«Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Цельпознакомить педагогов с технологией по использованию детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста.

Задачи представленной технологии:

Развитие связной диалогической речи воспитанников

Познание детьми окружающей действительности

Развитие коммуникативности и взаимодействия детей друг с другом

Расширение и активизация словарного запаса детей

Закрепление у воспитанников навыков ведения диалога

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_zhurnalistika.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста»

Цельпознакомить педагогов с технологией по использованию детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста.

Задачи представленной технологии:

Развитие связной диалогической речи воспитанников

Познание детьми окружающей действительности

Развитие коммуникативности и взаимодействия детей друг с другом

Расширение и активизация словарного запаса детей

Закрепление у воспитанников навыков ведения диалога

  Ход выступления:

В условиях реализации в образовательном процессе  Федеральных государственных требований к структуре образовательной программы и условиям ее реализации особое место занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий выступает детская журналистика, а именно создание детьми собственных периодических изданий. Возможность и целесообразность использования детской журналистики в старшем дошкольном возрасте подчеркивается многими учеными. Их вы видите на экране.

Какова же роль детской журналистики в развитии старших дошкольников? Во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт; во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствуют развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины. При этом детскую журналистику  можно  использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.

Технологию организации детской журналистики предложили кандидат педагогических наук С.М.Жарков, доктор педагогических наук А.Н.Орлов, кандидат педагогических наук А.Ю.Дейкина.

Технология содержит два основных блока: познавательный  и деятельностный. Познавательный блок предполагает работу по трем направлениям:

1 направление — знакомство детей с детскими журналами и газетами, их целенаправленным рассматриванием. В беседе с детьми отмечаются особенности размещения материалов, его оформление, нумерация экземпляров.

2 направление работы – знакомство с газетными жанрами и некоторыми понятиями. В силу возрастной специфики теоретическое объяснение должно быть доступным, кратким. Дети знакомятся с такими понятиями, как газета, журнал, альманах.

3 направление – создание условий. После обсуждения детьми особенностей профессии журналиста и необходимых атрибутов в  группе создается «центр журналистики» или «пресс-центр».  Туда входят такие атрибуты,  как  фотоаппарат, блокноты,  бейджики с символами выполняемых функций, микрофоны, бескозырки, косынки, блокноты, образцы журналов.  По мере выкладывания атрибутов, с детьми обсуждаем, как и для чего они используются.

Для знакомства со следующим этапом технологии-  «Деятельностным блоком» приглашаются педагоги (6-9 человек).  Руководитель мастер-класса предлагает принять участие в играх и ситуациях, в которых на практическом примере  последовательно раскрывается взаимодействие педагога с детьми.

Руководитель:

-Итак, нам предстоит выбрать тему и название нашей газеты. Мы с детьми заранее обсуждали темы и записывали темы на листочки и зарисовывали схематично модель, обозначающую тему. А выбор делали при помощи волшебного мешочка. Я попрошу вас, вытяните тему (участник достает листок с темой).

Итак, тема нашего выпуска (к примеру)  -здоровый образ жизни.

Выбор названия. Прием «Мозговой штурм»

Выбрать название газеты помогает прием мозгового штурма, пока сыпется песок в песочных часах, вы предлагаете названия, любые, даже фантастические. Но кто-то один станет наблюдателем – он ничего не называет, слушает, а в конце выберет самый интересный вариант. Определим наблюдателя считалкой.

Далее участники называют варианты названий газеты, по истечении времени педагог напоминает названные варианты и просит наблюдателя выбрать.

Определение рубрик. Работа с моделями. Игра «Хорошо-плохо».

Я покажу вам один из эффективных приемов выбора рубрики с детьми.

При выборе рубрик лучше использовать модели.  Эти модели можно придумать вместе с детьми после рассматривания журналов. У нас это рубрики: интервью, литературная страничка, полезные советы, наши достижения, от улыбки всем светлей, игралочка, с места событий.

Для выбора рубрик можно использовать вариант игры  «Хорошо-плохо».  Мы будем по порядку обсуждать рубрики – нужно ли ее использовать для нашей темы или нет.

— Итак, почему литературная страничка, где размещены стихи, загадки, рассказы нужна для нашей темы?

-Почему не нужно использовать литературную страничку в нашей газете?

Так обсуждаем с детьми все рубрики, а после обсуждения дети зелеными фишками голосуют за понравившиеся рубрики. А мы с вами будем считать, что это 3 рубрики:  интервью, литературная страничка, полезные советы.

Выбор ответственных

Далее по желанию мы определим  ответственных за рубрику. У нас это будет: 1 журналист и 1 оформитель.

— Кто будет отвечать за рубрику « интервью»?

-Кто за рубрику «литературная страничка»?

-Кто будет отвечать за рубрику «полезные советы»?

— Теперь нам надо выбрать редактора- он поможет найти достоинства и недостатки оформленных страниц газеты.

Выбор можно делать по желанию, по считалке или другим удобным способом.

Оформление страниц газеты

Итак, литературную страничку нужно оформить со стихами, загадками.

А рубрике «Интервью» — придумать вопрос и взять интервью у нашего зала.

В рубрике «Полезные советы» — подобрать советы, рекомендуемые по ЗОЖ.

Все необходимое есть на столе. Приступайте к работе.

Участники выполняют оформление страниц в течении 10-15 минут

Анализ

А сейчас обсудим следующий этап технологии – анализ

Для этого мы используем презентацию страниц. Журналисты рассказывают, что, как они оформили на своих страничках. А наш  редактор выскажется после вас-что ему понравилось, а что следует изменить.

Участники по очереди представляют свою страничку. Редактор высказывает свои замечания, пожелания.

Теперь мы сшиваем наш номер и предлагаем для чтения другим группам, родителям.

Завершающим в работе является составление нового номера газеты, т.е. снова определяются тема, название газеты, рубрики, ответственные за рубрики.

Таким образом, организация такой работы очень увлекательна для детей,  прививает детям начальные навыки учения,  способствует развитию  таких  качеств, как самостоятельность, наблюдательность, любознательность, организованность. Развивает речь ребенка,  творческие способности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейные традиции как фактор социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста»

В статье обобщён опыт работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников....

Консультация для родителей "Игра - средство познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Игра - средство познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста"...

Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста

Социально - личностное развитие - одно из ведущих направлений образовательного процесса, подчеркивается его неразрывная связь с освоением нравственных и эстетических ценностей. Социально - лично...

Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста

Консультация для родителей о социально-личностном развитии ребенка дошкольного возраста...

Использование детской журналистики в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на фо...