Консультация для родителей: " Что такое гендерное воспитание?"
консультация на тему

Минеева Наталья Анатольевна

В настоящее время на первое место в педагогике  вышла проблема учёта воспитания мальчиков и девочек.Как воспитывать мальчиков. чтобы из них вырастали мужчины?Какие условия надо создать девочкам. чтобы из них вырастали настоящие женщины?Почему именно в дошкольном детстве важно гендерное воспитание7 Ответы на эти вопросы найдёте в консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

  Консультация для родителей : «Что такое гендерное воспитание?»

Воспитатель: Минеева Наталья Анатольевна

В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек. В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер»(от англ. «род») и «гендерное воспитание».

В педагогике термин «гендер» позволяет избавится от характерного биологического понятия слова «пол». В результате педагоги активно начали рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек с учетом их индивидуальных способностей.

 Очень долго, начиная с советских времен, на эту проблему внимания никто не обращал. Был один пол детей, и он делился на возрастные периоды: дети – младенцы, дети- дошкольники, дети – школьники и т. д.

В той семье, где есть мальчики, и девочки, знают, что воспитывать и обучать их нужно по- разному. Ведь скоро они вырастут и превратятся в мужчин и женщин, будут жить в обществе и взаимодействовать с людьми.

 С момента рождения ребенка начинается его воспитание.

Малыша учат, что означает быть мальчиком или девочкой, потом мужчиной или женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. То есть с момента рождения начинается процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Как воспитывать мальчиков, чтобы из них вырастали настоящие мужчины?

Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Эти вопросы всегда возникали в обществе .

 Мальчики и девочки- два разных мира

Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. В дошкольных учебных заведениях гендерное воспитание происходит стихийно

Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание

Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость) : дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка

Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.

Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Именно в период раннего дошкольного детства ребенок узнает, что существует два пола, и начинает понимать, кто он - мальчик или девочка. Далее, с 4-5 лет, дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.

 На первый взгляд кажется, что дети легко осознают, кто они: мальчики и девочки. Но это не так, в 3 года многие дети не могли четко определиться со своим полом. Часто на занятиях с детьми мы говорим : «Пусть похлопают в ладоши мальчики»- обязательно похлопают несколько девочек, и наоборот. По мнению ученых, серьезной проблемой является то, что у мальчиков осознание пола происходит в более трудных условиях, чем у девочек.

Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда становится менее привлекательным, и ребенок лишается возможности подражать папе. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Часто мы говорим ребенку, осуждая его за какой- либо поступок: «Так мальчики себя не ведут! » или «Ну какая же ты девочка! ».

Как же к этому относятся сами дети? А дети не видят в этом ничего плохого. Ну и что такого, что девчонки подрались, ну подумаешь мальчишки играют в куклы и нацепили на голову банты. Хотя многие дети уже на третьем году жизни осуждают нетипичное для данного пола поведение. Женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот.

Как заметить, что у ребенка еще не сформировалось понимание того, кто он Мальчик или девочка? Если внимательно наблюдать за малышом, то можно заметить некоторые признаки, связанные с его поведением :

• Стремится быть со взрослыми противоположного пола и активно подражает их стремлению

• Предпочитает игрушки противоположного пола, может выбирать роли противоположного пола

• Часто желает изменить свой пол, иногда имя

• Рассказывает, что бы он сделал как представитель другого пола.

  Особенности мальчиков и девочек

Что же делать педагогам и родителям, чтобы полноценно воспитывать мальчика и девочку, будущих мужчину и женщину? Прежде всего необходимо знать о них как можно больше, об их психофизических различиях.

Мальчики начинают позже ходить, позже говорить, чем девочки. Они более подвижны. Травмы у мальчиков случаются в 2 раза чаще. Уже рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница увеличивается почти до 2 лет.

Более агрессивны, раздражительны, беспокойны, возбудимы, неуверенны в себе, чем девочки. С рождения готовы сглаживать любые неприятности, инстинкт выживания у них очень развит.

Они более спокойны, эмоциональны, у них большая сопротивляемость к стрессам.

Стремятся к независимости. Готовы к зависимости.

Любят игры, в которых чем больше народу, тем лучше.

Предпочитают собираться маленькими группами и любят изображать взаимоотношения взрослых.

Предпочитают, чтобы им говорили или указывали на то, что они добились результатов в чем-то конкретном. Любят похвалу в присутствии других детей, родителей. Любят. чтобы ими восхищались.

Изображают в основном машины, самолеты. Рисунки у них более схематичны и динамичны. Чаще рисуют природу, людей. Их рисунки носят более законченный характер, имеют много декоративных элементов .

Известно, что открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.

 Очень важно общение отца с дочерью, а матери с сыном: ярко выраженная женственность матери способствует развитию мужественности у сына. а мужественность отца – проявлению черт женственности у дочери.

Поэтому для воспитания детей нужны оба родителя.

В семье, где мать одна воспитывает ребенка, важно привлекать к воспитанию близких семье мужчин – дедушек, дядей и др.

Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчишек и девчонок, ведь они будущие мужчины и женщины. Стремитесь воспитывать в них положительное отношение к социальным ролям, которые они будут выполнять во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Что такое хорошо? Что такое плохо?

Дети наша радость, и главной целью в жизни каждого родителя является правильно воспитать своего ребёнка. Но стоит вопрос, какое поведение является правильным? Каждый ребёнок уникален и неповторим. Его...

Консультация для родителей «Весна — такая прекрасная и такая опасная»

Советы родителям - ка избежать неприятностей в этот замечательный период пробуждения природы....

консультация для родителей "ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО..."

Родители — именно те люди, которые первыми начинают обозначать малышу нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого...

Консультация для родителей "Что такое хорошо, что такое плохо"

Консультация для родителей "Что такое хорошо, что такое плохо"...

Консультация для родителей «Весна — такая прекрасная и такая опасная»

Советы родителям - ка избежать неприятностей в этот замечательный период пробуждения природы....

консультация для родителей "Что такое хорошо и что такое плохо"

Как же ограничивать проявления ребенка, как найти грань между вседозволенностью и творческим поиском, свободой и независимостью?...