Пальчики помогают говорить
консультация на тему

Москалёва Алёна Михайловна

Консультативный материал для родителей поможет мамам и папам организовать игровую деятельность с детьми посредством пальчиковых игр для развития активного словаря и моторики ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ  «Детский  сад  №  62  «Березка»

  города  Белово  комбинированного  вида»

«Пальчики помогают говорить»

Консультация для родителей

                               

                                                                                    Подготовила:

                                                                                    воспитатель

                                                                                    Москалева

                                                                                    Алена Михайловна

2014

      Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его ар-тикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхрониза-ции их работы.

      Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные обра-зы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят сло-весное выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между пра-вым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хоро-шо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тон-кую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

      Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчи-ка. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - го-ворящие дети.

      Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превос-ходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливаюшую методику воздействия на руки. Он утвер-ждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположе-но множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аку-

                                                                                                                       1    

пунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; ука-зательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безьимянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

      Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтвер-ждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончи-ках пальцев».

      И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо зна-комые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры - не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры.  Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько поль-зы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, имму-ностимулирующий эффект это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций - это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале ваших с малышом забав.

      Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ре-бенка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребенка.

      Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движе-

ния, его следует хвалить и, если возможно, показать его творческие достиже-ния, например, папе или бабушке.

      Когда начинать заниматься ?

      В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для

                                                                                                                       2

формирования речи этот период - возраст от полутора до трех лет. Именно тог-да ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществля-ется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого чело-века.

      Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от

3-х месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактиль-ного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтя-гиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окру-жающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку

      В 6-7 месяцев полезно делать массаж кистей рук с помощью незамыслова-тых пальчиковых потешек: «Этот пальчик в лес пошел...», «Этот пальчик де-душка...», «Мальчик-пальчик, где ты был?..» и т. д. В словесном ряде потешек уже заложена пальчиковая гимнастика: поглаживание кисти и пальчиков ре-бенка, легкие надавливания в направлении от кончиков пальцев к запястью, сгибание и разгибание детских пальчиков.

      Длительность упражнений — по 2-3 минуты каждый день.

      В возрасте 10 месяцев следует начинать активную тренировку пальцев ре-бенка. С этого периода можно вводить в игру пальчиковые стишки и пальчи-ковую математику. Комплекс этих игр вовлекает в движение больше пальцев, сами движения становятся более энергичными. Кроме пальчиковых стишков и потешек необходимо давать малышам катать шарики, рвать на мелкие куски бумагу (газету), перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши (матрешки). В таких упражнениях также учас-твуют почти все пальцы и движения энергичны.

      Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковые потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет - задания, спе-

                                                                                                                       3  

циально направленные, на развитие тонких движений пальцев. Играйте в раз-личные шнуровки; учитесь застегивать и расстегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой или раскручивать и закручивать капроновую ленточку; играйте в кубики (собирайте башни, поезда, домики и прочее); соби-райте крупные пазлы.

      Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ре-бенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх-вниз. Или поло-жить между распрямленными ладонями ребенка шарик для игры в настольный теннис (крупный грецкий орех) и помочь ему делать круговые движения ладо-нями. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.

      С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуй-те игры с мозаикой, пазлы, нанизывание бус, бисера, пуговиц, лепку из глины или пластилина, используйте веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков, дощечки с накатанным слоем пластилина для выклады-вания узоров из мелких камешков, круп, пластмассовые или деревянные палоч-

ки для выкладывания узоров по образцу. В три года ребенок должен уметь по-казывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

      В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами; хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по Конту-ру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением, способами работы ниткой и иголкой. Каждый пальчик ребенка к школе должен

                                                                                                                       4

быть «самостоятельным» и ловким.

      С шести до семи лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью техники пальчиковых зверушек и пальчиковых предметов. Устраивайте «Театр пальчиков» и «Кукольньтй театр» - в этих домашних театрализациях активно развиваются мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую под-вижность, гибкость, исчезает скованность движений. Активно работает память, обогащается речь и кругозор. Застенчивые дети становятся увереннее. Позво-ляйте ребенку импровизировать, пусть он проявляет свою творческую фанта-зию.

      Еще раз обратим внимание родителей на то, что:

• заниматься нужно при благодушном настроении малыша;

• упражнения должны соответствовать моторному развитию ребенка (не опере-жая его физическое развитие);

• пальчиковые упражнения вводятся тогда, когда малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру и физические упражнения доставляют ему ра-дость;

• начинать занятие нужно с нежного поглаживания и ощупывания.

      Не старайтесь опережать гимнастикой реальное возрастное развитие мотор-ных навыков младенца. «Ладушки» не делают раньше, чем ребенок начнет са-мостоятельно пытаться хлопать в ладоши.

      Вы можете на себе показывать, весело произнося слова потешки, любые уп-ражнения - ребенок будет их визуально запоминать и, может быть, попытается так же сложить ручки и повертеть ими и т. д.

      Гимнастика направлена на то, чтобы поддерживать, а не опережать естест-венное моторное развитие ребенка. Многие методики, ставящие целью опере-дить темпы естественного физического развития, не приносят устойчивых ре-зультатов и практической пользы.

      Давно известно, что дети, которых усиленно тренируют, и дети, которых не

                                                                                                                       5

тренируют вообще, все равно начинают делать какое-либо движение в одном и том же возрасте.

      Обязательно используйте речевое сопровождение при проведении упражне-ний, это даст ребенку заряд положительных эмоций и побудит к общению.

                                                                                                                       6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчики помогают говорить"

Значение развития мелкой моторики для детей разного возраста....

Комплексно-тематическое планирование кружковой работы «Пальчики помогают говорить» в подготовительной к школе группе «Ракушка»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через организацию совместной  деятельности для совершенствования речевых навыков, творческой фантазии, эстетического восприятия.Задачи: ·...

Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"

Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"...

Пальчики помогают говорить, консультация для родителей

В статье  предлогаются  пальчиковые игрыи для родителей дошкольного учреждения....

Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить»

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникаль...

Пальчики помогают говорить

Что мы, родители, знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками.  Поначалу пальчики всё больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже...

Семинар-практикум для родителей «Пальчики помогают говорить»

Цель данного семинара-практикума показать важность работы по развитию мелкой моторики;обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой м...