Методический семинар «Метод анималотерапии как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста».
методическая разработка на тему

Лихобабенко Наталья Валерьевна

Живая природа – это удивительный, многогранный, сложный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на Земле, но их роль в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, необходимо иметь определенный запас естественнонаучных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx29.97 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

«Метод анималотерапии как средство

социально-личностного развития детей дошкольного возраста»

Живая природа – это удивительный, многогранный, сложный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на Земле, но их роль в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, необходимо иметь определенный запас естественнонаучных знаний.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных, человек получает уже в детстве. В дошкольных организациях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической деятельностью. Ознакомление с природой предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определенных программой.

Общение с природой положительно влияет на ребенка: делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Природа встречает нас морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

«Технологизация» нашей жизни – одна из главных причин нарушения эмоционально-личностной сферы детей, недостаточного развития коммуникативных навыков. Поэтому в своей работе мы используем нетрадиционные методы, использование которых всегда интересно и увлекательно. Одним из таких методов является метод анималотерапии.

Анималотерапия (от лат. «animal» - животное) – использование животных и их образов для оказания психотерапевтической помощи. Как средство коррекции личностной сферы этот метод имеет глубокие корни.

Еще Гиппократ заметил положительное влияние природы на психику человека. Древние греки обнаружили, что собаки помогают людям справиться с различными душевными недугами, а египтяне возвели кошку в ранг божества за ее удивительную способность лечить болезни. Жители Индии до сих пор считают, что пение птиц, в особенности соловья, действует подобно антидепрессанту.

В формируемом у детей социально-личностном опыте анималотерапия выполняет следующие функции:

  • психофизиологическая функция: снятие стрессов, нормализация нервной системы;
  • функция общения;
  • функция удовлетворения потребности в компетентности: потребность в компетентности, выражаемая формулой "я могу", является одной из важнейших потребностей ребенка;
  • психотерапевтическая функция: гармонизация межличностных отношений;
  • реабилитационная функция: дополнительный канал вхождения ребенка как личности в социум;
  • функция самореализации: одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.

Анималотерапия  - термин довольно обширный. Общение с животными может быть прямое и опосредованное.

Прямое общение подразумевает использование в деятельности специально обученных животных. Известны такие виды анималотерапии, как иппотерапия – лечение с помощью лошадей, дельфинотерапия – лечение при  помощи дельфинов, канистерапия – при помощи собак, фелинотерапия – при помощи кошек.

В условиях дошкольной организации мы используем этот метод опосредованно: при помощи символов животных: образов, рисунков, сказочных героев и игрушек. Это та область деятельности, где можно наиболее успешно осуществлять социально-личностное развитие. Кроме воспитания доброго отношения  к животным, уважения к их жизни, анималотерапия помогает неговорящему ребенку освоить речь, застенчивым детям преодолеть страх и робость, справиться с формированием коммуникативных качеств в целом.

Милосердие, отзывчивость, доброта – те черты характера, которые являются базовой характеристикой личности. Если дети научатся сопереживать другим существам – пусть это животное – они также сочувственно отнесутся к  боли другого человека.

В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции:

  • сказкотерапией,
  • куклотерапией,
  • игротерапией,
  • телесно-ориентированными методами,
  • арттерапией.

С целью совершенствования деятельности воспитателя по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста нами была разработана технология «Оздоровление природой», целью которой является раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности ребенка, а также коррекционная работа с детьми, испытывающими страхи, трудности в общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушение в поведении при помощи анималотерапии.

Актуальность технологии обусловлена недостаточным количеством разработок по ее практическому использованию. Это позволило нам выстроить модель совместной деятельности, направленную на социально-личностное развитие детей.  

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  • совершенствовать у детей способность адаптироваться к различным жизненным ситуациям;
  • развивать активное отношение к жизни;
  • отрабатывать механизмы межличностной коммуникации;
  • развивать волю и навыки самостоятельности;
  • корректировать самооценку;
  • снимать психо-мышечное напряжение;
  • обучать навыкам саморегуляции;
  • развивать эмоциональную сензитивность.

Инструментарий: символы животных (образы, рисунки, сказочные персонажи, игрушки).

Сценарии совместной деятельности строятся в определённом порядке:

  1. вводная часть: это могут быть игры, упражнения, направленные на положительное отношение к деятельности, на сплочение и эмоциональный настрой);
  2. релаксационный тренинг: техники, снижающие психо-мышечное напряжение;
  3. анималотерапевтические методики и техники: игры с мягкими игрушками, чтение сказок о животных, инсценировки, просмотр фрагментов фильмов о животных или с участием животных, прослушивание звуков природы, упражнения на развитие мелкой моторики рук, игротерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированные техники;
  4. заключительная часть: арттерапевтические упражнения: рисунки, танцы, этюды на выражение эмоционального состояния детей, рефлексия.

Метод анималотерапии используется как в образовательной, так и в свободной деятельности, которая основана на ассоциациях с образами животных. Дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, конфликтные, агрессивные дети стараются сдерживать и контролировать свои эмоции и действия. А воспитатель, таким образом, находит контакт с детьми, укрепляет дружеские доверительные отношения. Анималотерапия помогает снизить мышечные зажимы, развивать воображение и художественно-творческие способности, получать массу положительных эмоций.

Структура работы детского сада с использованием данного метода обширна и разнообразна. Как отмечалось ранее, это чтение сказок о животных, инсценировки, тренинги, упражнения, экскурсии, прогулки, продуктивная деятельность, взаимодействие с родителями, проведение вечеров развлечений, природоохранных акций и прочее.

Начиная деятельность по развитию социально-коммуникативных навыков с применением метода анималотерапии с младшего дошкольного возраста, особая роль принадлежит этюдам и игротерапии. Например, использование такого социо-игрового упражнения «Животные» дало возможность в естественной обстановке отрабатывать механизмы межличностной коммуникации, развивать эмоциональную сензитивность. Дети выбирают, в каких животных (домашних или диких) они «превратятся». Потом дружно произносят зачин: «Кем мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». После этих слов дети начинают совершать определенные действия, по которым зрители отгадывают, что было ими задумано.

Играть животных – одна из самых традиционных форм детской драматизации. Вера, смелость, игра как таковая, наблюдательность – вот слагаемые превращения в животных. Для детей интересно не только сыграть животное, но и отличить особенности поведения, повадки домашних животных от диких и от поведения зверей в зоопарке. Одних животных они видели или хорошо знают по мультфильмам, о других им известно понаслышке, поэтому изображать их приходится по воображению.

Метод анималотерапии широко используется на прогулках, где организовывается наблюдение за объектами живой природы. Кроме этого, применяются различные игровые упражнения: «Узнай и назови», «Угадай животное», «Оотгадай и нарисуй», загадки о животных. Детям очень нравится играть в подвижные игры, такие как «У медведя во бору», «Лохматый пес» и многие другие.

Еще одной составляющей данного метода является чтение художественной литературы. Это знакомство с произведениями писателей-натуралистов, поэтов (А. С. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Некрасов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, М. Пришвин, В. Бианки, Б. Заходер, Н. Сладков и др.), с помощью творчества которых дети хорошо усваивают характеристики героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Выбирая сказку, воспитатели тщательно обдумывают их содержание. В каждой группе нашего детского сада созданы «Центры Книги», где собраны разнообразные красочные книги и детские энциклопедии. Хочется отметить, что данные центры  содержат  в себе и сборники нашей землячки, писательницы М. А. Юшковой «Мир природы», «Окно в природу».

Метод анималотерапии успешно применяется и в театрализованной деятельности. Дети стремятся выразительно передавать особенности движений, голоса, эмоционального состояния. Участвуют совместно с воспитателем в театрализациях на темы любимых сказок («Колобок», «Кот, петух и лиса», «Три медведя» и др.). В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно воспроизводят полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.

Рассматриваемый нами метод связан с песочной терапией. Как известно, песочная терапия помогает развивать детскую сензитивность.

Нашим воспитанникам очень понравились и полюбились игры-путешествия. Одной из таких игр была «Экскурсия в зоопарк». Дети отправились на экскурсию в зоопарк, где встретили мартышку Лолу, которая грустила, так как с ней никто не дружил. Оказалось, что обитателей зоопарка – друзей Лолы замело песчаной бурей. Детям предстояло отыскать их  в песке, определить на ощупь и рассказать об их особенностях. Итогом деятельности стал общий «Танец Дружбы». Подобная ситуация общения создала защитную, комфортную обстановку, помогла развить добрые чувства и желание помогать, перенесла в волшебную атмосферу.

Применение метода анималотерапии имеет огромное значение для развития психики детей. Игры и упражнения стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря им развивается связная, образная  речь, пополняется словарь эмоций.

Значительное внимание уделяется продуктивной деятельности. Во время занятий по рисованию, лепке, конструированию воспитатели используют магнитофонную запись «звуки природы». Дети с умилением слушали аудиоматериал, и работы получались содержательными и интересными.

Работу в данном направлении можно с успехом проводить с родителями воспитанников. Метод анималотерапии имеет место в жизни любой семьи:

- многие семьи содержат домашних или декоративных животных (кошка или собака, канарейка или попугай, аквариум с рыбками или террариум с черепахой, морская свинка или хомячок); всех их заводят взрослые для радости общения с миром животных, а детей в этой ситуации можно учить правильно и гуманно взаимодействовать с ними;

- родители с детьми регулярно проводят какое-то время на природе: гуляют в парке, сквере, лесу, отправляются в отпуск к морю, в деревню, в туристическую поездку, летом живут на даче – все эти ситуации предполагают живое общение с богатой природой;

- родители водят детей в зоопарк. Безусловно, это будет развивать интерес к природе, правильное понимание различных природных закономерностей;

- в каждой семье имеется телевизор, детские книги о животных (художественные и познавательные энциклопедии) – это означает, что родители могут смотреть вместе с детьми телепередачи о природе, читать книги и рассматривать картинки в них.

В детском саду было проведено общее родительское собрание на тему: «Как остановить жестокость?». Участники встречи делились своими впечатлениями о воспитании детей в домашних условиях, особенно о преодолении негативных моментов в поведении, отношении ко всему  живому. Дети подготовительных групп выступили с песней «Раненая птица», как с призывом остановить жестокость.

В течение учебного года разрабатываются консультации, оформляются папки-передвижки, составляются заметки по приобщению детей к природе, гуманному отношению к объектам живой природы.

В ходе внедрения данной технологии наблюдались следующие ожидаемые результаты:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • снижение уровня тревожности, страхов;
  • повышение стрессоустойчивости;
  • хорошее самочувствие и настроение ребенка;
  • развитие наблюдательности и воображения;
  • развитие эмпатии, сочувствия и сопереживания.

Применение метода анималотерапии помогает справиться со многими трудностями, которые возникают в педагогической деятельности, в частности, с социализацией детей в общество.

Как показывает практика, анималотерапия развивает те интегративные качества, которые необходимы для успешного общения в детстве и будущем ребенка, является мощным средством для развития личности, вхождения ребенка в социум, источником исцеляющего общения.

Мы с уверенностью можем сказать, что воспитанники нашей группы пошли в школу любознательными и общительными, открытыми, легко вступающими в диалог и с ровесниками и со взрослыми, а главное, ребята смогли менее безболезненно адаптироваться к условиям школьной жизни, найти себе новых друзей  и товарищей.

Наше взаимодействие, сотворчество с детьми на протяжении четырех лет, с применением данного метода, несомненно, увлекло и заинтересовало, подтолкнув на поиск новых форм, приемов работы, а точнее сотрудничества с дошкольниками. Поэтому мы продолжаем начатую деятельность с малышами, которых набрали в этом учебном году. А они такие разные: шумные, тихие, замкнутые, тревожные, гиперактивные, беспокойные, каждый требует индивидуального, определенного подхода.

Современным детям нужен современный педагог, владеющий соответствующими методиками и технологиями, необходимым запасом знаний, умеющим преподнести материал доходчиво, понятно, а главное интересно и увлекательно.

Нами намечена дальнейшая перспектива по использованию метода анималотерапии. На сегодняшний день перед нами стоит задача создания и использования приема виртуальной экскурсии как средства активизации дошкольников в изучаемом вопросе. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Наш опыт (пусть даже небольшой) позволяет нам надеяться, что использование метода анималотерапии поможет гармонизировать межличностные отношения, развить и раскрыть наших малышей, будет дополнительным источником вхождения ребенка как личности в социум.

Значение влияния животных на развитие коммуникативных навыков очевидно. Все это позволяет использовать метод анималотерапии в условиях нашей дошкольной образовательной организации.

Литература

  1. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 288 с.
  2. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие/ Под ред. В. М. Букатова. – СПб.: Образовательные проекты; М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
  3. Николаева С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 120 с.
  4. Федотова А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 112 с.

Интернет-источники

  1. http://900igr.net/prezentatsii/doshkolnoe-obrazovanie/Zdorovesberegajuschie-tekhnologii/014-Animaloterapija.html
  2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/06/07/animaloterapiya-lechenie-zhivotnymi

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анималотерапия (от лат. «animal» - животное) – использование животных и их образов для оказания психотерапевтической помощи. Как средство коррекции личностной сферы этот метод имеет глубокие корни.

Слайд 2

А нималотерапия выполняет следующие функции: • психофизиологическая функция: снятие стрессов, нормализация нервной системы; • функция общения; • функция удовлетворения потребности в компетентности: потребность в компетентности, выражаемая формулой "я могу", является одной из важнейших потребностей ребенка; • психотерапевтическая функция: гармонизация межличностных отношений; • реабилитационная функция: дополнительный канал вхождения ребенка как личности в социум; • функция самореализации: одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.

Слайд 3

Виды анималотерапии Прямое взаимодействие - целенаправленное использование животных по специально разработанным терапевтическим программам. Этот вид анималотерапии использует специально обученных животных, а не животных пациента . ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ ИППОТЕРАПИЯ КАНИСТЕРАПИЯ ФЕЛИНОТЕРАПИЯ Опосредованное взаимодействие - при помощи символов животных: образов, рисунков, сказочных героев и игрушек.

Слайд 4

В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, телесно-ориентированными методами, арттерапией.

Слайд 5

Технология «Оздоровление природой» Цель: раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности ребенка, а также коррекционная работа с детьми, испытывающими страхи, трудности в общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушение в поведении при помощи анималотерапии.

Слайд 6

З адачи: совершенствовать у детей способность адаптироваться к различным жизненным ситуациям; развивать активное отношение к жизни; отрабатывать механизмы межличностной коммуникации; развивать волю и навыки самостоятельности; корректировать самооценку; снимать психо-мышечное напряжение; обучать навыкам саморегуляции; развивать эмоциональную сензитивность.

Слайд 7

Сценарии совместной деятельности строятся в определённом порядке: вводная часть: это могут быть игры, упражнения, направленные на положительное отношение к деятельности, на сплочение и эмоциональный настрой); релаксационный тренинг: техники, снижающие психо-мышечное напряжение; анималотерапевтические методики и техники: игры с мягкими игрушками, чтение сказок о животных, инсценировки, просмотр фрагментов фильмов о животных или с участием животных, прослушивание звуков природы, упражнения на развитие мелкой моторики рук, игротерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированные техники; заключительная часть: арттерапевтические упражнения: рисунки, танцы, этюды на выражение эмоционального состояния детей, рефлексия.

Слайд 8

Структура работы детского сада с использованием данного метода обширна и разнообразна. Особая роль принадлежит игротерапии.

Слайд 9

Прогулки и экскурсии

Слайд 10

Чтение художественной литературы

Слайд 11

Театрализованная деятельность

Слайд 12

Продуктивная деятельность

Слайд 14

Взаимодействие с родителями

Слайд 16

В ходе внедрения данной технологии наблюдались следующие ожидаемые результаты : развитие коммуникативных навыков; снижение уровня тревожности, страхов; повышение стрессоустойчивости; хорошее самочувствие и настроение ребенка; развитие наблюдательности и воображения; развитие эмпатии, сочувствия и сопереживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...

ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста" Цель: •         Повышение профессиональной компетентн...

Семинар - практикум для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".

Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах  реализации образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»....

«Инновационные методы и приемы воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Сегодня от педагогического работника ДОУ требуется умение организовать свое воздействие  таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие на педагогически оптимальном...