Консультация для родителей "Слышать,понимать, говорить!"
консультация по теме
Формирование фонематических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 583.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Слышать, понимать, говорить!»
«Моего малыша логопед научил правильно говорить все звуки, а речь всё равно с кучей ошибок. » «Мой ребенок хорошо был подготовлен к школе. Он научился читать до школы. Но в школе начались проблемы- неграмотное письмо.» « Мой ребенок говорит не грамотно, хотя все звуки произносит правильно.» С такими вопросами родители очень часто обращаются к педагогам, логопедам или обсуждают между собой, не понимая причину таких явлений.
А причина зачастую лежит на поверхности. Это – несформированный фонематический слух и как следствие нарушение фонематического восприятия речи. Мы исключаем сложные нарушения речи, о которых должен быть отдельный разговор.
Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. То есть это речевой слух. Существует еще физический слух и музыкальный слух.
Фонематическое восприятие – это осознанный анализ и синтез звучащей стороны речи.
Формирование фонематического слуха - процесс естественный, как способность ребенка начать ходить, говорить, то формирование фонематического восприятия - процесс специального обучения, как обучение чтению, счету и т.д.
У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.
До 4 лет ребенок при общении развивает и совершенствует речевой слух. А после 4 лет наступает так называемый сензитивный период для развития навыка звукового анализа и синтеза.
В психологии есть понятие сензитивного возраста — это период оптимальных сроков развития определённых сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен к определённого рода влияниям.
Ребенок с достаточно развитым фонематическим слухом как правило имеет нормативное произношение и достаточно легко овладевает звуковым анализом и синтезом.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При норме развития фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
То есть помочь ребенку в формировании фонематического слуха -наша задача для дальнейшего успешного развития речи ребенка.
Как же помочь ребенку? Конечно в игре. Игра-ведущий вид деятельности дошкольного возраста.
Как играть со звуками и словами 3-4 летним детям?
Рассмотрим на примерах. Желательно брать для игр те звуки и слова, которые ребенок может сам говорить.
Первый этап - узнавание неречевых звуков.
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки (коробочки от киндер-сюрприза и др.) крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй этап- различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
- Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
- Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры «Далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.
- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
- Игра «Мамы и детеныши». Взрослый говорит звукоподражание грубым голосом и тонким (мама- МУУУ, теленок-мууу). Ребенок угадывает- кто кого зовет (мама или детеныш).
- Игра «Кто так сказал?» Один звук произносится по-разному разными персонажами. Девочка плачет: ААА, певица поёт- АААааа, горло врачу показываем-аааа.
- Игра «Повтори». Взрослый проговаривает цепочку слогов, выделяя голосом один из слогов (да-ДА-да, да-да-ДА, ДА-да-да). Ребенок повторяет.
Третий этап – игры со словами.
Игра « Что услышал –выбирай». Перед ребенком картинки с птицами (или посудой или мебелью и т.д.). Взрослый называет - ребенок выбирает.
- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
- Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
- Игра «Добавь словечко». Ребенок заканчивает рифмовку или стишок. ( Мы ребята молодцы-собираем…Можно предложить выбор: огурцы, морковь, шишки. Или похожие слова: огурцы, ресницы, бубенцы.)
- Игра «Путаница». Взрослый говорит фразу, рифмовку, стишок, где одно «неправильное» слово или неверно выстроен порядок слов. Ребенок должен услышать и исправить. ( Маму стирает полотенце. Молоко лакает мышка. Мы ребята молодцы - собираем бубенцы)
Четвертый этап - различение слогов.
- Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
- Игра "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый этап - различение звуков речи.
- «Кто как шумит, говорит?» Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
- Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему (звук).
Выводы:
- общение с ребенком –это развитие ребенка.
- речь взрослого - образец для ребенка.
- формирование речевого слуха процесс естественный,
- звуковому анализу и синтезу надо обучать,
- фонематическое восприятие влияет целиком на развитие как устной, так и письменной речи.
Список литературы:
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 160 с. + цв. вкл. 48 с.
- Логопедия: Учебник для студ. Дефектол. Фак.высш. учеб. Заведений/ Под ред. Л.С. Волковой, - 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.-703с.
- Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
- Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь.-М.: Издательство «Книголюб», 2008с.,30с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. Воспитание».-М.: Просвещение, 1989.-239с.,ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как говорит Ваш ребенок?"
Как развивается речь ребенка. Что необходимо делать родителям. Практический материал по развитию речи ребенка для родителей....
консультация для родителей "Учимся говорить и слушать"
рекомендации для родителей по развитию речи ребенка от рождения до пяти лет...
Консультация для родителей «Учимся говорить»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
Основные принципы общения с ребенком:1. Безусловно, принимайте своего ребенка.Любите его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто за то, что он есть!2. Пос...
Консультация для родителей. «Кaк говорить с детьми, чтобы дети слушали, и кaк слушать, чтобы дети говорили»
Никогда не начинайте расспрашивать детей, что и как было (кроме одного вопроса, все ли в порядке), они сами рассказывают гораздо больше если не спрашиваешь. Начать разговор ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ, ЧТОБЫ ДЕТИ СЛУШАЛИ, И КАК СЛУШАТЬ, ЧТОБЫ ДЕТИ ГОВОРИЛИ»
В консультации приведены конкретные примеры диалога взрослого и ребенка. Даны рекомендации для построения конструктивного диалога....