: мячик средних размеров.

    Ход игры (игра проводится в группе). Ведущий просит участников встать в линию, затем бросает мячик одному из участников игры, задавая тему (например, «предмет мебели», «день недели», «домашнее животное», «овощи» и др.). Участник должен поймать мяч и туг же произнести любое слово, которое соответствует этой теме. Например, если ведущий задает тему «овощи», участник игры может, ответить: «Морковь». Надо следить за тем, чтобы, отвечая, участник игры произносил слово четко, по слогам. Произнося каждый слог, он должен делать Шаг вперед, а с последним слогом бросить мячик обратно ведущему. Например, произнося слово «морковь^, участник делает два шага вперед и с последним слогом бросает мячик. Ведущий должен поймать мяч и бросить его другому участнику, задав при этом другую тему для слова.

    Цели у этой игры могут быть разными. Например, победителем может считаться топ кто сделает как можно больше шагов вперед. Естественно, что для этого участнику игры придется быстро вспоминать самые длинные слова на заданную тему. А можно наоборот считать победителем того, кто сделает меньше всех шагов: разумеется, для этого игрокам придется вспоминать слова покороче.

    Игры на словообразование, на развитие понимания смысловой стороны слова 

    Мишка музыкант

    - Соотносить наименования музыкальных инструментов с названиями музыкальных специальностей.

    --Открытки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов (заяц-барабанщик, мишка-горнист, лиса-гитарист, заяц-балалаечник, пианист и др.); игрушки: пианино детское, балалайка, барабан, медвежонок.

    ---В гости к детям приходит медвежонок. Он что-то принес. Ведущий спрашивает: «Что это у тебя, мишка?»

    - Хочу поиграть с ребятами, - говорит медвежонок.- У меня есть музыкальные инструменты. Это … пианино (инструмент называют дети), это …барабан, а вот …балалайка. Закройте глаза. На чем, я играю? (На барабане.) А как, называют музыканта, который играет на барабане? (Барабанщик.) Значит я сейчас барабанщик. А сейчас кто я? Пиа…нист. На чем я играл? (На пианино)

    - Барабан нужен барабанщику, пианино – пианисту. А для кого балалайка? Кто играет на балалайке? (Бала…лаечник)

    - Я принес вам открытки. На них нарисованы разные музыканты. И я музыкант. Играю на разных инструментах. (Выставляет на панно открытки.)

    Отыщите, кто здесь горнист. Правильно, это я горнист. А как вы догадались, что горнист – это я?(На открытке медвежонок держит в руках горн.) А кто здесь гитарист? Как вы догадались? Кому нужна гитара?

    Далее взрослый загадывает детям загадки. Он изображает игру на разных музыкальных инструментах, задает вопросы: «Кто так играет? На чем играет?»

    Киоск открыток

    - Соотносить наименования действий с названиями спортивных специальностей.

    --Открытки с изображениями спортсменов (хоккеисты, футболисты, бегуны, прыгуны, пловцы, борцы, лучники, наездники и др..), игрушечный медвежонок.

    ---Взрослый говорит: «У медвежонка сегодня день рождения. Вы можете поздравить его и сделать ему подарки. Медвежонок собирает открытки, Вот у нас киоск открыток. Вы можете купить любую открытку. Надо только правильно назвать, кто на ней изображен и что он делает.

    Кто хочет поздравить мишку? Иди сюда, Света. Какую открытку ты выбрала? Кто на ней изображен? Что он делает? Пожалуйста, вот твоя покупка. Поздравляй медвежонка».

    После того как все открытки будут куплены и подарены медвежонку, взрослый вместе с медвежонком загадывает детям загадки, изображая движения, характерные для представителей того или иного вида спорта. Дети отгадывают: «Бегун… пловец…» и т.д.

    В процессе игры возникает словотворчество. Взрослый при необходимости подсказывает начало слова или все слово.

    Про пана Трулялинского

    - Знакомство со способами словообразования.

    --- Детям говорят, что сейчас им будут читать очень веселое стихотворение Юлиана Тувима. Можно не просто слушать это стихотворение, но играть в слова. Далее взрослый читает стихотворение, делая паузы перед некоторыми словами (подчеркнуты). Эти слова говорят дети (хором).

    Кто не слышал об артисте Палочку – трулялочку

    Тралиславе Трулялинском! Поднимет дирижер –

    А живет он в Припевайске, И сразу по приказу

    В переулке Веселинском. Зальется дружный хор:

    С ним и тетка – Трулялетка «Труля-ля да тру-ля-ля!

    И дочурка – Трулялюрка, Труля-ля да тра-ла-ла!»

    И сынишка – Трулялишка, Честь и слава Тралиславу!

    И собачка – Трулялячка. Трулялинскому хвала!

    Есть у них еще котенок

    По прозванью Труляленок

    И вдобавок попугай Трулялинский чуть не пляшет –

    Развеселый Труляляй! Дирижерской палкой машет

    И усами шевеля, подпевает: «Тру-ля-ля!»

    На заре они встают, «Тру-ля-ля» - звучит уже

    Чаю наскоро попьют, На дворе и в гараже.

    И встречает вся компания И прохожий пешеход

    Звонкой песней утро раннее. Ту же песенку поет.

    Все шоферы – трулялеры, Сам учитель – трулялитель

    Почтальоны – труляльоны, И ребята –трулялята!

    Футболисты – трулялисты, Даже мышки,даже мушки

    Продавщица – трулялица, Распевают: «Трулялюшки

    Музыканты – трулялянты, В припевайске весь народ

    Истуденты – труляленты Припеваючи живет!

    В заключение детям предлагаются следующие вопросы и задания:

    - Понравилось ли вам стихотворение? Где жили все трулялята? А как вы назвали улицу, на которой живут звери, любящие поспать? Как назвать автобусную остановку в районе, где растет орешник? Как назвать село, где разводят пчел и получают мед? А как можно сказать про лес, где живут медведи? Ежи? Придумайте историю про путешествие медвежонка по городу Веселинску.

    Отгадай кличку

    -Подбирать слова для характеристики игрушечных персонажей.

    --Игрушки: рыжий лисенок и черный щенок.

    ---В гости к детям приходят лисенок и щенок. Предлагают отгадать, как их зовут. Взрослый объясняет, что у гостей должны быть такие имена, чтобы можно было сразу догадаться, кто есть кто. Спрашивает:

    -Как вы думаете, ребята, как зовут лисенка? Лисенок хитрый, хвост у него пушистый. Он рыжий, почти оранжевый, как солнышко. Догадались? Как можно звать лисенка? Лисенок, тебя зовут Рыжик? Оля, спроси ты лисенка.

    Когда все догадки будут высказаны, взрослый от лица лисенка подсказывает: «Меня зовут Ого…нек».

    Аналогично характеризуется щенок. Он веселый, смешной, хорошо прыгает, быстрый, черный как уголь. Дети подыскивают кличку и называют щенка Уголек.

    Уголек и Огонек предлагают детям загадки. Как зовут их друга-гнома, который всего стесняется? Который любит спать? Всегда ворчит? Без конца читает? Любит чистоту?

    В заключение читается стихотворение И.Токмаковой «Гном» о гноме – любителе чистоты.

    Игры на формирование образной речи

    Кто внимательнее

    -Выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты.

    Игровое правило: выигрывает тот кто больше заметит и назовет сказочных выражений, образных слов.

    ---Взрослый говорит примерно следующее: «Разные народы живут на земле. И у каждого народа есть свои сказки. Народные сказки легко можно отличить от авторских литературных произведений, потому что в них особенные сказочные слова, песенки. Сейчас я расскажу сказку, которую вы уже знаете. Внимательно слушайте и постарайтесь заметить такие слова». После чтения сказки дети называют специфические сказочные выражения. Каждый правильный отмечается фишкой.

    Я начну, а вы продолжите

    По рассказу Н.Носова «На горке»

    -Подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.

    ---Взрослый составляет незаконченные предложения. Ребенок должен закончить предложение, использовав образные обороты речи.

    Был ясный морозный день, снег на солнце… (сверкал, искрился, переливался, блестел).

    Миша сел на санки и помчался с горы… (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией).

    Санки перевернулись, и мальчик… (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).

    Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился… (не покладая рук, без устали, в поте лица).

    Кто скажет по-другому?

    -Подбирать слова и выражения, наиболее подходящие по смыслу.

    Вариант по сказке «У солнышка в гостях»

    --- Детям предлагается ряд заданий:

    -В сказке вам встретились интересные слова и выражения, например: «Однажды большая туча занавесила небо». Как сказать об этом по-другому? (Небо нахмурилось; скоро пойдет дождь; стало пасмурно.)

    - «Загрустили цыплята». Подберите слова, чтобы сказать об этом иначе… А когда разбудили солнышко, какими стали цыплята?

    - «Где же вы его найдете? – закудахтала наседка». Как сказать, что она сделала?

    - Вспомните, как будили друзья солнышко.

    -Когда солнце показалось в небе, какое оно было? Расскажите.

    Угадай, о ком я скажу

    -Находить по образному описанию знакомые предметы.

    ---Это упражнение проводится на материале русской народной сказки «Хвосты». Взрослый дает описание, а дети отгадывают, о каком звере идет речь: «Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой, вертит хвостом, любуется»; « Хвост длинный, как палка, с метелкой на конце. По бокам бьет, слепней отгоняет»; «Хвост, как ш

    Игры на расширение простого предложения словами-определениями, словами-действиями, местоимениями и т.д.:

    «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

    Работа по сюжетным картинкам: «Девочка... читает книгу».

    «Кто что любит?»

    Медведь любит мёд, ягоды; белка — орехи, грибы, шишки...

    «Кому какой подарок?»

    В день рождения платье подарим кукле; петушку дадим зёрна; кролику положим морковку; корове приготовим траву; кошке нальём молока; собаке бросим косточку. (Слова-глаголы не повторяются.)

    «Наведи порядок». (Составление предложений по опорным словам.) Образец: ручка, писать, Маша. Маша пишет ручкой.

    «Перечисли». (Однородные члены предложения и союз и.)

    —Какие у тебя игрушки?

    —У меня куклы, машинка, матрёшка и кубики.

    —С кем ты играла во дворе?

    —Я играла вместе с Катей, Валей и Леной.

    (Затем дети продолжают выполнять задание самостоятельно.)

    «Назови одним словом и перечисли». (Однородные члены предложения с обобщающим словом.)

    Мама на рынке купила фрукты: яблоки, груши, сливы, лимоны и бананы...

    «Удлиним предложение».

    Первое предложение — из двух слов, каждое следующее — на одно слово длиннее.

    Образец: Машина едет. (Какая?) Пожарная машина едет. (Какого цвета?) Красная пожарная машина едет. (Что везёт? Где едет? Куда едет?) — Красная пожарная машина едет с водой по дороге на пожар.

    «Скажи одним предложением». Наступил день. Сегодня тепло. Греет солнце.

    —Какой сегодня день?

    —Сегодня тёплый солнечный день.

    «Что выбираешь?» (Разделительный союз или). Образец: Я буду или лепить, или рисовать.

    —Что возьмёшь для игры?

    —Я возьму или куклу, или матрёшку.

    (Затем дети продолжают выполнять задание сами.)

    «Соедини слова». (Составление рассказа по опорным словам.) Примерные слова: день, лес, дети, грибы, корзина, мама. Наступил ясный солнечный день. Дети решили пойти в лес по грибы. Они взяли с собой корзину...

    Игры и игровые задания на развитие речевого творчества на основе сказочного сюжета

    Игра «Вопросы и ответы»

    Задачи: учить детей выявлять из нескольких сказочных предметов нужный предмет герою той или иной сказки, уметь доказывать правоту своего выбора; развивать память, мышление.

    Ход игры Ребята, любите ли сказки? Что происходит с героями в сказках? Если происходит беда с героями, кто им помогает?

    (Ответы детей.)

    - В Сказочной стране произошел переполох, многие герои попали в беду, и никто им не в состоянии помочь. Мне сегодня пришло письмо от волшебницы Раззиты из этой страны. Она просит о помощи, героям, попавшим в беду, нужно срочно помочь. В чём заключается эта помощь, вам помогут узнать мои задания - подсказки.

    1.Вспомните название сказки.

    2.Назовите волшебство, которое происходит в этой сказке, какие волшебные предметы помогают главным героям.

    3.Подумайте, подходят ли предложенные предметы в данном случае.

    4.Подумайте и решите, может вам необходимо обратиться за помощью к другому сказочному волшебнику.

    5.Расскажите о своем предложении.

    Детям предлагают рассмотреть разнообразные проблемные и неожиданные ситуации, в которые попадают сказочные герои. Чтобы помочь сказочному герою, дошкольники должны выбрать для этого героя эффективное средство – волшебный предмет.

    Пример 1 проблемной ситуации

    Иван Царевич победил Кощея Бессмертного и освободил Василису Премудрую, но когда стал победителем, не заметил, что замок Кощея разрушился и дорогу назад из замка завалил огромный камень.

    Вопрос к детям. Как Иван Царевич и Василиса Премудрая смогут выбраться из разрушенного замка?

    Подсказка: лампа Алладина, ковер – самолет, волшебное умение Василисы и т.д.

    Дети выбирают сказочные предмет и рассказывают, как будет этот предмет использоваться. Можно придумать свой вариант выхода из проблемной ситуации.

    Пример 2 проблемной ситуации

    Рассказала Коровушка Хаврошечке, что хочет ее хозяйка зарезать за то, что помогала она ей. Заплакала девушка, жалко ей стало любимую коровушку – матушку, ведь она так много помогала Хаврошечке. Плакала, плакала девушка и уснула, и снится ей сон, как спасает она Коровушку.

    Вопрос к детям: Какой сон приснился Хаврошечке?

    Подсказка: цветик – семицветик, волшебная палочка.

    Игра «Отгадай, кто мы?»

    Задачи: продолжать развивать у детей мыслительную деятельность, память, сообразительность; вызвать интерес к такому виду литературного жанра, как загадка; продолжать учить детей узнавать по характерным признакам задуманного в загадке сказочного героя; учить самостоятельно, развивать свою мысль, используя в ответах распространенные предложения.

    Ход игры: Сегодня с вами хотят состязаться в смекалке, в знании сказок сказочные герои и даже волшебные предметы! Они прислали к нам в детский сад картинки со своим изображением, и оставят их у нас в том случае, если вы отгадаете загадки, которые герои придумали каждый про себя.

    Загадки сказочных героев.

    - Ну, я же говорил, что быть, по-моему, не быть Василисе с Иваном Царевичем. Опять она со мной, стоит вся из золота. Никому я ее не отдам, а придет Ванька сюда, так сожгу его, испепелю, не сгорит, так утонет.

    (Кощей Бессмертный из сказки «Царевна лягушка»)

    - Какое чувство вызывает у вас этот герой и почему?

    - Ну и столяр, ну и мастер! Как он меня хорошо сделал: я как настоящий самолет, только весь из дерева, но не беда. Вон Иван - царский сын в другое царство - государство улетел, да еще и невесту себе нашел, а то так бы до сих без жены ходил, а я ему помог. А ведь все говорили: « Да ну он же деревянный, далеко не улетит»?

    (Деревянный орел из одноименной сказки).

    - Какое чувство испытывает орел к своему создателю?

    - Вы думаете приятно жить с такой хозяйкой? Моя беда в том, что у меня нет родных и близких, я всегда выполняю то, что она прикажет, а ей все мало и мало, одна коровушка меня понимает. За это я ее люблю больше всех.

    (Крошечка-Хаврошечка из одноименной сказки)

    - Как можно помочь Хаврошечке?

    - Я – такая выдумщица. Всю жизнь прожила в своем болоте. А тут вдруг захотелось отправиться в путешествие, мир посмотреть и себя показать. Жаль, что очень люблю болтать, вот поэтому до теплых стран не долетела, а снова оказалась в болоте, только оно меньше моего. Зато соседки теперь новые, можно им рассказать чудную историю о моих несостоявшихся приключениях.

    (Лягушка – путешественница из одноименной сказки В. Гаршина)

    - Какая по характеру лягушка? Почему она не долетела до теплых стран?

    - Теперь я понял, что это из-за меня все поссорились. Ведь каждый делал свою работу: блин – борщи варил, мышонок дрова рубил, а я на охоту летал. Но я подумал, что моя работа самая трудная. Если бы я знал, что так все получится и все пострадают. Надо доверять своим друзьям, и каждый должен выполнять ту работу, которую хорошо умеет делать.

    (Воробей из русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».).

    - Почему с друзьями приключилась беда? Какими должны быть настоящие друзья?

    - Рос я спокойно у одной старушки в саду, ухаживала она за мной. Зачем она этой девочке меня отдала? Почти все мои лепестки она зря использовала. Хорошо хоть последний лепесток пригодился для доброго и нужного дела. Я так был рад за мальчика Витю. Надо сначала хорошо подумать, а потом загадывать желание.

    (Цветик – семицветик из одноименной сказки В. Катаева)

    -Почему Женя так необдуманно тратила лепестки? На какое желание она использовала последний лепесток?

    Игра «Придумай новое название к знакомой сказке»

    Задачи: учить детей находить ключевые слова, помогающие изменить название сказки, не потеряв ее смысл; развивать память, мыслительную деятельность во время придумывания новых названий к знакомым сказкам.

    Материалы: выставка книг со сказками в Книжном уголке.

    Ход игры

    Воспитатель. Ребята, а вы можете, как самые настоящие сказочники, придумать свои названия к знакомым сказкам? (Ответы детей). У нас в группе много сказочников! Я вам предлагаю поделиться на две команды и устроить соревнования: «Кто больше придумает новых названий». (Дети соревнуются в командах).

    Примеры новых названий к знакомым сказкам:

    (Названия придуманы детьми подготовительной группы).

    1) Русская народная сказка «Царевна – лягушка»

    - «Волшебница-лягушка»

    - «Заколдованная царевна»

    - «Иван Царевич и стрела»

    - «Чудеса в тридесятом царстве»»

    2) Русская народная сказка «По щучьему велению»

    - «Три желания Емели»

    - «Говорящая щука»

    - «Емеля и щука»

    - «Волшебная рыба»

    - «Чудеса сбываются»

    - «Царевна, Емеля и щука»

    3) Русская народная сказка «Репка»

    - «Дедушкины приключения»

    - «Веселые помощники»

    - «Сильная мышка»

    - «Хорошая удача»

    - «Дедка и репка»

    - «Семья на огороде»

    - «Тяжелая репка»

    - «С маленького зернышка до большой репки»

    4) Сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

    - «Чудеса во дворце»

    - «Доброта и злоба»

    - «Заколдованный принц»

    - «Настенька и чудовище»

    В конце игры воспитатель подводит итог и объявляет победителей.

    Примечание:

    Основное правило игры - детям предлагаются хорошо знакомые сказки, т.к. знание этих сказок, способствует более углубленному развитию фантазии и творчества.

    Игра проводится в совместной деятельности с детьми или во время знакомства и чтения литературного произведения. Игру можно начать с рассматривания иллюстраций к знакомым сказкам, предложить поиграть в игру – соревнование; игру – смекалку или игру - творчество на усмотрение педагога.

    Игры на развитие умения выделять и называть признаки предметов

    «Скажи какой»

    Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

    Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).

    «Исправь ошибку»

    Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

    Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

    «Что напутал Буратино?»

    Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

    В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.

    «Какая кукла»

    Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

    Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.
    — Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».
    От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).

    «Сравни кукол»

    Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

    Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.
    — Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый и т.д.).
    Игры на обогащение словарного запаса.         

    Игра «Наоборот».

    Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
    Учитель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее учитель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч учителю.
    Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать  стихотворение Д.Чиарди
    «Прощальная игра»:

    -Нам с тобой пришёл черёд
    -Сыграть в игру «Наоборот».
    -Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»). 
    -Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
    -Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
    -Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
    -Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
    -Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

    Игровое упражнение «Закончи фразу».
    Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).
    Учитель называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово, которое пропустил учитель, т.е. закончить фразу.

    -Сахар сладкий, а лимон … .
    -Луна видна ночью, а солнце … .
    -Огонь горячий, а лёд … .
    -Река широкая, а ручей … .
    -Камень тяжёлый, а пух … .

    Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.

    Игровое упражнение «Скажи по-другому».
    Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).
    Учитель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели.
    Почему он такой? Да потому что на улице 
    идёт дождь, а мальчик идёт в школу.
    Какое слово повторилось два раза? (идёт)
    Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.
    Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.
    Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
    Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

    -Чистый воздух (свежий воздух).
    -Чистая вода (прозрачная вода).
    -Чистая посуда (вымытая посуда).
    -Самолёт сел (приземлился).
    -Солнце село (зашло).
    -Река бежит (течёт, струится).
    -Мальчик бежит (мчится, несётся).
    -Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).
    очень маленький (малюсенький).

    Игра «Какой предмет?»
    Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов –  признаков и правильно их согласовывать.
    Содержание игры заключается в следующем: учитель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

    Что бывает?
    Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.
    Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов. 
    -Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
    -красное – платье, яблоко, знамя, …

    Игры на развитие связной речи.

    Игровое пражнение «Распространи предложение».
    Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
    Детям предлагается продолжить и закончить начатое учителем предложение, опираясь на наводящие вопросы учителя. Например, учитель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

    Игра «Пойми меня».
    Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
    Учитель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше учитель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ученик должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, учитель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда учитель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом учитель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось учителю. После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

    Игровое упражнение «Если бы…».
    Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
    Учитель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

    -«Если бы я был волшебником, то …»
    -«Если бы я стал невидимым…»
    -«Если весна не наступит никогда…»

    Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

    Игровое упражнение «Закончи сам».
    Цель – развитие воображения, связной речи.
    Учитель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.

                Наблюдая за активностью детей на занятия, я увидела, что при использовании данных игр активность и интерес к занятию заметно возрастает и занятие проходит очень весело и незаметно.




     



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План по самообразованию «Метод моделирования как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста»

    Использование в работе метода моделирования способствует повышению качества образования по развитию речевого творчества у дошкольников.  Ведет  к положительным сдвигам в речевом и  умст...

    Картотека методов и упражнений по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста

    В картотеке представлены игры и упражнения для развития речевого творчества детей...

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок

    ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок...

    Статья на тему: "Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством методики Джанни Родари"

    Детское речевое творчество – это вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребёнка – самовыражение.Речевое творчество – наиболее сложный вид творческой деятель...

    Мастер-класс "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»

    Представлен конкурсный материал на муниципальный этап всероссийского конкурса "Воспитатель года-2018"...

    Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»

    Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста  по технологии ТРИЗ-РТВ»...