Использование метода Марии Монтессори для всестороннего развития детей дошкольного возраста с ОВЗ
статья по теме

Ширяева Людмила Гаврильевна

        Подготовила: Ширяева Л.Г                                                                                             

   Маленькие дети обучаются через собственные действия, они познают мир через призму собственных чувств, прожитых в действии. Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым – одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.

      Дети, живущие в детском доме, имеют поверхностные представления об окружающем их мире, у них небольшой, чаще негативный, социальный опыт. По диагностическим данным развития воспитанников нашего детского дома было выявлено, что большой процент детей дошкольного возраста имеют задержку психического развития. Отличительной чертой детей с ЗПР является их эмоциональная незрелость и нарушения в познавательной деятельности, очень низкий уровень физического развития, особенно мелкой и крупной моторики. Исходя из этого, актуальным становится применение в коррекционном процессе воспитания и обучения наших детей, методики Марии Монтессори.

      Особенность организации педагогического процесса в системе Монтессори состоит в том, что центр тяжести активности смещается с учителя на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения учителя, а напротив, активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной конструктивной деятельности, сообразуясь с индивидуальными интересами и побуждениями. Монтессори – материалы носят автодидактический характер и становятся помощью ребенку в процессе самообучения. Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе детей. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре, что необходимо для хорошей ориентации ребенка в окружающей среде и создании порядка в его сознании.

      В Монтессори – педагогике целью воспитания в период дошкольного детства является оптимизация процесса естественного развития ребенка. При этом решаются следующие задачи:

·        Создавать благоприятные условия для занятий – индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями и темпом развития;

·        Развивать в ребенке потребность в самостоятельном поиске ответов на возникшие вопросы, умение сравнивать, сопоставлять и анализировать;

·        Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление достигать качественного результата работы.

      В созданной нами развивающей среде, в кабинете Монтессори, занимаются дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Мы постарались учитывать все аспекты данной методики при создании образовательно – развивающей среды и разместили материалы по основным зонам:

·        Зона практической жизни.

 Упражнения с материалами этой группы готовят детей к повседневной жизни. Они не являются чем-то искусственным, а сопровождают обычную жизнь ребенка. Эти упражнения в определенном смысле моделируют реальность: они проводятся в учебных целях и предназначены для удовлетворения естественных интересов ребенка, его потребности в движении, для развития моторики, также контроля и координации движений.

·        Зона сенсорного развития.

Материалы для сенсорных упражнений закладывают прочную основу для развития интеллекта и чувств. Здесь присутствуют комплексы материалов для упражнений в определении свойств цвета, формы, размера, веса, температуры, структуры поверхности предмета, выделение в материале определенного качества или свойства.

·        Зона математического развития.

В эту зону входят материалы, дающие возможность сенсорного опыта общения с абстрактными понятиями, образующими математику. Косвенная подготовка к ее изучению заложена в материалах практической и сенсорной зоны. Также здесь представлены материалы по обучению арифметическим действиям, подсознательному восприятию взаимодействия чисел в работе с конкретными предметами.

·        Зона «космического» воспитания (ознакомление с окружающим      миром).

Материалы этой зоны помогают ребенку упорядочить восприятие окружающего мира, закладывающие фундамент будущих знаний. Главный метод воспитания – от общего к частному, от целого к деталям.

   Совершенствование движений, их координация и контроль – насущная потребность человеческого существа именно в период детства. В возрасте примерно от 1 до 4 лет ребенок особенно восприимчив к тем видам и формам деятельности, которые связаны с совершенствованием тонкой и грубой моторики. Ловкость и грациозность при выполнении упражнений в практической деятельности достигается ребенком, разумеется, не сразу. Большинство привычных действий взрослые выполняют чисто автоматически и не задумываются о том, что они трудны для ребенка.

       Идея Марии Монтессори такова: каждый этап упражнения четко и ясно показывается ребенку, тем самым существенно облегчается процесс овладения этим видом деятельности. Ребенка знакомят с алгоритмом деятельности, которым он затем может применять как в первоначальном, так и в измененном виде в зависимости от обстоятельств и конкретных условий работы. Некоторые упражнения представляют собой достаточно длинную последовательность действий, которые нужно запомнить. Ставя акцент на показе, а не на объяснении способа деятельности, привлекая к ней ребенка, дается возможность самостоятельно, многократно проделать все действия, чтобы в самом деле их запомнить. Позитивное воздействие упражнений в практической жизни сказывается на развитие мышления ребенка. Занимаясь этой деятельностью, ребенок воспринимает ее как структурированный процесс, состоящий из ряда последовательных действий, показанных педагогом. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо выполнить действия в определенном порядке. Выполняя общие подготовительные упражнения для развития контроля и координации движений – переноска предметов, пересыпание зёрен ложкой, переливание воды из одного сосуда в другой, складывание салфеток; упражнения по уходу за собой – рамки с пуговицами, кнопками, ремнями, бантами, шнуровкой, ребёнок учится правильно держать ложку, аккуратно переливать воду, расстёгивать и застёгивать пуговицы разного размера, ремешки для ботинок, завязывать и развязывать бантики и т.д.  Разумеется, восприятие ребенком структуры деятельности первоначально бессознательное: сначала он просто повторяет действия взрослого, переводя их со временем из внешнего во внутренний план. И этот уровень основа для развития логического мышления. Отталкиваясь от этой основы, ребенок учится в дальнейшем сравнивать предметы и составлять пары, строить сериационные ряды при помощи сенсорного материала. В развитии мышления важную роль играет порядок в окружающей ребенка среде, что облегчает его ориентацию в пространстве. Ведь внешний порядок помогает ребенку разобраться в хаосе впечатлений окружающего мира.

      Из наших наблюдений хочется отметить, что занимаясь с Монтессори – материалами, к концу учебного года дети должны научиться:

- самостоятельно взаимодействовать с предметами;

- реализовать свое право на свободный выбор материала;

- выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;

- получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития ребенка;

- находить свои ошибки и исправлять их;

- сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое дело.

 В своей работе я использую три этапа наблюдения за  развитием ребенка:

1.     Сводная таблица. В ней записываются все презентации, полученные ребенком и отмечается какое понятие освоил ребенок в результате работы с тем или иным материалом.

2.     Дневник наблюдений. В этом дневнике запись ведется по разделам, отражающим интеллектуальное развитие ребенка и приобретение им жизненно необходимых навыков.

3.     Листы  наблюдений дают возможность проанализировать временные срезы и оценить, что происходит с ребенком, где и как можно ему помочь, чему удалось научиться за наблюдаемый период.

      С помощью этих наблюдений провожу диагностику, в начале, в середине и в конце учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_iroipk.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

         Использование метода Марии Монтессори для всестороннего          

                           развития детей дошкольного возраста с ОВЗ

   

      Маленькие дети обучаются через собственные действия, они познают мир через призму собственных чувств, прожитых в действии. Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым – одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.

      Дети, живущие в детском доме, имеют поверхностные представления об окружающем их мире, у них небольшой, чаще негативный, социальный опыт. По диагностическим данным развития воспитанников нашего детского дома было выявлено, что большой процент детей дошкольного возраста имеют задержку психического развития. Отличительной чертой детей с ЗПР является их эмоциональная незрелость и нарушения в познавательной деятельности, очень низкий уровень физического развития, особенно мелкой и крупной моторики. Исходя из этого, актуальным становится применение в коррекционном процессе воспитания и обучения наших детей, методики Марии Монтессори.

      Особенность организации педагогического процесса в системе Монтессори состоит в том, что центр тяжести активности смещается с учителя на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения учителя, а напротив, активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной конструктивной деятельности, сообразуясь с индивидуальными интересами и побуждениями. Монтессори – материалы носят автодидактический характер и становятся помощью ребенку в процессе самообучения. Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе детей. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре, что необходимо для хорошей ориентации ребенка в окружающей среде и создании порядка в его сознании.

      В Монтессори – педагогике целью воспитания в период дошкольного детства является оптимизация процесса естественного развития ребенка. При этом решаются следующие задачи:

  • Создавать благоприятные условия для занятий – индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями и темпом развития;
  • Развивать в ребенке потребность в самостоятельном поиске ответов на возникшие вопросы, умение сравнивать, сопоставлять и анализировать;
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление достигать качественного результата работы.

      В созданной нами развивающей среде, в кабинете Монтессори, занимаются дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Мы постарались учитывать все аспекты данной методики при создании образовательно – развивающей среды и разместили материалы по основным зонам:

  • Зона практической жизни.

 Упражнения с материалами этой группы готовят детей к повседневной жизни. Они не являются чем-то искусственным, а сопровождают обычную жизнь ребенка. Эти упражнения в определенном смысле моделируют реальность: они проводятся в учебных целях и предназначены для удовлетворения естественных интересов ребенка, его потребности в движении, для развития моторики, также контроля и координации движений.

  • Зона сенсорного развития.

Материалы для сенсорных упражнений закладывают прочную основу для развития интеллекта и чувств. Здесь присутствуют комплексы материалов для упражнений в определении свойств цвета, формы, размера, веса, температуры, структуры поверхности предмета, выделение в материале определенного качества или свойства.

  • Зона математического развития.

В эту зону входят материалы, дающие возможность сенсорного опыта общения с абстрактными понятиями, образующими математику. Косвенная подготовка к ее изучению заложена в материалах практической и сенсорной зоны. Также здесь представлены материалы по обучению арифметическим действиям, подсознательному восприятию взаимодействия чисел в работе с конкретными предметами.

  • Зона «космического» воспитания (ознакомление с окружающим      миром).

Материалы этой зоны помогают ребенку упорядочить восприятие окружающего мира, закладывающие фундамент будущих знаний. Главный метод воспитания – от общего к частному, от целого к деталям.

      Совершенствование движений, их координация и контроль – насущная потребность человеческого существа именно в период детства. В возрасте примерно от 1 до 4 лет ребенок особенно восприимчив к тем видам и формам деятельности, которые связаны с совершенствованием тонкой и грубой моторики. Ловкость и грациозность при выполнении упражнений в практической деятельности достигается ребенком, разумеется, не сразу. Большинство привычных действий взрослые выполняют чисто автоматически и не задумываются о том, что они трудны для ребенка.

       Идея Марии Монтессори такова: каждый этап упражнения четко и ясно показывается ребенку, тем самым существенно облегчается процесс овладения этим видом деятельности. Ребенка знакомят с алгоритмом деятельности, которым он затем может применять как в первоначальном, так и в измененном виде в зависимости от обстоятельств и конкретных условий работы. Некоторые упражнения представляют собой достаточно длинную последовательность действий, которые нужно запомнить. Ставя акцент на показе, а не на объяснении способа деятельности, привлекая к ней ребенка, дается возможность самостоятельно, многократно проделать все действия, чтобы в самом деле их запомнить. Позитивное воздействие упражнений в практической жизни сказывается на развитие мышления ребенка. Занимаясь этой деятельностью, ребенок воспринимает ее как структурированный процесс, состоящий из ряда последовательных действий, показанных педагогом. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо выполнить действия в определенном порядке. Выполняя общие подготовительные упражнения для развития контроля и координации движений – переноска предметов, пересыпание зёрен ложкой, переливание воды из одного сосуда в другой, складывание салфеток; упражнения по уходу за собой – рамки с пуговицами, кнопками, ремнями, бантами, шнуровкой, ребёнок учится правильно держать ложку, аккуратно переливать воду, расстёгивать и застёгивать пуговицы разного размера, ремешки для ботинок, завязывать и развязывать бантики и т.д.  Разумеется, восприятие ребенком структуры деятельности первоначально бессознательное: сначала он просто повторяет действия взрослого, переводя их со временем из внешнего во внутренний план. И этот уровень основа для развития логического мышления. Отталкиваясь от этой основы, ребенок учится в дальнейшем сравнивать предметы и составлять пары, строить сериационные ряды при помощи сенсорного материала. В развитии мышления важную роль играет порядок в окружающей ребенка среде, что облегчает его ориентацию в пространстве. Ведь внешний порядок помогает ребенку разобраться в хаосе впечатлений окружающего мира.

      Из наших наблюдений хочется отметить, что занимаясь с Монтессори – материалами, к концу учебного года дети должны научиться:

- самостоятельно взаимодействовать с предметами;

- реализовать свое право на свободный выбор материала;

- выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;

- получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития ребенка;

- находить свои ошибки и исправлять их;

- сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое дело.

      В своей работе я использую три этапа наблюдения за  развитием ребенка:

  1. Сводная таблица. В ней записываются все презентации, полученные ребенком и отмечается какое понятие освоил ребенок в результате работы с тем или иным материалом.
  2. Дневник наблюдений. В этом дневнике запись ведется по разделам, отражающим интеллектуальное развитие ребенка и приобретение им жизненно необходимых навыков.
  3. Листы  наблюдений дают возможность проанализировать временные срезы и оценить, что происходит с ребенком, где и как можно ему помочь, чему удалось научиться за наблюдаемый период.

      С помощью этих наблюдений провожу диагностику, в начале, в середине и в конце учебного года.

           

                     Муниципальное образовательное учреждение  

     специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и детей,  

          оставшихся без попечения родителей «Берегиня»  ГО г. Якутск

                             Использование метода Монтессори

     для всестороннего развития детей дошкольного возраста

 

         выступление для слушателей фундаментальных курсов ИРОиПК

                                                                               воспитатель   Ширяева Л.Г.

                               

                                            Ноябрь 2011г.

                                               г. Якутск    

                               Использованная литература:

  1. Сорокова М.Г.  Система М.Монтессори. Теория и практика 2-ое издание,   ИЦ «Академия», 2003г.  
  2.  Танникова Е.Б.  Монтессори – группы в ДОУ, «Творческий центр», М., 2007г.
  3.  Фаусек Ю.И.  Детский сад Монтессори, ИД «Карапуз», М., 2007г.                                                

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....

"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт...

"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"

Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира,...

Из опыта работы" Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста".

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.      Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми  п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают ...