Главные вкладки

    Детско-родительские проекты как средство индивидуального и личностного развития детей дошкольного возраста
    статья ( группа) на тему

    Сарзанова Оксана Геннадьевна

    Статья для педагогов ДО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie.docx15.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Детско-родительские проекты как средство индивидуального и личностного развития детей дошкольного возраста»

    Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи. Другими словами, проектный метод – осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Проектный метод рассматривается как средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и, одновременно, формирование определенных личностных качеств ребенка.

    В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенка – взрослый или на соучастии в деятельности на партнерских правах.

    Наш педагогический коллектив постоянно ставил и ставит перед собой цель: искать новые формы взаимодействия, наполнять их актуальным содержанием и преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители - пассивные участники, сегодня нельзя. Именно поэтому в качестве одной из основных форм работы с семьями наших воспитанников мы выбрали детско-родительские проекты.

    Использование индивидуальных детских проектов позволяет вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс в соответствии с положением ФГОС. Необходима целенаправленная работа с родителями с целью оказания им помощи в разработке проекта. С родителями проводятся практикумы, консультации, беседы. Без помощи родителей ребенок самостоятельно не сможет выйти на творческий уровень разработки проекта.

    Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев, сестер) в сферу его интересов.

    Например, при реализации проекта «Абакан – уголок для души» участие принимали все дети и их родители. В рамках проекта были изготовлены макеты зданий, парков, фонтанов нашего города, составлены брошюры, книжки-малышки в которых представлены рассказы и стихи о родном городе. Детьми старшего дошкольного возраста реализованы исследовательские проекты «Как строят дома? », «Железное кружево на улицах города»

    Индивидуальные проекты позволяют каждому ребенку принять участие в общем проекте, исследовать ту тему, которая ему интересна.

    Рассмотрим использование детско-родительских проектов на еще одном примере проекта «Выборы Правителя Сказочной Страны»

    Цель: объединение усилий педагогов и родителей в развитии у детей представлений о процедуре демократических выборов

    В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы.

    Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Этот этап проходит в детском саду. Например, при обсуждении проекта «Выборы Правителя Сказочной Страны» педагог спросил у детей, чтобы они хотели узнать о выборах. Сережу интересовал вопрос: Как выбирают президента; Артем захотел узнать, может ли он участвовать в голосовании, и т. д.

    На втором этапе необходима помощь родителей. На данном этапе ребенок оформляет проект. Родители ему помогают, но главным организатором все- таки выступает сам ребенок. Взрослые следуют его замыслу и наблюдают за тем, чтобы он полноценно реализовал каждый этап проекта. По желанию детей были определены кандидаты в правители. Вместе с родителями дети составили предвыборную программу, группа поддержки подготовила листовки, плакаты в поддержку своего кандидата

    Вместе с родителями составляется план проекта, выбираются методы исследования (спросить у взрослого, подумать, прочитать, посмотреть в интернете) оформляются результаты. Ребенок сам рисует, приклеивает картинки, зарисовывают схемы и т. д. определенных критериев нет, так как это творческая работа и ребенок оформляет ее так, как ему удобно.

    Следующий этап – развлечение для детей и родителей «Предвыборная агитация». Мероприятие позволило принять участие всем детям группы: «кандидаты в правители» представили свои программы, группа поддержки подготовила концертные номера.

    Родители желающие развивать в своем ребенке познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, активно включаются в реализацию проектов проходящих в группе. Далее представлены детские исследовательские работы, представленные в рамках проектов «В мире животных», «Мир птиц» и других.

    В ходе разработки и реализации проекта у ребенка развиваются интегративные качества личности: любознательность, активность; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением и планировать свои действия; способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; развиваются предпосылки универсальных учебных действий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Личностное развитие детей дошкольного возраста средствами интеграции образовательных областей.

    Повышение качества дошкольного образования и его стандартизация требуют разрешения ряда проблем, в том числе:- определения объема содержания;- согласования соотношения программ и технологий;- ор...

    «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста».

    Вашему вниманию мне хотелось бы предложить выступление на круглом столе для воспитателей детских садов. Театрализованные игры в детском саду очень актуальны, так как они способствуют развитию творческ...

    Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности

    Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Дети приобретают опыт различного рода взаимоотнош...

    Семинар «Социально – личностное развитие дошкольников как условие формирования успешной личности» Тема выступления: «Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие социально-личностного развития детей дошкольного возраста»

    Семинар «Социально – личностное развитие дошкольников как условие формирования успешной личности»Тема выступления: «Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие социально...

    Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

    Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

    Методический семинар «Метод анималотерапии как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста».

    Живая природа – это удивительный, многогранный, сложный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на Земле, но их роль в биосфере огромна. От лю...