Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
    методическая разработка по развитию речи по теме

    Тимонина Ирина Викторовна

    Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultaciya_dlya_vospitateley.docx19.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида №52 «Родничок»

    Консультация для воспитателей

    работающих по программе «Детство»

    Составили: ст.воспитатель Тимонина И.В., воспитатель Мельникова Л.В.

    Тема: «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

    Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

    Мнемотехника или  мнемоника, в переводе с греческого- «искусство запоминания». Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием - развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем- моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана- схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Рекомендуют для детей младшего и среднего возраста следует давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников- чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

    Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и  одновременно    решает задачи, направленные на:

    1. Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
    2. Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
    3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
    4. Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки;  правильное звукопроизношение;  знакомство с буквами).

    Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является, как я уже говорила, актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений.

    Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действую с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по - разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий.

    Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;

    Установить последовательность изложения выявленных признаков;

    Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом – рассказом описания.

    С помощью метода моделирования – использования схем- моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:

    1. Активизируется  словарный запас;
    2. Расширяется круг знаний об окружающем мире;
    3. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
    4. Свободно пересказывают сказки, рассказы как на занятиях, так и в повседневной жизни.
    5. Развивается фантазия и творческое воображение детей.

    Существует ряд требований к использованию моделирования:

    1. модель вводится при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета;
    2. модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;
    3. модель должна быть доступной детям в повседневной жизни;
    4. модель должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета и явления;
    5. одновременно можно использовать модели только одного вида.

    С помощью схем-моделей и мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов:

    1. у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятие, так и в повседневной жизни;
    2. у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
    3. активизируется словарный запас;
    4. дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

    Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

    Литература:

    1. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.
    2. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Знакомим малышей с окружающим миром. — М.: Просвещение; Учебная литература, 1997.
    3. Алексеевская Н. Карандашик озорной. — Москва: Лист, 1998.
    4. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью менмотехники. – СП.б: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2001 – 143.
    5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. — М.: Зна ние, 1994.
    6. Гунина Е.В. Психологическое изучение ребенка до школьного возраста. — Чебоксары, 1993.
    7. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. — М.: Ком Пульс, 1994.
    8. Колесникова. Развитие звуковой культуры речи у детей 3—4 лет. — М.: Тандем, 1998.
    9. Матюгин И.Ю., Чакоберия ЕМ. Школа эйдейтики. Раз витие памяти, образного мышления, воображения. — М.: Эйдос, 1994.
    10. Матюгин И.Ю. Тактильная память. — М.: Эйдос, 1991.
    11. Новотворцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимна стика. — Ярославль. Академия развития, 1996.
    12. Полянская Т.Б. Использование  метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного  возраста – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009. – 64 с.
    13. Сафронова Е.Д. Обучение на основе интеллектуального тренинга. — Вып. 1. — СПб.: Интеркаспий, 1996.
    14. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего до школьного возраста. — М.: Просвещение, 1986.
    15. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. и др. При думай слово. — М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.
    16. Хрестоматия для маленьких / Под ред. Л.Н.Елисеевой. — М.: Просвещение, 1975.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"

    Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....

    Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .

    Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...

    Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

    Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира,...

    Из опыта работы" Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста".

    Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.      Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми  п...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают ...

    Презентация " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

    Мнемосхемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей...

    Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

    Консультация поможет педагогам освоить новый способ обучения детей творческому рассказыванию...


     

    Комментарии

    Андреева Елена Викторовна

    Ирина Викторовна! Спасибо за консультацию.