«Если ребёнок не говорит!»
консультация (младшая группа) на тему

Чеканова Светлана Николаевна

В последнее время все чаще сталкиваешься с детьми, которые  в 2,5  - 3 года молчат. Но дети никогда не ленятся, и если ребенок «не хочет» говорить, значит, имеются какие-то, пусть минимальные, изменения в развитии. Некоторые родители стараются искать выход из ситуации – много читают, ставят ребенку диски с развивающими программами, пытаются заниматься, но малыш упорно молчит. Иногда родители так часто используют в речи настойчивое «скажи…», что у ребенка вырабатывается к нему негативизм, агрессия, он воспринимает его как «угрозу речи». Как же родителям вести себя с неговорящим ребенком?
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Если ребёнок не говорит!»

В последнее время все чаще сталкиваешься с детьми, которые  в 2,5  - 3 года молчат. Но дети никогда не ленятся, и если ребенок «не хочет» говорить, значит, имеются какие-то, пусть минимальные, изменения в развитии. Некоторые родители стараются искать выход из ситуации – много читают, ставят ребенку диски с развивающими программами, пытаются заниматься, но малыш упорно молчит. Иногда родители так часто используют в речи настойчивое «скажи…», что у ребенка вырабатывается к нему негативизм, агрессия, он воспринимает его как «угрозу речи». Как же родителям вести себя с неговорящим ребенком?

Если ваш ребенок долго не может заговорить, нужно помочь ему справиться с непосильной задачей. Вот несколько советов:

1)Используйте в общении с ребенком не только полные слова, но и более легкие для произношения звукоподражательные (гуси — га-га, машина — би-би, сандалики — топ-топ, упал — бах и т.п.), междометия (Ах! Ох! Ой!), звуки (о-о-о, у–у-у).

2)Общайтесь с ребенком настолько эмоционально, чтобы у ребенка возникло желание подражать вам. Например, когда играете с ребенком, озвучивайте действия: «Паровозик поехал – ТУ-ТУ!» «Мишка спрятался – КУ-КУ!» «Ух ты, какой рисунок!». На эмоциональном фоне ребенок начинает повторять за вами сначала междометия: ой, ай, ух, ох (может произноситься ребенком как «о», «а», «у» — не поправляйте его, а только радуйтесь вместе с ним), а потом и слова.

3)Никогда не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Для начала нужно самим понять, что у всех детей разные стартовые возможности – если одного малыша поставить на ножки, то он и потопает сразу и без поддержки, а другой будет долго «осторожничать», ходить по стенке.

4)Больше говорите с ребенком, комментируйте все свои действия («Мы одеваем носочки на ножки, шапочку – на голову», «Мы кушаем вкусную кашу – ням-ням» и т.п.) Повторяйте много раз уже усвоенное, проговаривайте слова несколько замедленно, четко.

5)Давайте ребенку задания, используя простые инструкции: «Дай мне кубик. Дай ручку. Где носик? Где ножка? Возьми куклу». Просите ребенка производить разные действия с игрушками, предметами: «Вытри полотенцем лицо кукле», «Положи на полку карандаши», «Поставь машину в гараж». Такие задания не требуют от ребенка речевой активности, но в то же время способствуют развитию памяти, внимания, понимания речи. Понимание речи – залог будущего активного словаря ребенка.

6)Не дожидайтесь, пока ребенок заговорит, начинайте учить ребенка различать предметы по форме, цвету, размеру, то есть мыслить самостоятельно. С этой целью учите ребенка рассматривать предмет: «Посмотри внимательно. Посмотри глазками». Не стоит на данном этапе требовать от ребенка запоминания названия цвета или формы (слова «зеленый», «синий», «квадратный» и т.п. будут усваиваться ребенком после овладения им фразовой речью). Главное сосредоточить внимание ребенка на схожести предметов: «Дай мне такой же кубик», «Найди и покажи мне такой же, похожий шарик (матрешку, пуговицу, ложку, мячик и т.д.).

7)Не читайте ребенку сложных длинных сказок. Лучше пересказать текст сказки своими словами, доступными для понимания ребенка и обязательно очень эмоционально. Не перегружайте ребенка информацией из телевизора.

8)Делайте массаж ладошек и пальчиков, пассивный и активный (некоторые пальчиковые упражнения размещены на нашем сайте). Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому проведение пальчикового массажа, гимнастики оказывает положительное влияние на развитие речи. Поиграйте с малышом в игру «Делай как я». Ребенок учится вслед за взрослым выполнять движения кистями рук: пальцы сжаты в кулаки, пальцы выпрямлены, ладони прижаты к столу, ладони вверх и т.д. Далее более сложное задание — повторить за вами сразу 2 положения ваших рук: ладони вниз — ладони вверх, ладони на ребро — ладони вниз и т.д.

9)Читая знакомые стишки, потешки, перед последним словом делайте паузу, чтобы вместе с ребенком закончить фразу.

10)На любые звукоречевые проявления ребенка реагируйте радостно, эмоционально, с одобрением.

Допускается любое оформление слов и словосочетаний. Обращать внимание на произношение звуков целесообразно только тогда, когда ребенок уже может строить фразы, предложения. До этого времени для ребенка не имеет большого значения звуковая оболочка слов, гораздо важнее их музыкально-интонационное строение. На раннем этапе развития речи ребенок старается передавать ритмический рисунок слов (например, «тититики» — кирпичики, правильное количество слогов и ударение. «Паляси а той»-«Положи на стол»). Поэтому очень хорошо развивать у ребенка еще и чувство ритма. Распространенные сейчас «музыкальные» игрушки с однообразным ритмом не способствуют развитию чувства ритма у детей, лучше не давать их детям. С этой целью можно прохлопывать слова по слогам в потешках, песенках, пальчиковых играх («Ладушки-ладушки»), прошагать слова, простучать определенный ритм по столу, по барабану и т.д.

Если же, несмотря на все ваши старания, у ребенка в возрасте 1,5 — 3 лет полностью отсутствует активная речь, необходимо срочно проконсультироваться со специалистами — логопедом, психологом, психоневрологом, ЛОРом. В таком раннем возрасте только организовав наблюдение за ребенком во время специальных занятий можно определить, имеются ли речевые проблемы у ребенка, либо имеются и другие нарушения в развитии ребенка.

Уважаемые родители!

Помните, что подражание — одно из основных средств воспитания и обучения детей. Если хотите обучить ребёнка выполнять какое-либо действие, выполняйте его сами на глазах у ребёнка.

1.Изготовьте фотоальбом ребёнка.

В альбом поместите фотографии ребёнка, где он запечатлён в момент выполнения различных действий: умывается, ест, играет и т. д. Вместе рассматривайте фотографии, сопровождая просмотр эмоциональными комментариями: «Что ты делаешь? Ты сидишь? А здесь? Ты играешь?»

2.Привлекайте ребёнка к участию в домашних делах.

Важно не ограждать ребёнка от домашних дел, считая, что если он не говорит или не понимает, то ничего не может и выполнить.

Для формирования обобщающих понятий разложите игрушки в красивые цветные коробки: в одну- животных, в другую –машинки и т.п. Приучайте ребёнка убирать игрушки в соответствующие коробки, поначалу помогайте ему. Процесс сортировки сопровождайте речевыми комментариями: «В эту коробку сложим животных, а в эту – машинки». Поощряйте ребёнка, если он смог разложить игрушки самостоятельно.

Замечательно, если ребёнок участвует в совместной бытовой деятельности вместе со взрослыми: вместе с ними покупает продукты, убирает дом, готовит пищу, шьёт и т.д. Все совместные действия необходимо сопровождать чёткими, продуманными комментариями.

По возможности старайтесь готовить пищу совместно – позвольте ребёнку бросить овощи в суп, расставить посуду и т.д. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексический словарь ребёнка глаголами, прилагательными, наречиями.

У безречевых детей не развита регулирующая функция речи, они не могут контролировать, планировать свою деятельность. Перед походом в магазин составьте наглядный список покупок (например, с помощью вырезок из каталогов), поручите ребёнку, руководствуясь этим списком, находить товары. Привлекайте ребёнка к разбору сумок после похода в магазин. Предложите ему сложить купленные фрукты в вазу по очереди. Проговаривайте эмоционально: «Я, ты, я, ты». Повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы ребёнок начал повторять за вами простые слова.

3.Используйте игры-поручения.

Поручайте ребёнку те действия, которые значимы и которые он может выполнить сам. Следует давать ребёнку чёткие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Поручение ребёнку «важных дел» способствует совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций.

4.В общении с ребёнком используйте побудительные предложения с эмоционально – волевыми интонациями, которые стимулируют собеседника к активному действию.

Речевой материал не должен содержать сложных для восприятия ребёнка слов фраз. Говорить с ребёнком необходимо привлекая внимание к зачастую утрированной артикуляции. Недопустимо в ультимативной форме общение с безречевым ребёнком, использование словесных понуканий: «Скажи», «повтори». Не требуйте от ребёнка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для ребёнка слово, т. к. это способствует усилению речевого негативизма ребёнка.

Во время совместных прогулок краткими, чёткими предложениями рассказывайте ребёнку о том, что вас окружает, подчёркивая различные детали окружающей обстановки. Ребёнок постепенно должен вовлечься в диалог. Целесообразно использовать альтернативные вопросы, подсказывая тем самым ребёнку ответ.

Не следует удовлетворять все потребности ребёнка, дожидайтесь какого-либо проявления просьбы; если предвосхищать все желания ребёнка, не давая ему хотя бы одним звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить.

Для привлечения внимания ребёнка к лицу взрослого, активизации речевого подражания надевайте дома яркую одежду, необычные шляпы, интересные маски. Мамы могут красить губы яркой помадой, надевать крупные серьги на время занятий с ребёнком, чтобы малышу хотелось смотреть на вас.

Для развития слухового восприятия ребёнка полезно иногда разговаривать с ним шепотом. Чередуйте «игру в поручения», давая инструкции то громко, то шепотной речью. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, сопровождайте этот процесс комментарием. Обращайте внимание ребёнка на словесное обозначение характера различных звуков: шум воды, шаги, стук и т.д. звукоподражательно обозначайте их: «кап-кап, топ-топ, тук-тук».

Стимулируйте ребёнка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребёнку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да». При этом оставьте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребёнка было время для ответного слова. Не задавайте эти вопросы требовательным тоном, не заостряйте на них внимание, задавайте их «невзначай».

На начальных этапах работы не следует добиваться четкого произнесения какого-либо звука, слова. Поощряйте любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя верный образец речи.

Роль речи в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых помочь ему овладеть устной и в дальнейшем письменной речью.
        К сожалению, неговорящие до 3-х лет дети в настоящее время - явление нередкое. Учеными доказано, что речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что в свою очередь может привести к более серьезным нарушениям.
Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. В ситуации, когда у малыша 1,5–2,5 лет отсутствует активная речь, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии.  Тогда перед родителями встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные занятия или стоит подождать? Да, безусловно, необходимо!
       Что же нужно делать? Чем же родители могут помочь своему ребенку в сложившейся ситуации?
Прежде всего, как говорят врачи, «не следует заниматься самолечением». Это значит, что  в первую очередь необходимо проконсультироваться со специалистами: детским невропатологом, логопедом, психологом. Далее вам будут предложены советы по работе с неговорящими детьми, которые способствуют:
      развитию понимания речи;
      развитию слухового и зрительного восприятия;
      развитию внимания, памяти;
      развитию мелкой моторики;
      развитию артикуляционной моторики.
Все это в конечном итоге помогает развитию речи.
Советы родителям по работе с неговорящими детьми.
1.    Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
2.    Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
3.    Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
4.    Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
5.    Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
6.    Рассказывайте, читайте детские сказки, стихи, потешки. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
7.    Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией.
8.    Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.
9.    Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один — много).
10.    Занимайтесь пальчиковой гимнастикой, потому что на кончиках пальцев находятся точки, которые стимулируют речевые центры головного мозга.  Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами помогает развитию речи. Упражнения для пальчиков начинают выполнять с младенческого возраста. Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
                   - поглаживать и растирать ладошки вверх — вниз;
                   - разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;
                   - растирать пальчики спиралевидными движениями.
 Необходимо, чтобы дома  у ребёнка  были: конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок. Кроме того, игры с пальчиками («Сорока-белобока», «Ладушки» и многие другие)     создают  благоприятный      эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
12. Выполняйте гимнастику для язычка, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенны положений губ,  языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Проводить гимнастику для язычка, надо ежедневно. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Занятия должны проводиться эмоционально, в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно  выполнять гимнастику для язычка», можно рассказать «Сказку о веселом язычке», еще можно предложить игру «Рыбки». Ребенок на удочку ловит рыбку, на спинке у которой, наклеен символ  того или иного упражнения. Ребенок, поймав рыбку, выполняет упражнение, «чей символ ему попадется на крючок».

10 рекомендаций для родителей маленьких детей, которые пока общаются без слов

http://u.jimdo.com/www62/o/s8d45f0858656b518/img/id0c67d6669286895/1362066120/std/image.jpg

Эти рекомендации предназначены родителям, чьи дети общаются, используя комбинации звуков, жесты (например, указывают, показывают головой «нет», машут ручкой «пока») и взгляд (смотрит на вас, а затем на тот предмет, а котором он «говорит»). Эти дети посылают ясные сообщения, но просто не при помощи слов. 

1.       Облачайте сообщения ребенка в слова 

Когда ваш ребенок посылает вам сообщение (подходя к предмету, указывая на него пальцем и взглядом, издавая звук и т.д.), скажите словами то, что вам кажется, он хочет до вас донести. Пусть ваше предложение будет коротким, но передает смысл. Например, если ребенок дрыгает ногами, потому что хочет, чтобы вы его покачали, скажите: «Ты хочешь, чтобы папа покачал тебя!» или «Хорошо, я покачаю тебя». 

2.       Перестаньте говорить и подождите, чтобы дать шанс ребенку пообщаться 

Подойдите близко к своему ребенку, посмотрите с интересом и подождите, пока он пошлет вам сообщение. Например, если маленький ребенок плачет, а ваш ребенок пристально смотрит на него, ничего не говорите. Подождите, пока он скажет вам что-нибудь. Однажды он посмотрит на вас, покажет на ребенка и произнесет, например, какой-то звук,   тогда вы можете ответить на то, что вам кажется он «говорит» - например, «Да, малыш плачет». Когда вы молчаливо ждете, но выглядите заинтересовано, у вашего ребенка появляется шанс начать разговор, а умение начинать разговор – это очень важная составляющая для того, чтобы стать хорошим собеседником.

3.       Делайте паузы в знакомом ребенку распорядке, чтобы сказать ребенку, что настала его очередь 

Когда вы и ваш ребенок делаете что-то, что можно повторять снова и снова – например, щекотки или качание на качелях – время от времени делайте паузы. Например, после того как вы пощекотали ребенка, остановите игру и подождите пока он вам даст знать, что хочет еще щекоток (и ничего не говорите – просто смотрите с ожиданием!). Или после того как качнули качели несколько раз, перестаньте качать и подождите (ничего не говоря), чтобы увидеть «скажет» ли вам ребенок покачать еще. Это будет поощрять вашего ребенка к «разговору» и также позволит ему испытать силу общения. 

4.       Используйте «смешные» слова 

Когда вы играете с ребенком, используйте «смешные» слова и «смешные» звуки, например «Вжж!», «Бум!», «Бее!», «Хлоп!», «Хрю-хрю».  Эти слова и звуки привлекут внимание ребенка, так как обычно они произносятся с выразительной интонацией. К тому же, эти веселые слова и звуки можно повторять несколько раз во время игры, предоставляю ребенку множество возможностей услышать их. Слова, типа «Вжж!» и «Бах!» могут быть включены в игру в машинки. «Хлоп!» и «Ох!» могут быть использованы при игре с мыльными пузырями.  «Шлёп! – отличное слово для игр в ванне. «Бум!» используем при игре на игрушечном барабане. «Ням-ням», «мммм» и «беее» смешные слова, естественным образомвстречающиеся во время приема пищи. Эти возможности бесконечны! Эти «смешные» слова  звуки зачастую являются первыми словами, которые повторяет ребенок, и которые, когда придет время, он скажет сам.

5.       Повторяйте звуки и движения за своим ребенком 

Подражание – это прекрасный способ наладить взаимодействие. Когда ребенок стучит по барабану, дождитесь очереди и тоже постучите по барабану. Затем дождитесь реакции ребенка. Если он говорит «Ох», когда вы надуваете пузыри, также скажите «ох», а затем посмотрите на ребенка, чтобы увидеть обратил ли он на вас внимание. Если он катает машину по полу, сделайте то же самое,  затем подождите его реакции. Подражание – это очень важное умение, которому ребенок должен научиться. Оно помогает обратить на вас внимание и даже повторять за вами, когда ребенок будет к этому готов.

6.       Разговаривайте со своим ребенком во время каждодневных занятий, используя одни и те же слова 

Когда вы используете одни и те же фразы при разговоре с ребенком, он будет каждый день слышать знакомые, повторяющиеся слова. Например, одевая его утром, говорите о том, что одеваете ему штаны, рубашку, носки и т.д. Когда моете руки, можете сказать: «Давай включим воду..», «Вода приятная и теплая», «Давай помоем руки с мылом», «Можешь вытереть животик полотенцем? Помните о том, что нужно подождать после того как вы сказали что-то,  чтобы дать ребенку шанс пообщаться, используя движения, звуки, жесты и т.д. Когда ваш ребенок слышит знакомые слова и предложения в одном и том же контексте каждый день, это помогает ему построить своё понимание языка.

7.       Используйте жесты, движения и наглядный показ, когда разговариваете с ребенком 

Когда вы говорите о птичке на дереве, укажите на неё. Когда говорите ребенку, что пора выходить из дома, вы можете взять ключи от машины или указать на дверь. Если вы собираетесь помыть ребенку руки, вы можете показать это имитирующими мытьё рук движениями. Эти движения и жесты помогают ребенку понять, о чем вы говорите. А также они дают ребенку пример употребления невербальных сообщений, которые он может сам использовать. Жесты считаются «мостом» к умению говорить словами. 

8.       Предлагайте ребенку выбор 

Предлагайте ребенку выбор, чтобы он мог делать конкретные сообщения о том, чтобы он хотел. Держите два предмета и показывайте каждый, называя его. Например, спросите: «Ты хочешь яблоко или банан?», показывая яблоко в руке, когда говорите «яблоко» и, показывая банан, когда говорите «банан». Ваш ребенок своим собственным образом даст вам понять чего же он хочет. Он может посмотреть на то, что он хочет, подойти к этому фрукту, показать на него или произнесет звук, глядя на него. Как только ребенок даст вам знать чего он хочет, дайте ему это. Это позволит ребенку испытать силу общения!

9.       Будьте лицом к лицу 

Когда играете с ребенком, опускайтесь пониже, чтобы быть на одном уровне, глаза в глаза. Сидите лицом к нему, когда он сидит в своем высоком стульчике. Сидите или лежите на полу, когда он играет на полу. Таким образом, ваш ребенок может лучше видеть и слышать вас, и связь между вами двумя будет сильнее. Детям нравится, когда взрослые находятся на одном уровне с ними! Плюс, вы увидите, на чем сконцентрирован ваш ребенок, и что его интересует, и сможете уловить даже едва различимые попытки общаться.    

10.  Задавайте меньше вопросов! 

Когда ребенок еще не разговаривает, легко может войти в привычку задавать ему много вопросов. Но если ваш ребенок не использует слова, ему затруднительно отвечать на большинство вопросов. Вдобавок, ваш ребенок многому учится, когда вы даёте ему информацию, а не запрашиваете её. Постарайтесь сократить количество вопросов, уравновешивая их комментариями (или утверждениями).  Комментируйте  то, что интересно ребенку в повседневной жизни. Вместо того, чтобы сказать: «Что ты делаешь?» когда ребенок сжимает пластилин, прокомментируйте его действие: «О, ты мнёшь пластилин». Вместо того, чтобы задавать вопрос: «Что это?», когда ребенок смотрит на картинку с жирафом в книге, вы можете прокомментировать: «Это высокий жираф!»

        Желаем успехов в общении с Вашим ребёнком! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребёнок не говорит- информация в родительский уголок

Данный материал рекомендуется для выставления в родительском уголке или уголке логопеда в качестве консультации для родителей детей раннего возраста....

Если ребёнок плохо говорит...

В рекомендации для родитей описаны причины речевых проблем детей раннего возраста и шаги которые могут предпринять родители для их устранения....

Консультация для родителей "Если ребёнок плохо говорит"

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим...

Если ребёнок не говорит

Если ребёнок не говорит Не всегда удаётся ср...

Что делать, если ребёнок не говорит?

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7111138","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"465"}}]]...

Шпаргалка для родителей. Что делать, если ребёнок не говорит?

Информация представлена в форме буклета...

Консультация для воспитателей. Тема: "Если ребёнок не говорит".

Консультация-презентация для воспитателейиДОУ. В данном материале представлены причины речевых нарушений, рекомендации и направления работы с неговорящими детьми....