«Технология смарт-тренинга как средство личностного развития детей дошкольного возраста»
консультация

Довгань Наталья Андреевна

Технология «Смарт-тренинг» направлена на активное умственное обучение дошкольников, которое приводит к победе – к достижению конкретного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smart-trennig.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Педагогический совет

 «Инновации в ДОУ как средство реализации ФГОС»

Выступление по теме

«Технология смарт-тренинга как средство личностного развития детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Глухова Е.В., воспитатель;

Довгань Н.А., воспитатель

г. Рубцовск

2023 г.

Каждый человек в той или иной мере считает себя умным. Но часто ли мы видим людей, которые проявляют сообразительность, рассудительность, инициативность, самостоятельность, находчивость, логичность, критичность мышления? А ведь это именно те качества, которые характеризуют человека интеллектуально развитым, способным найти способы и средства в решении нестандартных задач.

Государство нацеливает образовательные организации на обеспечение условий, способствующих всестороннему развитию, отводя значительное место умственному развитию. Наблюдения из практики показывают, что дошкольники испытывают затруднения в умении делать умозаключения, выводы, принимать логические решения, у части детей слабо развиты конструктивное, пространственное мышление.

В поисках эффективных путей решения проблемы, обратили внимание на игры-головоломки, способные в доступной и занимательной для дошкольников форме повысить их умственную активность. Изучив материал по данной теме, выявили наличие работ ученых, исследователей, практиков, описывающих игры-головоломки, историю, их виды, различные классификации. Большая часть работ направлена на школьников и взрослых. Обучению дошкольников головоломкам уделено недостаточно внимания, нет определенной последовательности в организации данного направления. Возникла необходимость в создании технологии организации «Смарт-тренинг», направленной на активное умственное обучение дошкольников, которое приводит к победе – к достижению конкретного результата, когда ребенок способен справиться с решением головоломки.

Основные принципы, используемые при организации смарт-тренинга для детей дошкольного возраста:

  • Принцип активной позиции ребенка. Не делать задания за ребенка, не давать готовых ответов, не спешить с подсказкой, а подводить к решению с помощью различных приемов, вопросов. Научить ребенка решать проблемные задания самостоятельно, побуждать к активным и самостоятельным действиям.
  • Принцип системности и регулярности использования игр-головоломок в работе с детьми. Головоломки применяются в работе с детьми не от случая к случаю, а в определенной системе, во взаимосвязи всего материала: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Используются регулярно как в течение дня в разных режимных моментах, так и в течение недели. Деятельность состоит из законченных шагов.
  • Принцип индивидуального подхода к ребенку. Подбор заданий с учетом не только возрастных особенностей детей, сколько индивидуальных способностей каждого ребенка.
  • Принцип использования адекватных возрасту форм работы с детьми. Не забывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Больше использовать игровых приемов. Развивающий материал не должен быть легким, трудность должна быть оптимальной.
  •  Принцип наглядности. Ребенку легче воспринимать материал, опираясь на иллюстрации, схемы, объекты, что способствует возможности увидеть их в реальном, действительном виде, поддержать внимание. Не забывать о разумном количестве наглядного материала.
  • Принцип интеграции. Процесс обучения головоломкам будет более эффективным, если их включать в различные образовательные области.
  • Принцип успешности. Ребенок, да и любой взрослый, любит заниматься тем, что у него хорошо получается. Чтоб ребенку нравилось решать головоломки, он должен почувствовать себя успешным в этом деле. Особенно большое значение имеет первый опыт.
  • Принцип вариативности, новизны. На базе одной головоломки можно давать различные варианты заданий. Также можно использовать вариативность и в использовании методов и приемов: то используем загадки, то игровую ситуацию, то художественное слово, или обыгрывание конструкции.
  • Принцип поддержки инициативы детей в решении головоломок. Не следует критиковать ребенка за неправильную попытку решения задания, рекомендуется избегать негативной оценки его работы. Не следует прерывать пробы и поисковые действия ребенка словами «не так», «неправильно», «неверно». Пусть ребенок сам на практике оценит правильность своих действий. Если ребенок долго пытается решить задание неверным способом, можно сказать ему «попробуй по-другому». В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
  • Принцип сотрудничества с семьей. Семейное воспитание является незаменимым и важным в жизни ребенка, стоит на первом месте по своей силе и действенности. Авторитет родителей для ребенка бесспорен. Добиться хороших успехов в привитии ребенку каких-либо навыков или качеств без поддержки семьи сложно. Необходимо повышать активность родителей, создавать необходимые условия для того, чтобы они смогли включиться в работу по освоению головоломок детьми, по привитию интереса детям к интеллектуальным хобби.

Все принципы представляют набор дидактических методов и приемов, способствующих эффективному обучению детей решению головоломок.

Словесный метод - позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. Главным инструментом является слово.

Приёмы:

− объяснения, в ходе которых раскрываются новые понятия, термины, задачи деятельности, последовательность решения задачи, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости;

 − разговор (беседа), в ходе диалогового общения применяются вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, вопросы, направленные на уточнение задачи, на выводы и заключения;

− рассказ, в ходе которого излагается материал в виде описания, инструкции, информации;

− рассуждение, в котором дается последовательное развитие положений, подводящих детей к выводам при решении задачи;

− художественное слово;

− педагогическая оценка.

Словесный метод и приемы активно применяются в обучении дошкольников. Успех словесных методов обучения напрямую зависит от владения ими самим воспитателем, и от того насколько правильно и в какой форме это преподносится детям.

Для достижения результата словесные методы и приемы лучше сочетать с игровым, а также наглядным и практическими. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Приёмы:

− развивающие игры, в процессе которых происходит развитие психических процессов или усовершенствование различных умений и навыков.

− игровая ситуация;

− введение игрового персонажа;

− введение элементов соревнования; − создание эмоциональных ситуаций.

Наглядный метод – при использовании которого, педагог направляет восприятие ребенка на выделение в объектах основных, существенных признаков, частей, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и их частями.

Приёмы:

− наблюдение – целенаправленный способ восприятия объектов;

− показ иллюстраций, схем;

− показ образца (образцом может быть схема, рисунок, модель);

− показ способа действия (всего или частичного на начальном этапе обучения, эффективнее на другом, но подобном объекте).

Практический метод – овладение практическими умениями.

Приёмы:

− упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания в ходе применения педагогом алгоритмов, заданий, инструкций;

− работа по образцу, схеме;

− моделирование - основано на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком, схемой.

Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Условия организации смарт-тренинга для дошкольников.

  • Четко формулируйте цель игрового занятия. Добиться ее вы сможете, если у ваших воспитанников будет желание, а не необходимость в ее достижении.
  • Создавайте мотивирующую среду, вдохновляющую на достижение поставленной цели и веру в успех.
  • Учитывайте уровень сложности поставленной цели. Не допускайте его негативного влияния (слишком легкая или слишком сложная). Для этого используйте индивидуальные цели достижения результата.
  • Не бойтесь корректировать цель, с учетом способностей, возможностей и самостоятельности своих воспитанников.
  • При оценке результата учитывайте чувство удовлетворенности. Продумайте свою систему поощрения дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностное развитие детей дошкольного возраста средствами интеграции образовательных областей.

Повышение качества дошкольного образования и его стандартизация требуют разрешения ряда проблем, в том числе:- определения объема содержания;- согласования соотношения программ и технологий;- ор...

«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста».

Вашему вниманию мне хотелось бы предложить выступление на круглом столе для воспитателей детских садов. Театрализованные игры в детском саду очень актуальны, так как они способствуют развитию творческ...

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности

Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Дети приобретают опыт различного рода взаимоотнош...

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Представлена консультация для воспитателей о понятии музейная педагогика, о ее формах, принципах....