Консультация для родителей "Подготовка ребёнка в школу".
консультация (подготовительная группа) на тему

Мучкина Юлия Федоровна

 

      Психологическая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка впервые семь лет его жизни. В подготовительной группе начальное обучение представляет лишь подготовительную ступень к систематическому усвоению основ наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»

Подготовка ребёнка в школу.

      Психологическая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка впервые семь лет его жизни. В подготовительной группе начальное обучение представляет лишь подготовительную ступень к систематическому усвоению основ наук.

Основная форма организации учебной работы в подготовительной группе -занятие, время на котором рассчитано до минуты. На занятии всем детям необходимо следить за указаниями воспитателя, четко их выполнять, не отвлекаться, не заниматься посторонними делами.

Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка, - без них он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинить его к решению учебных задач, организованности на занятиях. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка - его внимание, память, мышление.

Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной задачи.

Психологическая готовность к школьному обучению заключается, прежде всего, в том, что уже к моменту поступления в школу должны сформировываться психологические черты, которые присущи школьнику. Нетрудно понять, что они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения. Итогом же развития ребенка в дошкольном детстве, являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиями школы, приступить к систематической учебе.

Дети 6-7 лет могут с интересом заниматься каким-нибудь делом в течении непродолжительного времени 20-25 минут, затем их внимание рассеивается, интерес к занятию исчезает. А в школе с самого начала дети должны подчиняться строгому режиму учебных занятий: спокойно сидеть на уроке в течение 35 минут, внимательно слушать учителя, и точно выполнять его задания.

Поэтому детей надо приучать к ежедневным систематическим занятиям. В детском саду в режиме дня предусматривается время для занятий, 2 выходных дня, которые ребёнок проводит дома, тоже должны быть заполнены различной деятельностью.

Наиболее благоприятным временем для занятий считаются утренние часы, или время после дневного сна. Рисование, лепка из глины и пластилина, вырезание и наклеивание из бумаги различных предметов, конструирование - вот какими интересными делами можно заполнить это время.

Такие занятия могут, проводится под присмотром, как воспитателя, так и без его непосредственного участия. Чтение книг, рассказывание, разучивание небольших произведений, способствуют развитию речи, а также овладения счету, требуют обязательного участия взрослых. В связи с тем, что детям этого возраста свойственна большая активная подвижность, а занятия с малой подвижностью скоро утомляют их, длительность занятий должна быть не более 25-30 минут.

Давая ребенку задание, нужно показать ему, как его выполнить и проверить выполнение. Необходимо требовать, чтобы всякое начатое дело было доведено до конца, и получило справедливую оценку со стороны взрослых. Это повышает заинтересованность ребенка, вселяет веру в собственные силы.

Ребенок, должен быть приучен к тому, что после занятий убирать в определенное место карандаши, тетради, альбомы, книги и другие предметы, которыми он пользовался. Это вырабатывает у него привычку аккуратно обращаться со своими вещами, и убирать их.

Родители должны способствовать воспитанию у ребенка чувства коллективизма. Ребенок должен иметь товарищей, с которыми он мог бы играть, делиться игрушками, смотреть рисунки в книгах, слушать и смотреть детские передачи, тогда ребенок станет общительным, будет считаться интересным товарищем, пользоваться их авторитетом, любовью. Не стоит забывать о необходимости воспитания вежливого отношения со взрослыми: ребенок должен всегда здороваться с взрослыми первым, стоя выслушивать старшего, не перебивать разговаривающих, охотно выполнять их поручения, уступать место и т.д.

Задача родителей и воспитателей детского сада состоит в том, чтобы, обучая дошкольников, формировать у них не только определенные знания и умения, но и такие нравственно волевые качества, без которых у него не может впоследствии развиваться учебная деятельность в школе.

В 6-7 лет жизни усиливается речевая активность. Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Но уровень речевого развития у детей одного возраста бывает очень различным.

Родители должны видеть главную задачу в том, чтобы помочь ребенку в обогащении словаря (углубить понимание смысла употребляемых слов) и в развитии связной речи. Следует развивать поэтический слух путем чтения и заучивания стихотворений. Прочитав детям сказку, рассказ, стихотворение спросите: «Что тебе прочитали? Почему ты думаешь, что это сказка? (Рассказ, стихотворение?) О чем говорится в сказке (рассказе, стихотворении)?» Нужно учить детей словесному творчеству, т. е. умению самим придумывать сказку, рассказ, применяя выразительные слова, рассказывать так, чтобы его было интересно слушать. В его рассказе должны быть сравнения, эпитеты, синонимы, оттенки слов и т. д.

Прослушав, рассказ или сказку ребенок, должен ответить на вопросы: «О чем говорится в сказке? Что нового и интересного ты узнал из этой сказки? Чем тебе понравились герои сказки? Какие слова и выражения запомнились и понравились?»

Дети не всегда используют полученные знания в собственной деятельности. Они чувствуют и замечают образные слова и выражения в литературном произведении, но сами не могут применять необходимые средства выразительности в своем творчестве. Родители должны помочь ребенку в развитии словесного творчества путем игр. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Такие игры учат опираться в решении задачи на представлении о ранее воспринятых предметах. Эти игры требуют умения внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать его.

Вторая задача: обучение математике. С чего начать? С игр. Да, именно с игр! И тогда не будем забывать о игре. Сделайте ваши занятия с ребенком интересными, и он будет с интересом заниматься. Игру можно назвать так «Будь внимателен!». Ребенок сидит в комнате и ждет, когда войдет мама: он должен рассмотреть и запомнить, во что одета мама, что у нее на голове, в руках. Через 2-3 минуты мама выходит за дверь, меняет что-нибудь в своей одежде, затем снова заходит. Ребенок должен определить, что изменилось. Подобные перемены можно проделать раза три. Игру теперь можно усложнить: взрослый, выходящий из комнаты, меняет не одну, а 2-3-4 детали своей одежды одновременно.

Казалось бы, нет в этой игре ничего «математического». Но она воспитывает в ребенке умение наблюдать и сравнивать. А эти качества необходимы для владения математикой. Что же касается непосредственно математики, программа подготовки ребенка к школе заключается в следующем:

Познакомить ребенка с числами и цифрами, со счетом в пределах 10. Показать, как образуется новое число, обратить внимание на то, что число предметов не зависит от размера их, от цвета, формы, пространственного положения. Научить ребенка пересчитывать то или иное количество предметов. Познакомить его с измерением, условной меркой (показать, как можно стаканом измерить, сколько воды в графине или сколько крупы в пакете; как полоской измерить высоту, длину, ширину стола, стула).

Показать, как целый предмет (например, лист бумаги, яблоко) можно разделить на несколько (2-4-8) равных частей. Научить его составлять простые арифметические задачи, познакомить со знаками +, -, =.

Нужно ли учить ребенка читать?

Казалось бы совсем необязательно. Школьная программа по чтению строится так, будто дети приходят учиться, не зная ни одной буквы, но если заглянем не в букварь, а в другой учебник, например, учебник математики. На первых же страницах этой книги - задания, которые ученик должен прочесть, чтобы сделать уроки по математике.

Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слушать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Он должен  уметь называть звуки, из которых состоит слово; что звуки бывают гласные и согласные, что согласные звуки разделяются на твердые и мягкие. Нужно научить сначала слышать слово.

С этого начинается обучение грамоте. Не сердитесь, если не все сразу будет получаться, радуйтесь вместе с ребенком его успехам, поощряйте его. Расскажите другим членам семьи о его достижениях, и вы увидите, как с каждым занятием будет увеличиваться запас слов ребенка, а главное желание, заниматься.

Литература

  1. Безруких, М.,  Чему и как учить до школы [Текст] // «Дошкольное воспитание». - 2002.- №3.- С. 62-65.