Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи по теме

Тимонина Ирина Викторовна

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_vospitateley.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №52 «Родничок»

Консультация для воспитателей

работающих по программе «Детство»

Составили: ст.воспитатель Тимонина И.В., воспитатель Мельникова Л.В.

Тема: «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Мнемотехника или  мнемоника, в переводе с греческого- «искусство запоминания». Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием - развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем- моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана- схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Рекомендуют для детей младшего и среднего возраста следует давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников- чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и  одновременно    решает задачи, направленные на:

  1. Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
  2. Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
  3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
  4. Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки;  правильное звукопроизношение;  знакомство с буквами).

Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является, как я уже говорила, актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений.

Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действую с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по - разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий.

Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;

Установить последовательность изложения выявленных признаков;

Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом – рассказом описания.

С помощью метода моделирования – использования схем- моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:

  1. Активизируется  словарный запас;
  2. Расширяется круг знаний об окружающем мире;
  3. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
  4. Свободно пересказывают сказки, рассказы как на занятиях, так и в повседневной жизни.
  5. Развивается фантазия и творческое воображение детей.

Существует ряд требований к использованию моделирования:

  1. модель вводится при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета;
  2. модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;
  3. модель должна быть доступной детям в повседневной жизни;
  4. модель должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета и явления;
  5. одновременно можно использовать модели только одного вида.

С помощью схем-моделей и мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов:

  1. у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятие, так и в повседневной жизни;
  2. у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
  3. активизируется словарный запас;
  4. дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Литература:

  1. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.
  2. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Знакомим малышей с окружающим миром. — М.: Просвещение; Учебная литература, 1997.
  3. Алексеевская Н. Карандашик озорной. — Москва: Лист, 1998.
  4. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью менмотехники. – СП.б: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2001 – 143.
  5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. — М.: Зна ние, 1994.
  6. Гунина Е.В. Психологическое изучение ребенка до школьного возраста. — Чебоксары, 1993.
  7. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. — М.: Ком Пульс, 1994.
  8. Колесникова. Развитие звуковой культуры речи у детей 3—4 лет. — М.: Тандем, 1998.
  9. Матюгин И.Ю., Чакоберия ЕМ. Школа эйдейтики. Раз витие памяти, образного мышления, воображения. — М.: Эйдос, 1994.
  10. Матюгин И.Ю. Тактильная память. — М.: Эйдос, 1991.
  11. Новотворцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимна стика. — Ярославль. Академия развития, 1996.
  12. Полянская Т.Б. Использование  метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного  возраста – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009. – 64 с.
  13. Сафронова Е.Д. Обучение на основе интеллектуального тренинга. — Вып. 1. — СПб.: Интеркаспий, 1996.
  14. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего до школьного возраста. — М.: Просвещение, 1986.
  15. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. и др. При думай слово. — М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.
  16. Хрестоматия для маленьких / Под ред. Л.Н.Елисеевой. — М.: Просвещение, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"

Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира,...

Из опыта работы" Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста".

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.      Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми  п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают ...

Презентация " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Мнемосхемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей...

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Консультация поможет педагогам освоить новый способ обучения детей творческому рассказыванию...


 

Комментарии

Андреева Елена Викторовна

Ирина Викторовна! Спасибо за консультацию.