Главные вкладки

    Консультация для родителей.«Музыкально – дидактические игры в жизни ребенка»
    консультация (старшая группа) по теме

    Писарева Ирина Михайловна

    Наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая прежде всего проявляется в том,чтобы ребенок сам, без чьей – либо помощи мог применять свои умения в повседневной жизни.Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны.Среди них музыкальная. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально – дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности:пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.Основное назначение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма,тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально – дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.Как любая другая игра, музыкально – дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.В процессе игр дети приобретают не только специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности – чувство товарищества, ответственности.Музыкально – дидактические игры можно организовывать на музыкальных и других занятиях, в свободное время.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_106.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

    ДЛЯ

    РОДИТЕЛЕЙ

    «Музыкально – дидактические

    игры в жизни ребенка»

    Наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая прежде всего проявляется в том,

    чтобы ребенок сам, без чьей – либо помощи мог применять свои умения в повседневной жизни.

    Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны.

    Среди них музыкальная. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально – дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности:

    пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

    Основное назначение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма,

    тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально –

    дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

    Как любая другая игра, музыкально – дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

    Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

    В процессе игр дети приобретают не только специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности – чувство товарищества, ответственности.

    Музыкально – дидактические игры можно организовывать на музыкальных и других занятиях, в свободное время.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

    ДЛЯ

    РОДИТЕЛЕЙ

    «Организация семейных праздников»

    Семейные праздники.

    В каждой семье обычно проводятся те праздники, которые приняты в обществе и которые составляют жизненный уклад семьи. Например, с давних времен в каждой семье сохранился обычай отмечать дни рождения каждого члена семьи и дарить друг другу подарки. К праздникам нужно заранее подготовиться: продумать, как лучше, интереснее его провести, какие игры,

    забавы предложить и взрослым, и детям, какую музыку использовать для игр, танцев, как украсить помещение, какие сувениры, призы подготовить

    для виновника торжества, гостей и т.д.

    Композиция любого праздника, организуемого в семье, должна быть хорошо продумана, чтобы у всех членов семьи и у всех гостей в процессе всего праздника сохранились хорошее настроение, активный интерес. Дети должны быть в центре внимания в такие дни, поэтому родителям необходимо заранее составить небольшую программу праздника, предусмотрев сюрпризные моменты. В программе праздника может быть не только застолье с угощением (чаем, пирогами, конфетами), но и маленький концерт силами взрослых и детей, веселые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини – спектакли экспромты, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок (например, «Репка», «Колобок»,

    «Теремок») или веселые сценки из семейной жизни.

    Создать хорошее настроение, объединить всех детей и взрослых, присутствующих на празднике, единым настроением всегда помогает хорошая музыка. Готовясь к предстоящему празднеству, родители должны заранее позаботиться о подборе музыки для того, чтобы всем вместе исполнить знакомые детские песенки. Потанцевать или изобразить какую – либо забавную сценку. После праздника и у детей, и у родителей будет повод для того, чтобы обсудить его, вспоминая наиболее интересные, впечатляющие моменты. Старших дошкольников вполне можно привлекать

    к подготовке праздника – посильной уборке помещения, к изготовлению поздравительных открыток, сувениров.

    Одним из способов организации в семье музыкальной среды и привлечения внимания ребенка к музыкальному искусству может быть создание

    домашнего музея.

    Своеобразный домашний музей можно организовать и в семье, стараясь увлечь ребенка интересным и полезным делом. Тут все зависит от творчества и увлеченности самих родителей, а главное, от их желания помочь своим детям развить их способности, расширить кругозор, сделать из жизнь интересной.

    В этом случае сами родители, используя соответствующую литературу, фонозаписи, могут на время стать для своих детей экскурсоводами и рассказать им о разнообразных музыкальных инструментах, показывая их изображение на картинках или, что еще лучше, использовать записи звучания этих инструментов.

    Родители сами могут познакомить ребенка с творчеством разных композиторов, собрав предварительно информацию с доступными для ребенка сведениями из истории их жизни, а также предложив послушать отдельные музыкальные произведения этих композиторов или фрагменты из них.

    Можно дома создать музей любимого композитора, постепенно собирая

    Книги о композиторе, интересную информацию, портреты, фотографии, аудиозаписи, диски с его музыкой. Если это современный композитор, то, например, видеозаписи с его выступлениями на концертах, записи мультфильмов с его музыкой, концертные программы.

    Домашний музей может быть собран и на основе коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных инструментов промышленного изготовления. Но это не так просто и не каждая семья может осуществить эту идею. Поэтому можно начать с музея самодельных музыкальных инструментов, постепенно расширяя его композицию и привлекая ребенка к посильным действиям по созданию «музыкальных инструментов» из самых

    разнообразных подсобных материалов – деревянных брусочков, пуговиц и ореховых скорлупок, прикрепленных на ниточки; пластиковых контейнеров из – под чипсов, киндерсюрпризов, жестяных коробочек из – под конфет и печенья. Все эти емкости можно наполнить крупой, мелкими камешкамти,

    песком. и тогда они по – разному будут звучать.

    Жестяные коробочки разного размера можно превратить в барабанчики.

    Стеклянные баночки, стаканчики тоже легко превратить в музыкальный инструмент, наполнив их водой до разного уровня, чтобы они по – разному звучали при ударе палочкой. Домашний музей можно пополнить детскими погремушками, которые удалось сохранить и которые тоже могут передавать разное звучание.

    Подобные инструменты можно использовать, сопровождая их звучанием рассказ, сказку. Подражая родителям, дети сами могут делать тоже самое и даже сочинять свои маленькие сказки, изображая с помощью инструментов сказочных персонажей.

    В процессе пополнения домашнего музея новыми «экспонатами» ребенок все больше вовлекается в интересную для него деятельность и. когда в дом приходят гости, становится «экскурсоводом», демонстрируя то, что находится в экспозиции музея, и увлеченно рассказывая о том, какие инструменты из чего сделаны, и демонстрируя их звуковые возможности.

    Домашний театр.

    Проявляя заботу о музыкально – эстетическом развитии ребенка, родители могут продумать возможность посещения театров (драматического, музыкального, кукольного), концертных залов, цирковых представлений.

    Старших дошкольников следует приобщать к восприятию музыкально – сценических произведений – оперы, балета, мюзикла, в основе которых сюжеты доступных детям этого возраста художественных произведений.

    Посещение театра дает ребенку запас ярких, незабываемых впечатлений.

    Опираясь на них, ребенок передает свое собственное отношение к окружающему в самостоятельной  музыкально – театрализованной деятельности. В этой связи очень важным моментом является создание

    домашнего «театра» - кукольного драматического, в котором актерами могут быть все взрослые члены семьи, и дети.

    Родители могут организовать кукольный театр, используя для этой цели имеющиеся в доме игрушки или изготовив куклы своими руками из разных материалов, например, из папье – маше, дерева, картона. Ткани, ниток, соломы, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов для домашних спектаклей хорошо привлекать детей. Сделанные своими руками куклы, декорации, костюмы доставят ребенку много радости, удовлетворения от этой интересной творческой деятельности. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок или сочиняя свои собственные.

    В домашних спектаклях может использоваться музыка – диски, магнитофонные записи, музыкальное сопровождение с помощью детских музыкальных инструментов – самоделок, имитирующих разные шумовые эффекты. Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей. И в этом родители могут помочь им, поддерживая их инициативу, изготавливая импровизированные костюмы, участвуя в этих мини – спектаклях в качестве рассказчика или в качестве одного или даже нескольких персонажей. Вместе с родителями дети могут заранее подготовить такие маленькие представления, а затем показать своим гостям

    во время семейных праздников.

    Развлечения с использованием музыки.

    Родители могут стать инициаторами в организации в домашней обстановке

    разнообразной музыкальной деятельности детей. Это может быть пение или пение взрослыми доступных песен для ребенка, игры – забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры – драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание музыкальных композиций, сказок,

    слушание детских радио и телепередач.

    Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании особой, дружеской, доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

    Для осуществления всей этой интересной работы в семье должна быть создана соответствующая музыкальная среда, которая предполагает:

    Наличие музыкальной фонотеки, детских музыкальных инструментов, инструментов – самоделок, дидактических игр. Но самое главное – это организация взрослыми разнообразной, совместной с ребенком музыкально – творческой деятельности в различных формах (музицирование с помощью элементарных музыкальных инструментов, пение, игры, танцы, хороводы, драматизации).

    В каждой семье желательно иметь хотя бы скромную фонотеку, состоящую из подборки аудио- и видеокассет, дисков с записью музыки для детей.

    Само собой разумеется, что это должна быть музыка, ценная в художественном отношении, воспитывающая у детей нравственно – эстетические чувства, способствующая первоначальному формированию

    основ музыкального вкуса и доступная для восприятия ребенка. Сейчас в продаже имеются диски с классической, народной и современной музыкой для детей.

    Основной совет, который можно дать родителям, - побольше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией. Если родители сами любят и часто слушают музыку, то и для их ребенка постепенно слушание музыки станет потребностью.

    Создание домашнего оркестра является частью музыкальной среды.

    Хорошо, если кто – то в семье владеет каким – либо музыкальным инструментом. Свои умения надо как можно чаще демонстрировать детям,

    играя на баяне, аккордеоне, гитаре, скрипке и любом другом инструменте.

    Если же в доме нет настоящих музыкальных инструментов и взрослые не

    владеют игрой на них, они могут приобщать своих детей к игре на простейших музыкальных инструментах, представляющих ударную группу,-

    барабанчиках, треугольнике, металлофоне, ксилофоне, губной гармошке или

    на инструментах – самоделках, используя для этой цели некоторые предметы домашнего обихода, например, деревянные или металлические ложки, коробочки, детские погремушки, пластиковые бутылки, футляры от киндерсюрпризов. Необходимо больше предоставлять возможности самому ребенку экспериментировать с разными предметами, изучая возможности их звучания.

    Используя эти простейшие предметы или самоделки, взрослые могут организовать своеобразный домашний «оркестр», привлекая детей к музицированию и сопровождая звучанием инструментов исполнение знакомых песен или музыкальных произведений в записи.

    Все эти инструменты – ударные. Они не передают точно высоты звучания, но с их помощью можно развивать у детей чувство ритма, предлагая ребенку выполнять очень простые ритмические упражнения: отстучать палочками, брусочками свое имя или имя папы, мамы, брата, отстучать ритм слов, например: мама – мамочка, пап – папочка, затем – сопровождать музыкальными инструментами собственное исполнение песенки или музыки. записанной на кассете, диске.

    Одним из компонентов музыкальной среды в доме и одновременно еще одной формой музыкального воспитания в семье являются слушание и просмотр детских радио- и телепередач. Эта форма сегодня доступна практически каждой семье, однако здесь важно соблюдать уверенность. помня о том, чтобы не навредить здоровью ребенка. Кроме того, очень важно

     Чтобы такие передачи ребенок слушал и смотрел не в одиночестве, а с кем – либо из взрослых, чтобы они могли при необходимости объяснить ребенку, что – то, привлечь его внимание к тем или иным важным моментам, используя их, как средство воспитания ребенка, расширения его познавательной сферы, накопления разнообразных впечатлений.

    Радио- и телепередачи являются источником новой информации, разнообразных впечатлений, которые дети отражают в своих играх, в музыкальной деятельности. Они предлагают ребенку различные модели поведения, что важно для социализации детей, для развития их взаимоотношений с окружающими. Эти впечатления являются мощным стимулом и для творческих проявлений ребенка.

    Таким образом, успешность музыкально – эстетического воспитания старших дошкольников  в огромной степени зависит от тесного взаимодействия семьи и детского сада. С одной стороны, знание педагогами ДОУ особенностей и традиций семьи, стилей общения позволяет им дифференцированно подходить к воспитанию ребенка в детском саду, с другой – родители имеют возможность наблюдать  в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их ребенок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как осуществляется его музыкально – эстетическое развитие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни»

    Красота народного искусства непосредственно воздействует на душевное состояние человека, его настроение, является источником эмоций, влияющих на отношение к окружающему миру...

    Консультация для родителей "Музыкальные инструменты и их роль в жизни дошкольников"

    Консультация для родителей о значении игры на музыкальных инструментах, задачи обучения. Оформлена в форме папки-передвижки на 4-х листах.А так же как правильно выбрать музыкальный инструмент для ребе...

    Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни»

    Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основой для формирования духовного мира человека и его нравственности....

    Консультация для родителей "Музыкальные игры в жизни ребенка"

    Консультация для родителей "Музыкальные игры в жизни ребенка"...

    Консультация для родителей Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни.

    Консультация для родителейМузыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни....