Конспект родительского собрания "Роль пальчикового театра для развития речи детей"
консультация (младшая группа) на тему

Джафарова Тамара Ивановна

В данном конспекте даны рекомендации  о роли пальчиковых игр в развитии речи детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей» (1 младшая группа)

Цель

• дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;

• заинтересовать проблемой;

• приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи;

• выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

План:

1. Значение и роль пальчиковых игр в развитии речи детей. (Презентация)

2. Мастер-класс для родителей (показ правильного выполнения пальчиковых игр).

3. Буклет для родителей «Роль пальчикового театра в развитии речи детей».

Ход собрания:

1. Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики, кубики и т. п.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

2. Начните с простых пальчиковых игр:

Солнце вышло из-за тучки

Солнце вышло из-за тучки.

Побежал по небу лучик!

Лучик на нос Ване сел,

А потом улетел!

Кулак разжимается.

Пальчики растопырены, шевелятся.

Указательным пальчиком дотроньтесь до носа малыша.

Спрячьте руку за спину.

Ёжик

Вышел ежик на дорожку,

У него – четыре ножки!

У него – иголки

Будто бы у елки! Прикоснитесь кончиками пальцев к столу, сымитируйте пальчиками шаги

Раскройте ладошку,

Растопырьте пальцы.

Братцы

Вышли братцы

Прогуляться.

А потом по одному все попрятались в дому! Разгибайте пальчики по одному.

Загибайте пальчики по одному в кулак.

Цветочки

По весне из почек

Выросли цветочки.

У цветочков – лепестки

А на них сидят жуки:

Раз-два-три-четыре-пять!

Лепестки скорей погладь! Разгибайте пальчики из кулака.

Указательным пальцем другой руки «пересчитайте» лепестки.

Рукой малыша погладьте свою ладонь.

Зайка

Зайка утром встал,

За морковкой побежал! Сложите руку: указательный и средний пальцы – «ушки», остальные пальчики – в кулак.

Зайкины «ушки» превращаются в ножки, которыми Вы «бежите» по руке малыша.

3. Раздача буклетов.

4. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет"Роль пальчикового театра в развитии речи детей"

В даном буклете дана информация о том , как важен пальчиковый театр в развитии речи детей"....

памятка для родителей "Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста"

laquo;Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста»Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центр...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

«Изготовление и использование пальчикового театра для развития речи младших дошкольников в семье».

Выступление на ММО музыкальных руководителей (тема "Пальчиковый театр")....

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Театральное искусство создает условие для развития личности и самореализации ее творческого потенциала...

Пальчиковый театр для развития речи

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсцен...

Пальчиковый театр для развития речи

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсцен...