«Значение сенсорного воспитания»
консультация (средняя группа) на тему

Иванова Анна Вячеслававна

 

Сенсорное воспитание -  это развитие его восприятия ребёнком  и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.                                                 Каково же значение сенсорного воспитания?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Значение сенсорного воспитания»

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка– совершенствования его ориентирования во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Сенсорное воспитание -  это развитие его восприятия ребёнком  и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Сенсорный эталон - понятие, разработанное А.В. Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий и обозначающее системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно–исторического развития и затем предлагаются ребёнку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств. В качестве подобных эталонов могут рассматриваться геометрические фигуры, речевые фонемы.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребёнка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов (или какому их сочетанию) соответствует свойство такого предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами – это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и для различных направлений трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М.Монтессори. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств предметов.  

Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов.

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире. 

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть  различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки,  матрёшки и т.д.

Сегодня в детских магазинах представлено огромное количество всевозможных игрушек, книг, пособий, направленных на развитие сенсорных способностей. Несмотря на их дидактический потенциал, не стоит пренебрегать самодельными играми, не требующих дополнительных затрат. Для этого родителям нужно внимательно посмотреть вокруг себя. 

Отличным материалом для сенсорного развития может стать обычная крупа. Если рассыпать ее на поверхности плоской тарелки, то это уже будет мольберт для рисования. Другая игра, развивающая не только моторику рук, но и помогающая усвоить все основные эталонные понятия – составление узоров из пробок от пластиковых бутылок, пуговиц, бус.

Сенсорное развитие ребенка  является залогом его  успешного осуществления  разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное  воспитание должно планомерно и систематически включаться  во все моменты жизни ребёнка.

Таким образом, успешность речевого, умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Для родителей предлагается очень простые игры для сенсорного развития ребёнка, которые можно создать даже дома:

«Маленькая хозяйка»

 Цель: учить детей различать крупу на ощупь.

Материал: баночки с различной крупой; небольшие мешочки с завязками, наполненные крупой, аналогичной крупе в баночках (по 2 мешочка с каждой крупой).

Ход игры:

Вариант 1. Ребёнок вместе с родителем рассматривает крупу в баночке, предлагает её потрогать, выделяет отличительные особенности. Предлагает найти мешочек с такой же крупой (ткань у мешочка должна быть достаточно тонкой, чтобы крупа легко прощупывалась). После сделанного выбора ребёнок развязывает мешочек и зрительным способом убеждается в правильности выбора.

Вариант 2. Взрослый предлагает ребёнку найти пару, т.е. мешочек с такой же крупой. После сделанного выбора, ребёнок развязывает мешочек и зрительным способом убеждается в правильности выбора.

«Чудесный мешочек»

Цель: учить детей различать предметы на ощупь.

Материал: тканевый мешочек, разные по форме и фактуре предметы.

Ход игры:

В тканевый мешочек из плотной непрозрачной ткани, помещают разные по форме и фактуре предметы. Взрослый предлагает ребёнку определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.


«Тёплый – холодный»

Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Материал:  лоскутки с различными видами тканей (шёлк, ситец, фланель, бархат, шерсть и т.д.).

Ход игры:

Ребёнку предлагаются лоскутки с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.

«Поймай игрушку»

Цель: определение места прикосновения к телу.

Материал: мягкая игрушка «киска» («мокрая» рыбка, колючий ежик и пр.).

Ход игры: 

Ребёнок закрывает глаза. Взрослый касается разных частей тела ребенка игрушкой («киской») и просит его определить, где «киска».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение сенсорного воспитания в творческом становлении личности ребенка"

Сенсорное развитие ребенка  - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахи, вк...

Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...

Консультация для родителей "Значение сенсорного воспитания"

В статье раскрываются  задачи стоящие  перед каждым возрастным периодом по воспитанию сенсорной культуры ребенка, а также даются советы по организации в семье предметно- развивающей среды по...

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания». Данный материал будет полезен воспитателям при подготовке материала к родительскому собранию или проведению консультации по данной те...

"Значение сенсорного воспитания"

Информация для родителей...

«Значение сенсорного воспитания»

Сенсорное воспитание -  это развитие его восприятия ребенком  и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в простра...

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»

Сенсорное воспитание — это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т...