Практикум для родителей на тему: "Использование нетрадиционных способов развития мелкой моторики".
материал по теме

      Мелкая моторика — это со­гласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользо­ваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, за­стегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его выс­шие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуля­ционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями не­умелых пальцев отстает в пси­хомоторном развитии, у него воз­никают проблемы с речью.

Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.        Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В мето­дической литературе содержат­ся результаты исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Маслюко­ва, Т.Б. Филичева), которые под­тверждают, что тренировка тон­ких движений пальцев рук сти­мулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин, а пальчико­вую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специаль­но отведенное  в течение дня время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_dlya_roditeley_na_temu.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей на тему:

"Использование нетрадиционных способов развития мелкой моторики".

ЦЕЛИ:

•   Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

•    Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей.

•    Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Метод проведения: имитационная игра.

    Родителям) предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, — страну пальчиковых игр.

Информация для родителей

      Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.        Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Маслюкова, Т.Б. Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное  в течение дня время.

       Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники », « пальчики-путешественники» и т.п.

     Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Самомассаж кистей и пальцев рук

(по Йосиро Цуцуми, модифицированный) Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.

Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку, чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей, пальчики-удальчики.

2.  Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает, на ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу, вправо-влево — как хочу.

Сверху — левой, снизу — правой я его катаю, браво.

3.  Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик, быть послушным научу.

4. Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха, между пальцами катать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

5. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы

Считать количество «бус» ( прямом и обратном порядке).

Дома я одна скучала, бусы мамины достала.

Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.

Пальчиковый тренинг

«Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.

«Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

 Если кто-то с места сдвинется,

На него котеноккинется.

 Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

 Прыг-скок! Цап-царап! Не уйдешь из наших лап! В. Берестов

«Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.

«Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.

 Идет собака, кот идет, и дождь идет, и град...

Еще часы идут вперед, хоть на столе стоят.

Л.Г. Парамонова

«Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Ног от радости не чуя, с горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней  и ближе, кто помог мне в этом?..

(Лыжи.)

 «Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.

«Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.

Слоги:

ша-шо-шу-ши-ше;

шко-шка-шку-шки-шке;

аш-ош-уш-иш-еш;

шта-што-шту-шти-ште.

Чистоговорки:

ша-ша-ша — в доме у нас Маша;

шо-шо-шо — Маша ведет себя хорошо;

шу-гну-шу — на руках ее ношу;

ши-ши-ши — калоши у Маши очень хороши.

 «Мой веселый мяч-прыгун» — прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.

Трудно мячик мне вести прямо по дорожке —

 Так и хочется ему спрятаться в ладошке.

«Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Тренируйте пальчики! Станет рука сильной,

 Головушка умной, а речь красивой.

Итог практикума

В ходе дискуссии с родителями выясняются.

1.   Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:

— развивают мелкую моторику рук;

— стимулируют речевое развитие;

— повышают работоспособность головного мозга;

— оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.

2.  Необходимость использования пальчиковой игры-тренинга не только в детском саду, по и дома.

В детском саду родители могут получить:

— варианты самомассажа кистей и пальцев рук;

— схемы «Значение пальчиковых игр и упражнений», «Формы работы для развития мелкой моторики рук»;

— разнообразный нетрадиционный материал для самомассажа рук (поглаживания, растирания, разминания тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук): «шалуны» — воздушные шары с наполнителем (песок, мука, соль, камушки); перчатки с нашитыми пуговицами, резиновые эспандеры, мячики с шипами, резинки для волос, карандаши шестигранные, орехи грецкие, каштаны, мочалки, зубные щетки.

Кроме того, родители могут ознакомиться:

— с выставкой авторских пособий:

—  выставкой дидактического материала: «Народные игры с пальцами», «Художественно-конструктивный прак-сис», «Расскажем стихи руками»;

— фотовыставками: «Тренируем пальчики»; «Рисуем картинки».

Список использованной

и рекомендуемой литературы

1.  Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2003.

2.  Белкина В.Н. Дошкольник: Обучение и развитие. Ярославль,  1998.

3.  Воробьева ТА., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2001.

4.  Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи // Дефектология.  1999. № 4.

5.   Кольцова ММ. Ребенок учится говорить. М., 1979.

6.  Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.

7.  Нищева Н.В. Система кор-рекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.

8.   Чистякова И А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. СПб., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей с нарушением речи через систему дополнительного образования

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Уровень развития мелкой моторики  - од...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Мастер-класс для родителей. Нетрадиционные способы развития мелкой моторики

Предоставлен материал для ознакомления родителей с нетрадиционными способами развития мелкой моторики....

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Использование игровых приемов при развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ».

Семинар-практикум  для воспитателей на тему: «Использование игровых приемов при развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ»Цель: повысить уровень компетентности педагогов в вопросах ...

Семинар –практикум, «Нетрадиционные способы развития мелкой моторики рук»

Семинар –практикум, «Нетрадиционные способы развития мелкой моторики рук»...