Алалия. Комплексный подход в коррекционной работе.
консультация на тему

Ермакова Татьяна Александровна

Дети с общим недоразвитием речи, обусловленным алалией, нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_podkhod.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Алалия.

Комплексный подход в коррекционной работе.

   Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

   При алалии запаздывает созревание нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы.

    Дети с общим недоразвитием речи, обусловленным алалией, нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий:

  1. Соблюдение режима дня
  2. Закаливание организма, водные процедуры
  3. Физиотерапия

  Физиотерапевтические процедуры — достаточно действенный дополнительный способ лечения тяжелых нарушений речи. Физиотерапия будит внутренние резервы организма, активизирует важнейшие биохимические процессы, нормализует работу нервно-мышечного аппарата, центральной и вегетативной нервной системы. Чаще всего при речевых расстройствах назначают лазеротерапию, магнитотерапию, электролечение (электрофорез, ДМВ, электропунктура), водолечение, иглоукалывание и т. д.

   Очень эффективна нейростимуляция речевых зон (отвечающих за дикцию, словарный запас, желание вступать в речевой контакт, понимание обращенной речи, навык построения сложных предложений). – это целенаправленное воздействие низкочастотными импульсами тока на биологически активные точки и зоны, находящиеся на поверхности кожного покрова человека и отвечающие за проведение импульса по нервным путям в определённый участок головного и спинного мозга. Схемы лечения подбираются индивидуально - с учетом особенностей задержки развития у каждого ребенка.

  1. Массаж ,  артикуляционная гимнастика.

Детям с алалией  (как и всем речевикам) показан общий и логопедический массаж. Логопедический массаж – это массаж той мускулатуры, которая участвует в произнесении звуков. Проводится он либо руками, либо специальными зондами и способствует нормализации подвижности и тонуса речевых мышц - губ, щек, языка.

  1. Логоритмика, лечебная физкультура

Важное значение имеет развитие двигательных функций и коррекция даже нерезко выраженных двигательных нарушений. Для развития движений важны  игры с пением и музыкальным сопровождением. Ребенок учится слушать песни, понимать их содержание и выполнять действия в соответствии с содержанием. Необходимо также тренировать ребенка в равновесии, формировать у него так называемую перекрестную координацию движений. Например, в положении лежа на спине одновременно поднимаются вверх правая рука и левая нога или они отводятся в сторону. Такие упражнения можно делать сидя и стоя.

  1. Систематические занятия с дефектологом, логопедом.

 Для успешной коррекционной работы с детьми, страдающими алалией, очень важна педагогическая диагностика уровня речевого развития и разработка содержания и методов поэтапного коррекционного воздействия. Хочется отметить, что даже самый опытный специалист не укажет точных сроков долгожданного улучшения речевого развития. Этот процесс идет медленно, постепенно, у каждого ребенка по-разному. Работа по развитию речи идет параллельно с развитием ее психологической базы. Для родителей важно знать, что же это такое. Вот примерные направления формирования психологической базы речи: 

  1. Формирование зрительного, слухового, тактильного восприятия

Важно:

· научить ребенка соотносить предмет с его контурным изображением путем наложения (доски сегена);

· научить составлять предмет из составных частей различного количества;

· научить различать звуки по звуковысотным характеристикам на материале звучащих игрушек;

· научить определять направление звучания на материале звучащих игрушек (металлофон, дудочка, барабан, погремушка, ксилофон, колокольчик, трещотка);

· научить узнавать предметы на ощупь, по контуру, фактуре, величине, форме.

  1. Развитие памяти

Важно:

- довести объем кратковременной памяти приблизительно до 7-9 элементов, слуховой — до 7 элементов.

- научить запоминать в определенном порядке количество элементов (в зависимости от возраста обследуемого) на материале предметных картинок, геометрических форм, цифр, серий слов.

  1. Развитие мышления

Важно:

· научить предметному обобщению по форме, цвету, величине (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», доски Сегена (цыплята, яблочки, телефоны, черепахи, ботинки), «Логические блоки Дьенеша»). Используются предметы одного вида;

· научить обобщению по внешним признакам независимо от функций предметов (банан, лимон, желтые часы — все желтое).

- родо-видовые обобщения: фрукты, овощи, животные и т.д. (Игры: «Побери картинку», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое — не мое», «Раздели на группы»)

- логический признак живой-неживой (игры: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Логический поезд», «Логический домик», «Занимательные квадраты»).

- научить располагать предметы в определенной последовательности по следующим признакам:  · по размеру; · по высоте; · по длине;  

Уважаемые родители, помните, что только комплексная  и систематическая коррекция  может дать видимый результат в развитии вашего ребенка!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход в коррекционной работе психолога ДОУ

В статье описывается пример применения нейропсихологического подхода в коррекционной работе педагога-психолога ДОУ. В данном случае это работа с детьми подготовительной к школе группы. Акцент сделан н...

Информационно – познавательный устный журнал для родителей «В гостях у логопеда» как форма реализации единого подхода в коррекционной работе с детьми в семье и детском саду

Для обеспечения тесной взаимосвязи с родителями после множества бесед с родителями, наблюдений появился на свет ежемесячный информационно – познавательный устный журнал  «В гостях у логопеда».Он ...

Дифференцированный подход в коррекционной работе в зависимости от тонуса мышц

Эта презентация включает в себя метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека....

Консультация для родителей "Ребенок с РАС в детском саду: подходы к коррекционной работе"

Ранее выявление детей с аутизмом очень важно, т.к. рано начатая коррекция коммуникативных нарушений дает возможность получить значительную положительную динамику в психическом состоянии ребенка....

Актуальные подходы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Кинезиологический подход в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в ДОУ

Перед ДОУ актуальной остается задача в разностороннем развитии детей дошкольного возраста и их подготовке к полноценной жизни в современном обществе....

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...