Консультация для родителей "Игра - средство познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Лукутина Юлия Владимировна

Консультация для родителей "Игра - средство познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация53.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра – средство познавательного и социального развития»

Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии принято называть «ведущим», влияющем на все аспекты развития в каждом конкретном периоде.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра, потому что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка.

         Нельзя не согласиться с мнением целого ряда психологов и педагогов, считающих, что подвижная игра имеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов людей различных возрастов, в том числе и дошкольников.

         Особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия ими оказываю влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предполагает широкое включение механизмов сознания в процесс контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

         Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование, так как особенность подвижных игр состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Беги!», «Стоп!» и т.д. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще.

         

Диапазон применения подвижных игр поистине безграничен. С первых лет жизни и на протяжении всего детства игре отдается явное предпочтение перед всеми другими средствами физического воспитания. Подвижные игры можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста:

  • в утренней гимнастике,
  • на физкультурных занятиях,
  • на прогулке,
  • на физкультминутках,
  • на физкультурных праздниках,
  • в самостоятельной двигательной деятельности детей.

Подвижные игры можно сгруппировать в соответствии с оценкой их влияния не только на развитие физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики:

  • памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной;
  • воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;
  • восприятия – степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;
  • мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению, наглядно-образного и логического;
  • внимания – произвольного, переключения, распределения и устойчивости.

Таким образом, сущность подвижных игр, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, сводится к следующему: ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга. Применение подвижных игр в организации физического воспитания дошкольников способствует развитию их познавательных процессов, а следовательно, положительным образом сказывается на подготовке детей к обучению в школе.

 


Примеры игр на развитие внимания

  • «Я – впереди»
  • «Не теряй пару»
  • «Меняемся местами»
  • «У кого больше»
  • «Будь внимательным»
  • «Не ошибись»
  • «Найди свой кубик»
  • «Быстро по местам»
  • «К своим флажкам»

Примеры игр на развитие мышления

 

  • «У кого больше»
  • «Не ошибись»
  • Выполнение упражнение с опорой на схемы

Примеры игр на развитие восприятия

  • «У кого больше»
  • «Не ошибись»
  • «Найди свой кубик»
  • «К своим флажкам»

Примеры игр на развитие воображения

  • «Стоп»
  • «Море волнуется раз»