Детское экспериментирование и его влияние на развитие креативности.
консультация (старшая группа)

Комиссарова Наталья Евгеньевна

Дать родителям информацию о влиянии экспериментирования на познание окружающего мира детьми. Рассказать, что словесно-логическое мышление у детей формируется с опорой на наглядно-действенное и наглядно образные способы познания. Дать информацию об опытах, которые можно проводить в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование и его влияние на развитие креативности.

Экспериментирование вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. д.

              Ребёнку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. д. В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по ИЗО.

                 Словесно – логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно – действенные и наглядно – образные способы познания. Китайская пословица гласит: «РАССКАЖИ - И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ И Я ПОЙМУ». То есть основной особенностью экспериментирования является: познание ребенком окружающего мира в ходе практической деятельности. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, делает сам. Исследовательская деятельность предоставляет возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «Как? » и «Почему»?

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем полноценнее и быстрее он развивается. «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».

Например, при измерении ребёнок узнаёт, что оказывается, при измерении длины стола разными мерками результат будет разным. Или, оказывается, несмотря на разный уровень воды в разных сосудах при измерении воды одной меркой обнаруживается, что количество воды одинаково в обоих сосудах.

Что же можно сделать, чтобы вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира?

Звук возникает в результате вибрации – или колебания воздуха.

1. Накрой пластиковую банку куском тонкой резины (например, от воздушного шарика) и закрепи его резинкой.

2. Сверху насыпь тонкий слой соли. Теперь скажи что-нибудь или хлопни в ладоши.

В результате вибрации, создаваемой твоим голосом, тонкие крупинки соли начнут подпрыгивать.

Как летает самолёт?

1. Возьми губами кусочек тонкой папиросной бумаги и слегка подуй на него так, чтобы воздух шёл сверху.

Бумага поднимется вверх. То же самое происходит с крылом самолета. Благодаря особой форме крыла воздух, обтекающий его сверху, движется быстрее, чем воздух, обтекающий его снизу. Под крылом самолёта создается давление, которое и порождает подъемную силу.

Как энергия переходит из одного вида в другой?

1. Вырежи из бумаги змею, подвесь её над батареей или другим источником тепла. Что происходит? Почему?

Происходит это потому, что через неё проходит, поднимаясь вверх, нагретый воздух. Горячее тело излучает тепловую энергию – и отдает её воздуху.

Сообщающиеся сосуды.

Материал: 2 трубочки стеклянные, резиновая трубочка.

1. Возьми 2 стеклянные трубочки, соедини их резиновой трубочкой и заполни все это водой почти доверху.

2. Теперь ты можешь разносить стеклянные трубочки пошире или сводить их ближе, можешь резиновую трубку оставлять свободно висеть или класть на что-нибудь, все равно поверхность воды в обеих стеклянных трубочках всегда окажется на одинаковом уровне.

Разборчивый гусь.

Если к намагниченной иголке подносить магнит то одним полюсом, то другим. Удивительное дело: к одному полюсу иголка теперь притягивается только ушком, а к другому – только острием. Полюса-то оказывается неодинаковые.

1. Вылепи из кусочка парафина или пластилина гуся. Прилепи гуся к дощечке или куску коры, чтобы он плавал. В тело гуся спрячь намагниченную иглу так, чтобы ушко выглядывало из клюва, а острие из хвостика, т. е. длина гуся должна быть равна длине иголки.

2. Пусти гуся плавать в миску с водой и попробуй подносить к его клюву магнит. К одному полюсу магнита клюв будет притягиваться.

Делаем хронометр.

Материал: 2 маленькие баночки с закручивающимися крышками, клей, соломинка, сверло (3 мм).

1. Склей 2 крышки и проделай в них 2 маленьких отверстия.

2. Вставь и зафиксируй соломинки.

3. Наполни банку водой. Вода будет перетекать из одной банки в другую за определенное количество времени.

Делаем песочные часы.

Материл: 2 маленькие бутылочки с закручивающимися крышками, клейкая лента, сверло (3 мм), песок (соль).

1. Приклей 2 крышки друг к другу и проделай в них отверстие.

2. Насыпь песок в одну из бутылок.

3. Прикрути крышки к бутылкам. В зависимости от количества песка ты сможешь отмерить 1, 2 или 3 минуты.

Рекомендуемая литература:

  1. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно. Линка- Пресс, 2004
  2. Златопольский Д.С. Удивительные превращения. Детям о секретах механики. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Златопольский Д.С. Удивительные превращения. Детям о секретах земного притяжения. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  4. Шаширо А.И. Секреты знакомых предметов. Лужа. – Санкт-Петербург: Творческий центр, 2009.
  5. Парамонова Л.М. Что плавает? Что тонет? Сборник занимательных игр развивающего характера. Методическое пособие для воспитателя детского сада. – Чебоксары: КЛИО, 1997.
  6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М.: Творческий центр, 2001.