Консультация для родителей дошкольников "Скоро в школу"
консультация на тему

Ануфриева Людмила Владимировна

Учитель-дефектолог отвечает на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: "Что значит: ребенок готов к школе?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Скоро в школу"

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Понимая важность предстоящего события, до начала учебного года можно организовать развивающие занятия с дошкольниками, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Но в обучающем азарте не забывайте, что Ваш ребенок пока еще дошкольник, поэтому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут "проходить" с ним уроки. Ваша задача - правильно оценить объем знаний и навыков, которыми должен будущий ученик.

Многие родители говорят, что отлично видят: ребенок готов к школе, уже читает, пишет, считает до 100... Конечно, это хорошо, но это всего лишь такой же навык, хотя и очень важный для развития ребенка, как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах.   Уровень развития учебных навыков, хоть и является одним из компонентов успешного обучения, но далеко не единственным и не самым важным.

"Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться" (Венгер Л.А.).

Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: "Что значит "ребенок готов к школе"?"

Готовность к школе включает в себя следующие основные критерии :
1. Психологическая и социальная готовность к предстоящему обучению.
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
3. Развитие познавательной деятельности.

Остановимся подробнее на психической и социальной готовности. Она включает в себя желание учиться, учебную мотивацию, умение подчиняться школьному режиму, умение адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, умение планировать деятельность, дисциплинированность и самооценку.

Прежде всего, нужно выяснить, хочет ли ребенок идти в школу и чем вызвано это желание. Лучший мотив для успешности обучения - интерес к получению новых знаний. Но чаще малыша привлекает внешняя атрибутика, как-то приобретение школьных принадлежностей, новой формы, новый статус ученика: "В школе я буду большой!" "В школе не надо спать!" "В школу идут мои друзья!" и т.п. Этих мотивов обычно хватает на первое время. Однако, это не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Таким образом, видим, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ваша задача формировать   и поддерживать  интерес к учебе, к процессу получения новых знаний. Для этого следует разъяснять детям, зачем люди учатся, почему нужно много знать и уметь, на конкретных примерах показывать преимущество знающего человека. Дошкольникам объясняют, что учеба в школе - серьезный труд, занимаясь которым они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное.   Но нельзя запугивать их предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: "Вот пойдешь в школу - там за тебя возьмутся, никто тебя там жалеть не будет".  Помните, что ваши оценки  легко заимствуются детьми.    Какова же должна быть позиция родителей? Для ребенка учеба - праздник, он считает себя взрослым. Пусть он почувствует, что дома его понимают, верят в его силы. Мотивировать учение можно так: "В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у мамы и папы".

Показателем социальной зрелости будущего первоклассника является умение общаться, что обеспечивает эффективность взаимодействия с другими людьми. Залогом успешного общения является умение слушать собеседника, задавать вопросы, отвечать на них, считаться с чужим мнением, аргументировать свою точку зрения.

 Способность к сотрудничеству развивается в работе в парах, где более сильный   помогает другому выполнить задание;   в работе в командах, где от каждого зависит результат. Всегда обсуждайте причины побед или неудач  команды.  

Для развития способности действовать по образцу детям часто дают задание повторить орнамент, последовательность, срисовать что-то с книги, доски.   Это очень важно для обучения в школе, так как многие  задания связаны именно с тем, что нужно списать с доски, с учебника в тетрадь.  Способность действовать по правилам – это неотъемлемая часть готовности к школе. Дисциплина, без которой нельзя сдвинуться с мертвой точки. Еще одно качество – способность действовать по инструкции. Пока дети не способны самостоятельно выполнять действия до конца. Многим нужно повторять задание несколько раз и напоминать в течение работы. Дома можно давать детям не только простые одноступенчатые, но и сложные многоступенчатые инструкции. Сначала бытовые, постепенно подключая учебные.
Переход от положения дошкольника к положению школьника - это новые обязанности ученика: умение быть самостоятельным, инициативным, ответственным, организованным. Формированию всех этих качеств способствует выполнение детьми постоянных посильных поручений в семье.
Конечно, взрослому легче самому выполнить какую-то часть работы, но в этом случае допускается серьезная ошибка. С одной стороны, подается пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой - укрепляется неуверенность в себе. Не спешите за малыша делать то, что он может и должен  делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно. Это воспитывает у ребенка умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, которые непременно встретятся во время учебы в школе. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребенку правильно отнестись к своим возможным неудачам. Практика показывает: если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью. Поэтому поощряйте любую инициативу малыша, даже если она кажется вам никчемной, просто старайтесь направить ее в нужное русло.

Вы познакомились с некоторыми составляющими готовности ребенка к обучению, но, несомненно, самым важным компонентом школьной зрелости является интеллектуальная готовность. Для того, чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень сформированности школьно-значимых и познавательных функций - памяти, внимания, мышления, речи, зрительно-моторной координации, пространственно-временной ориентации. Развивать их можно посредством интересных, занимательных игр. Многие родители думают, что чем ближе ребенок к школе, тем меньше он должен играть. Это большая ошибка! Играйте с детьми. Ведь в игре формируются навыки и умения, без которых обучение невозможно. Играя, дети применяют имеющиеся знания, ищут способы решения поставленных задач, получают богатый опыт взаимодействия и общения с окружающими. В современной литературе представлено большое количество развивающих игр, заданий, упражнений, тестов.

Выбирая игры по своему вкусу, родители должны ориентироваться на те, которые:

обогащают представления о свойствах и качествах предметов ("Волшебный мешочек", "Угадай на ощупь", "Найди такой же предмет по цвету или по форме", "Угадай, что звучит" и др);

формируют сосредоточенность, внимание, память ("Что изменилось?", "Чего не хватает?", "Найди отличия", "Запоминалки" и т.п.);

развивают логическое мышление и речь ("Что лишнее", "Назови одним словом", "Скажи наоборот", "Что сначала, что потом" и др.);

формируют количественные представления, пространственно-временные ориентировки ("Веселый счет", "Больше, меньше, поровну", "Когда это бывает?", "Найди, где спрятано", графические диктанты и пр.).

И обязательно обратите внимание на разнообразные упражнения и задания, которые подготавливают руку ребенка к письму (рисование, раскрашивание, штриховки, лепка из различных материалов, изготовление поделок из бумаги и природного материала, нанизывание бус, пуговиц, плетение косичек из ниток, перемотка ниток, проволоки, переборка круп и др. )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»

И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет - совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника ...

Консультация для родителей "Скоро в школу. Заниматься ли до школы?"

Ребенок идет в школу. Как он будет учиться? Понравится ли ему в школе? У родителей возникает вопрос: Заниматься ли до школы? Да, конечно. Но обучение дошкольников требует специальных занятий. Поэтому,...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс  многоплановый....

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?»...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?

Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?...

Консультация для родителей «Скоро в школу!» Когда можно считать ребенка готовым к школе?

Психологи отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому то...

Консультация для родителей" На пороге школы" Памятка для родителей дошкольников "За год до школы"

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школ...