Главные вкладки

    Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить»
    рабочая программа (младшая группа) на тему

    Соколова Маргарита Петровна

    В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка.

    Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

    Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.

    Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей первой младшей группы необходимы особые условия. Исходя из этого, у нас возникла идея создания образовательного пространства в группе по развитию мелкой моторики рук.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «ЖЕМЧУЖИНКА»

    ГОРОДА СМОЛЕНСКА

    «Руки дают человеку голову,

    затем поумневшая голова учит руки,

    а умелые руки снова

    способствуют развитию мозга»

    И.П.Павлов

    Педагогический проект


    «Пальчики помогают говорить»

    Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы

    Авторы проекта:

    Соколова Маргарита Петровна

     Кириченко Наталья Сергеевна

    Тип проекта: познавательно – творческий, групповой.

    Продолжительность проекта: долгосрочный с сентября 2015 года по май 2016года.

    Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

    Возраст детей: 2-3 года.

    Актуальность проекта:

    В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка.

    Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

    Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
    Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей первой младшей группы необходимы особые условия. Исходя из
    этого, у нас возникла идея создания образовательного пространства в группе по развитию мелкой моторики рук.

    Объект исследования: процесс развития речи детей раннего возраста.

    Предмет исследования: система форм, методов и технологий развития речи средствами сенсомоторных игр.

    Выше сказанное определило выбор основного направления деятельности: влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы.

    Цель педагогического проекта: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

    Задачи проекта:

    Для детей

    1. Способствовать развитию речи как средства общения.

    2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.

    3. Обучение детей сенсомоторным играм.

    4. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.

    Для педагогов МБДОУ «Детский сад № 26 «Жемчужинка»

    1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.

    2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей раннего возраста.

    3. Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук.

    4. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.

    5. Проанализировать влияние сенсомоторных игр на овладение правильной и образной речи детей первой младшей группы.

    6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

    Для родителей

    1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.

    2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.

    Этапы реализации проекта

    • Изучение психолог - педагогической литературы по проблеме сенсомоторного развития и влияния сенсомоторных игр на развитие речи детей третьего года жизни.
    • Проведение открытых мероприятий для педагогов ДОУ, района и родителей.
    • Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность, влияющую на речевое развитие каждого ребенка.
    • Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами сенсомоторных игр.
    • Обогащение опыта работы по данному направлению. Проведение мониторинга деятельности.

    Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), самостоятельная деятельность детей: речевые игры с пальчиками, самомассаж.

    Продукт проекта:

    • Картотека пальчиковых игр.
    • Картотека консультаций для родителей и педагогов.
    • Фотовыставка «Ловкие пальчики».
    • Различные виды тренажеров для развития мелкой моторики.
    • Фото мастер- классы по изготовлению разных видов пособий по сенсомоторному развитию детей третьего года жизни.
    • Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук в первой младшей группе.
    • Уголок по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.
    • Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.

    Подведение итогов

    • Выставка игр и пособий на методическом объединении города.
    • Презентация проекта на «Вернисаже» педагогического опыта.
    • Уголок по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.
    • Конкурс на лучшую игру среди родителей.

    Этапы работы над проектом

    Подготовительный этап 

    (сбор информации по теме)

    Содержание работы

    Срок

    1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики.

    2. Обоснование путей реализации проекта.

    Сентябрь

    Основной (практический) этап

    Содержание работы

    Срок

    1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук:

    - упражнения с элементами самомассажа;

    - упражнения для кисти рук;
    - игр и упражнений с различными предметами,
    - динамические упражнения; 
    - упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

    2. Работа с детьми:

    Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности: 
    - игры с предметами,
    - разного вида шнуровки,
    - пальчиковый театр,
    - картотека игр для пальчиков.

    3. Работа с педагогами

    Семинар-практикум
    - «Пальцы помогают говорить»
    - «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»

    4. Работа с родителями:

    Консультации

    - «Поиграйте с ребенком дома»
    - «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей раннего возраста»

    Конкурс на лучшее пособие 
    Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики

    По ходу реализации проекта

    По ходу реализации проекта

    Ноябрь - май

    Заключительный этап

    Содержание работы

    Срок

    1. Подведение итогов и анализ:

    – Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
    – Анкетирование родителей (для определения результативности работы).

    2. Постановка задач на будущее.

    Май

    План выполнения проекта

    Виды деятельности

    Цели и задачи

    1.

    Изучение тематики, формулировка проблемы

    Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.

    2.

    Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр.

    Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

    3.

    Консультации на тему: «Пальчиковые игры», «Речь на кончиках пальцев».

    Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

    4.

    Семинар-практикум для воспитателей «Ловкие пальчики».

    Познакомить воспитателей с новыми пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей первой младшей группы.

    5.

    Консультация для воспитателей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи».

    Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей.

    6.

    Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики.

    Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта

    7.

    Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

    Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

    8.

    Диагностика уровня развития речи и мелкой моторики рук у детей третьего года жизни в конце учебного года.

    Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании речевого развития детей 2-3 лет.

    9.

    Анализ проделанной работы по проекту «Пальчики помогают говорить» с педагогами ДОУ.

    Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.

    Ожидаемые результаты

    - У детей возрос интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям).

    - Отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речи.

    - Значительно повысились внимание и память детей.

    - Произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера.

    - Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Вариативная часть рабочей программы подготовительной группы ГБДОУ № 18 Пушкинского района СПб

    Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников группы, членов их семей и педагогов.Цикл занятий по приобщению детей к истории русской культуры...

    Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

    Образовательная деятельность в ДОУ, формируемая участниками в образовательных отношений...

    Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")

    Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....

    Вариативная часть рабочей программы для старшей группы на 2016 – 2017 учебный год

    Вариативная часть рабочей  программы для  старшей  группы на 2016 – 2017 учебный год...

    Вариативная часть рабочей программы

    Вариативная часть рабочей программы по развитию речи и изобразительной деятельности...

    Вариативная часть рабочей программы для образовательной работы с детьми 2-4 года «Фольклор в жизни малышей

    Вариативная часть рабочей программы для образовательной работы с детьми 2-4 года «Фольклор в жизни малышей...