Конспект консультации для родителей. (Подготовительная группа) Тема: «Развитие речи наших детей»
консультация (подготовительная группа) на тему

Авдонина Татьяна Александровна

Конспект консультации для родителей.

(Подготовительная группа)

Тема: «Развитие речи наших детей»

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Вступление. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть. Сегодня мы с Вами поговорим о проблеме «развитие речи наших детей»

     Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да? И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Родители отвечают «да»

 (Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Основная часть:

    - Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):

 

Речь должна быть.

  • Грамотной
  • Понятной
  • Выразительной
  • Осмысленной
  • Богатой
  • ..........
  • ..........
  • ..........

Это идеал. А что же получается на самом деле?

Проблемы наших детей

     В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

Односложная речь

Состоящая из одних простых предложений речь

бедная речь

Недостаточный словарный запас

Слова – «паразиты»

Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослы.

грамотные вопросы

Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

составление рассказов

Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

не могут логически объяснять

 

речь не выразительна

Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

плохая дикция

Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).

     Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас (зачитываю слова из 2-го столбца) Что же делать? Мы приготовили папку – ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем, и вы можете поиграть дома. Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

1.     В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

·         Составлению творческих рассказов

·         Составлению рассказов по картине, по серии картин

·         Пересказам

А помогают нам в этом вот такие схемы (показываем)

2.     Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. Вот скоро будем разучивать стихотворение «Апрель» (продемонстрировать схему для запоминания стиха)

3.     Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.

4.     Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»

5.     И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

     С недавнего времени мы с ребятами стали играть в познавательные игры на жетоны. Кто больше заработает жетонов – получает приз. Я задаю вопросы – дети отвечают. Вопросы на следующий день могут повториться.

Например (показываю книгу, и играем немного с родителями)

Что дома делать надо:

1.     В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

2.     Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)

3.     И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут

4.     Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

5.     Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

·         Ты самый любимый!

·         Ты очень многое можешь!

·         Что бы мы без тебя делали?!

·         Иди ко мне!

·         Садись с нами!

·         Я помогу тебе.

·         Я радуюсь твоим успехам

·         Расскажи мне, что с тобой

     И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект консультации для родителей. (Подготовительная группа) Тема: «Развитие речи наших детей»

Конспект консультации для родителей.(Подготовительная группа)Тема: «Развитие речи наших детей»Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Вступление. З...

Конспект консультации для родителей. (Подготовительная группа) Тема: «Развитие речи наших детей»

Конспект консультации для родителей.(Подготовительная группа)Тема: «Развитие речи наших детей»Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Вступление. З...

Конспект консультации для родителей. (Подготовительная группа) Тема: «Развитие речи наших детей»

Конспект консультации для родителей.(Подготовительная группа)Тема: «Развитие речи наших детей»Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Вступление. З...

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

Родительское собрание в подготовительной группеТема: "Развитие речи у детей  подготовительной к школе группе"План: 1.Вступительное слово2. Доклад логопеда Крюковой М.М.3. Сообщение воспитателей г...

Консультация для родителей Тема: «Развитие речи наших детей»

Тема: «Развитие речи наших детей»Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Уважаемые родители!До школы осталось немного времен...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи "Наша Родина Россия"

Цель: формировать у детей представление о России как о родной стране, о государственном гимне, гербе, флаге....