Пальчиковый театр для развития речи
материал (младшая группа)

Савельева Лилия Олеговна

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovyy_teatr_i_rech_rebenka.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковый театр и речь ребенка

  Пальчиковый театр – это игра с набором маленьких фигурок, которые надеваются на пальчик ребенка. Миниатюрные персонажи оживают на руке, приобретая характерные для роли особенности и голос. Как правило, фигурки соответствуют героям детских сказок, но есть и просто куклы, выполняющие разные роли или функции.

Самое большое воздействие пальчиковый театр оказывает на развитие речи.

  • обогащается и активизируется словарный запас детей. Ребенок не только запоминает новые слова, но и использует их в речи; 
  • развивается связная речь. Ребенок пересказывает большие отрывки текста, участвует в диалоге; 
  • развивается звуковая культура речи. Пальчиковый театр дает уникальную возможность отрабатывать звуки с помощью ролей: можно порычать как тигр или помычать как корова;
  • происходит усвоение грамматического строя языка. Построение словосочетаний – сложный процесс. Ребенок должен уметь согласовывать слова в роде, числе, падеже, склонении. Пальчиковый театр позволяет закреплять грамматические навыки путем многократных повторений;
  • закрепляется знание художественной литературы; 
  • развивается эмоциональная выразительность речи.

Фигурка на пальце обладает уникальными возможностями — помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать мысли и продумывать поведение.

Как играть в пальчиковый театр

  Пальчиковый театр очень разнообразен. Фигурки для него могут быть куплены в наборах по мотивам художественных произведений или в виде отдельных героев, а можно их сделать самостоятельно — они будут уникальными и неповторимыми. Фигурки можно связать из ниток, слепить из пластилина, глины или теста, склеить из бумаги, сделать из папье-маше или пластиковых пузырьков — вариантов очень много. Детям двух-трех лет предлагаются простые сценарии для представления на одной руке с одним или двумя героями. После трех лет можно использовать вторю руку.

  Прежде всего, ребенка нужно познакомить с фигуркой, затем надеть куклу на пальчик и оживить ее. Первый опыт проведите в диалоге. Например, на вашем пальчике собачка, у ребенка кошечка. Поздоровайтесь, пообщайтесь.

  Лучше всего предлагать детям для инсценировки знакомые сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок». Будет лучше, если непосредственно перед игрой вы прочтете детям эти сказки.

Инсценировка сказки «Колобок»

Автор: Давным-давно в одной деревушке жили-были старик со старухой. Жили они бедно.
(На ширме появляются старик и старуха) Однажды старик говорит старухе:
Старик: Испеки-ка старуха, колобок
Старуха: Да испечь-то я бы испекла, а муки где взять ?
Старик: А ты по амбару помети, по сусекам поскреби. Глядишь, и наберешь немного!
(Старуха уходит в дом.)

Автор: Старуха так и сделала: по амбару помела, по сусекам поскребла и набрала муки горстку.
Старуха: Замешу-ка я тесто! Положу сметанки, маслица! Хороший получился Колобок! То-то старик мой обрадуется!(Звучит веселая музыка, под которую старуха месит тесто)
Автор: Испекла старуха Колобок (Появляется Колобок). Получился он румяный, пышный да красивый. И поставила она его на окошко, остудится, а сама прилегла отдохнуть.
(Старик со Старухой уходят)
Колобок: Ой, ой, ой, как жарко! (подпрыгивает). Ох, ох, ох, как скучно! А не покатится ли мне в лес, прогуляться?
Автор: Спрыгнул Колобок с окошка и весело покатился по тропинке в темный лес.
(Избушка убирается и появляется декорация леса (елочки))
Катится Колобок, катится, а навстречу ему Заяц – белый хвостик!(музыка)
Заяц: Здравствуй, Колобок! Какой ты румяный, сдобный! Я, пожалуй, тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Зайка. Давай, я тебе лучше песенку спою:
Я Колобок, Колобок, по амбару метен, по сусекам скребен,
Я от бабушки ушел и от дедушки ушел, а от тебя, Косой и подавно уйду!
Автор: И покатился Колобок дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Волк – зубами щелк!(музыка)
Волк: Вот так удача! Целый день в лесу искал - чем бы поживиться, кого бы скушать, а тут еда сама ко мне катится! Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Волк. Послушай, какую я песенку знаю:
Я Колобок, Колобок, по амбару метен, по сусекам скребен,
Я от бабушки ушел и от дедушки ушел, я от Зайца ушел, а от тебя, серый и подавно уйду!
Автор: И покатился Колобок дальше – только Волк его и видел. Катится Колобок, катится, а навстречу ему сам Медведь!(музыка)
Медведь: Чем это тут так вкусно пахнет! А это Колобок! Колобок, Колобок, я тебя, пожалуй, съем!
Колобок: Не ешь меня, Мишенька! Послушай лучше мою песенку:
Я Колобок, Колобок, по амбару метен, по сусекам скребен,
Я от бабушки ушел и от дедушки ушел, я от Зайца ушел и от Волка ушел, а от тебя, косолапый, не хитро мне уйти!
Автор: И покатился наш Колобок дальше. Вот катится Колобок, катится, а навстречу ему Лиса – рыжая плутовка.(музыка)
Лиса: Здравствуй, миленький дружочек, здравствуй, Колобочек! Ох, какой же ты красивый, пышный, вкусный. Как же мне хочется тебя скушать!
Колобок: Не ешь меня, Лиса. Я знаешь, какую хорошую песенку знаю! Давай тебе ее спою:
Я Колобок, Колобок, по амбару метен, по сусекам скребен,
Я от бабушки ушел и от дедушки ушел…
Лиса: Ох, какая хорошая песенка! Жаль, глуха я совсем стала. А ты сядь ко мне на носок да пропой еще разок!
Колобок: Ладно!(Колобок перемещается на нос Лисе) Я Колобок, Колобок, по амбару метен, по сусекам скребен,
Я от бабушки ушел и от дедушки ушел…
Автор: А Лиса его…
Лиса: ам ! (Лиса подпрыгивает вниз и пропадает вместе с Колобком за ширмой)
Автор: … и съела!
Тут и сказки конец, а кто слушал молодец!

  При знакомстве с этим видом деятельности взрослый сначала сам показывает детям спектакль. Когда ребенок усвоит смысл игры, вместе выбираем ему конкретную роль. Обязательно нужно делать акцент на интонацию. Фигурка надевается на указательный палец или на два пальчика: средний и указательный. По мере взросления детей инсценировки усложняются: добавляются другие герои и приобщаются другие пальчики.

  Дети любят театр, так как он позволяет им отключиться от реальности и перейти в мир сказки, попробовать себя сразу нескольких ролях. А взрослым пальчиковый театр позволяет решать целый ряд образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет"Роль пальчикового театра в развитии речи детей"

В даном буклете дана информация о том , как важен пальчиковый театр в развитии речи детей"....

Конспект родительского собрания "Роль пальчикового театра для развития речи детей"

В данном конспекте даны рекомендации  о роли пальчиковых игр в развитии речи детей"...

памятка для родителей "Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста"

laquo;Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста»Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центр...

«Изготовление и использование пальчикового театра для развития речи младших дошкольников в семье».

Выступление на ММО музыкальных руководителей (тема "Пальчиковый театр")....

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Театральное искусство создает условие для развития личности и самореализации ее творческого потенциала...

Пальчиковый театр для развития речи

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсцен...

Роль пальчикового театра в развитии речи детей

Роль пальчикового театра в развитии речи детей...