Консультационная беседа с родителями "Роль ТЕАТРА в развитии речи детей"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Тямина Ольга Александровна

консультация может использоваться как основная тема для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_teatra.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультационная беседа с родителями

«Роль ТЕАТРА в развитии речи ребёнка»

В настоящее время, в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

  В решении задач, связанных с развитием речи ребёнка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.

  Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

  Театрализованная игра как один из её видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

  Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы д\с: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

  Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

  Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

  В играх-драматизациях ребёнок, исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и не вербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр», управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в д\с: настольный, плоскостной и объёмный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.      

  На первоначальном этапе над игрой-драматизацией необходимо правильно подобрать художественное произведение. Очень важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания. Необходимым условием для игры-драматизации должно быть  наличие диалогов в произведении.

  Выбрав произведение для игры-драматизации, воспитатель несколько раз читает его детям, рассматривает с ними иллюстрации, беседует о прочитанном, т.к. беседы – это один из действенных приёмов развития диалогической речи дошкольников. В беседе важно использовать вопросы проблемного характера: почему? зачем? по какой причине? как узнать? помогающие установить причинно-следственные связи в тексте. Для более углубленного понимания произведения дети пересказывают прочитанное. Пересказ является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Пересказ отлично тренирует произвольное внимание, память и воображение, что очень важно для речевого развития детей. Если позволяет содержание, следует провести рисование или лепку на данную тему. На этом этапе мы, обсуждая заданную тему по произведению, решаем массу задач по развитию речи: активизация словаря, развитие монологической речи, разыгрывание диалогических этюдов, умение решать проблемные ситуации с проговариванием (коммуникация), обогащение сенсомоторики.

  Обычно подготовка к игре захватывает всю группу. На каждую роль выбирается несколько исполнителей, остальные дети принимают участие в изготовлении различных атрибутов, костюмов для игры. Все эти действия активно сопровождаются обсуждением, проговариванием, что влечёт за собой развитие интенсивной и экспрессивной речи дошкольников.

  Развитию уверенности в себе и развитию социальных навыков поведения способствует такая организация театральной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:

  • выбор роли по желанию,
  • назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей,
  • распределять роли по карточкам (дети дерут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображён персонаж),
  • проигрывание ролей в парах.

Во время занятий необходимо:

  • внимательно выслушать ответы и предложения детей;
  • если дети не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям персонажей;
  • при знакомстве детей с героями произведения выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
  • в заключении различными способами вызвать у детей радость.

Задачи работы по театрализованной деятельности в д\с включают:

  • вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников;
  • побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.)
  • помогать в создании выразительных средств;
  • способствовать тому, чтобы знание ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности;
  • учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивать, говорить обращаясь к партнёру);
  •  учить выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учётом места действия;
  • вызывать желание произносить небольшие монологи и развёрнутые диалоги (в соответствии с сюжетом постановки);

Для того, чтобы проводить театрализованные игры необходимо сформировать развивающую среду – создать театрализованный уголок в группе, включающий в себя:

  • настольный театр,
  • театр резиновой игрушки,
  • театр мягкой игрушки,
  • театр ложек,
  • плоскостной театр,
  • театр марионеток,
  • пальчиковый театр,
  • костюмы,
  • декорации,
  • театр конусной игрушки,
  • куклы-бибабо,
  • теневой театр,
  • театр «варежка» и др.

Основные направления театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребёнка:

  • от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
  • от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3-х, 5-и сверстников, исполняющих роли;
  • от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основной эмоции героя и освоению роли как созданного простого «типичного» образа в игре-драматизации.

В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активируется словарь ребёнка. С помощью  игр-драматизаций дети осваивают элементы общения - мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. В театрализованной работе энергично развивается разговор как форма социализированной (коммуникативной) речи. Заученные в период подготовки к спектаклю литературные эталоны речи ребята употребляют в дальнейшем в общении друг с другом. Увиденное и пережитое в настоящем театре в театрализованных играх расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Всё это способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

  Проживая и переживая с героям различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребёнок познаёт новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную деятельность.

  Таким образом можно сделать вывод, что ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольника в театрализованной деятельности ведёт к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста.

Актуальность темы определяется следующими показателями:

  • Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения;
  • С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, т.к. в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.  Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, побуждает его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

Список литературы:

Антишина Е. А. «Театрализованная деятельность в д\с» МТЦ Сфера 2006

Доронова Т.М. «Играем в театр» М. Просвещение 2005    

Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в д\с (новые подходы)» Ростов-н\Д «Феникс» 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет"Роль пальчикового театра в развитии речи детей"

В даном буклете дана информация о том , как важен пальчиковый театр в развитии речи детей"....

Конспект родительского собрания "Роль пальчикового театра для развития речи детей"

В данном конспекте даны рекомендации  о роли пальчиковых игр в развитии речи детей"...

НОД "Использование кукольного театра в развитии речи детей"

НОД "Использование кукольного театра в развитии речи детей"...

памятка для родителей "Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста"

laquo;Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста»Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центр...

Театр и развитие речи детей

Консультация для воспитателей...

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Театральное искусство создает условие для развития личности и самореализации ее творческого потенциала...