Дошкольный возраст - возраст сказок.
консультация на тему

Щенникова Светлана Константиновна

Почему народная сказка является наиболее подходящим литературным произведением для ребёнка-дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnyy_vozrast_-_vozrast_skazok.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст возраст сказок.

        Наряду с игрой, изобразительной деятельностью мир ребёнка дошкольного возраста наполняется сказкой. Трудно переоценить то значение, которое оказывает восприятие сказки ребёнком на нравственное развитие и личностное становление.

Основная ценность художественного воспитания, как подчёркивал Л.С. Выготский, не в том, что оно создаёт знания или формирует навыки, а в том, что оно создаёт «фон жизни, фон жизнедеятельности,.. оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребёнка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьёзный лад». И в этом смысле восприятие сказки становится настоящей деятельностью для ребёнка. Сказка становится для дошкольника наиболее любимым литературным жанром. И это не случайно.

        Герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имён. Их характеристики исчерпываются 2-3 качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают всё то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.д. всё это способствует лучшему пониманию сказки ребёнком.

Специфическое действие в восприятии сказки – содействие, когда ребёнок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.     Сопереживание, мысленное содействие сходно с ролью, которую берёт на себя ребёнок в игре. В сказке намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребёнок, и ребёнок  идет по этой трассе. Нужно учитывать, что в дошкольном возрасте лирические отступления (например, как в сказках Андерсена) могут сбивать, мешать понимать её смысл.

Сказки оказывают большое и положительное влияние на личностное развитие ребёнка – помогают ребёнку обрести смысл жизни, поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Сказку заново открывают для себя и родители.

Значение и воздействие сказки различно для каждого человека, и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни, она своего рода психотерапия, потому что каждый человек открывает в ней своё собственное решение насущных жизненных проблем.

В сказке находит своё отражение всё культурное наследие человечества, и через сказку становится возможным передать его ребёнку. Особенно важна именно народная сказка, потому, что она передаётся из уст в уста, из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными. Над народной сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные. Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а так же показан процесс разрешения этих проблем.

  • Язык сказки доступен ребёнку. Сказка проста и в тоже время загадочна (в некотором царстве… уносит в мир фантазий, развивает воображение, что необходимо для Р для решения его собственных проблем).
  • Понятен стиль сказки (ребёнок ещё не умеет мыслить логически, а сказка не утруждает логическими рассуждениями, ребёнок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую, она предлагает образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию).
  • Ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют чёткую ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребёнка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребёнок отождествляет себя с положительным героем, потому что положение этого героя среди других – более привлекательно. Так сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребёнке.
  • Сказка очень близка ребёнку эмоционально по мироощущению, так как  ребёнок ближе к миру животных, чем к миру взрослых.

Если сравнивать сказку с другими литературными произведениями, то станут ещё более ярко видны её несомненные преимущества. Так, например, сравним сказку с мифом. Миф также как и сказка – сгусток человеческого опыта и говорит с нами на языке образов, но миф пессимистичен, неутешителен, что не способствует удовлетворению чувства справедливости, так необходимого ребёнку.

Если сравнивать сказку с басней, то последняя тоже менее подходит ребёнку. Она несёт мораль скорее для взрослого, непонятную ещё для ребёнка. В сказке же смыслы действий и выводы героев для ребёнка доступны.

Сравнивая сказку с фантазией – в пользу сказки можно сказать, что она более последовательна, с более определённым сюжетом, который развивается в направлении благополучного конца. По сравнению с фантазией сказка имеет ещё одно преимущество – в ней все желания, даже самые неблаговидные (так называемые «эдиповы» желания), могут быть выявлены, и о них можно говорить, обсуждать с родителями. Фантазии же ребёнок открыто высказывать боится.

Рассказ из реальной жизни, особенно если в нём есть причинно-следственные объяснения и вовсе может быть психологически неправдоподобным для маленького ребёнка,  потому, что он их не понимает. Реалистические рассказы даже в какой-то степени дезориентируют ребёнка, потому что не созвучны его внутреннему миру, они углубляют пропасть между внутренним и внешним его опытом, чем эмоционально отделяют ребёнка от родителей. Реалистические рассказы информируют ребёнка-дошкольника, но не обогащают его так, как это делают сказки.

Внутренняя интеллектуальная жизнь возможна только тогда, когда её содержание прошло через сопереживание другому лицу или персонажу. Всякая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, и сказка вводит в круг таких отношений, которые ребёнок в реальной жизни может не замечать. Действительно, того, чем мы поглощены, мы не замечаем. А чтобы заметить, надо выйти из ситуации, чтобы посмотреть на неё со стороны. Как раз это помогает сделать сказка.

Произведение, чтобы помочь найти и придать смысл жизни должно: завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развить интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции. Словом, оно должно занимать все стороны личности ребёнка,  должно способствовать повышению уверенности ребёнка в себе и в своём будущем.  Всем этим требованиям отвечает только народная сказка.

Б.Бельтхейм искал ответ на вопрос, «Каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребёнку найти смысл в его жизни?», и пришёл к выводу, что такое произведение должно завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции. Словом, это произведение должно задевать все стороны личности ребёнка, а ещё способствовать повышению уверенности ребёнка в себе и своём будущем. И всем этим требованиям отвечает только народная сказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...

Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй. Памятка для воспитателей ДОУ.

Методы работы по сочинению старшими дошкольниками сказок, историй. Тест, который могут провести сами родители....

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»

Обобщенный педагогический опыт «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста  посредством сказок в соответствии с ФГОС»...

Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС.

Воспитание интереса к книге, стремления общения с ней, умения слушать и понимать художественные произведения....

Обобщенный педагогический опыт по теме:«Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок »

Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок....

«Вернисаж сказок" - методическая разработка театрализованной игры для детей дошкольного возраста «Вернисаж сказок

                    Цель: развитие интереса к устному народному творчеству (сказкам). Создание условий для активного использования сказок ...

«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок». Проект: "Тайны сказок"

Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости,...