Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Соколова Маргарита Петровна

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.

Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей первой младшей группы необходимы особые условия. Исходя из этого, у нас возникла идея создания образовательного пространства в группе по развитию мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «ЖЕМЧУЖИНКА»

ГОРОДА СМОЛЕНСКА

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга»

И.П.Павлов

Педагогический проект


«Пальчики помогают говорить»

Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы

Авторы проекта:

Соколова Маргарита Петровна

 Кириченко Наталья Сергеевна

Тип проекта: познавательно – творческий, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный с сентября 2015 года по май 2016года.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 2-3 года.

Актуальность проекта:

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей первой младшей группы необходимы особые условия. Исходя из
этого, у нас возникла идея создания образовательного пространства в группе по развитию мелкой моторики рук.

Объект исследования: процесс развития речи детей раннего возраста.

Предмет исследования: система форм, методов и технологий развития речи средствами сенсомоторных игр.

Выше сказанное определило выбор основного направления деятельности: влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы.

Цель педагогического проекта: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Задачи проекта:

Для детей

1. Способствовать развитию речи как средства общения.

2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.

3. Обучение детей сенсомоторным играм.

4. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.

Для педагогов МБДОУ «Детский сад № 26 «Жемчужинка»

1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.

2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей раннего возраста.

3. Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук.

4. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.

5. Проанализировать влияние сенсомоторных игр на овладение правильной и образной речи детей первой младшей группы.

6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

Для родителей

1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.

2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.

Этапы реализации проекта

  • Изучение психолог - педагогической литературы по проблеме сенсомоторного развития и влияния сенсомоторных игр на развитие речи детей третьего года жизни.
  • Проведение открытых мероприятий для педагогов ДОУ, района и родителей.
  • Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность, влияющую на речевое развитие каждого ребенка.
  • Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами сенсомоторных игр.
  • Обогащение опыта работы по данному направлению. Проведение мониторинга деятельности.

Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), самостоятельная деятельность детей: речевые игры с пальчиками, самомассаж.

Продукт проекта:

  • Картотека пальчиковых игр.
  • Картотека консультаций для родителей и педагогов.
  • Фотовыставка «Ловкие пальчики».
  • Различные виды тренажеров для развития мелкой моторики.
  • Фото мастер- классы по изготовлению разных видов пособий по сенсомоторному развитию детей третьего года жизни.
  • Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук в первой младшей группе.
  • Уголок по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.
  • Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.

Подведение итогов

  • Выставка игр и пособий на методическом объединении города.
  • Презентация проекта на «Вернисаже» педагогического опыта.
  • Уголок по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.
  • Конкурс на лучшую игру среди родителей.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап 

(сбор информации по теме)

Содержание работы

Срок

1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики.

2. Обоснование путей реализации проекта.

Сентябрь

Основной (практический) этап

Содержание работы

Срок

1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук:

- упражнения с элементами самомассажа;

- упражнения для кисти рук;
- игр и упражнений с различными предметами,
- динамические упражнения; 
- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

2. Работа с детьми:

Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности: 
- игры с предметами,
- разного вида шнуровки,
- пальчиковый театр,
- картотека игр для пальчиков.

3. Работа с педагогами

Семинар-практикум
- «Пальцы помогают говорить»
- «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»

4. Работа с родителями:

Консультации

- «Поиграйте с ребенком дома»
- «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей раннего возраста»

Конкурс на лучшее пособие 
Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики

По ходу реализации проекта

По ходу реализации проекта

Ноябрь - май

Заключительный этап

Содержание работы

Срок

1. Подведение итогов и анализ:

– Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
– Анкетирование родителей (для определения результативности работы).

2. Постановка задач на будущее.

Май

План выполнения проекта

Виды деятельности

Цели и задачи

1.

Изучение тематики, формулировка проблемы

Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.

2.

Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр.

Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

3.

Консультации на тему: «Пальчиковые игры», «Речь на кончиках пальцев».

Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

4.

Семинар-практикум для воспитателей «Ловкие пальчики».

Познакомить воспитателей с новыми пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей первой младшей группы.

5.

Консультация для воспитателей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи».

Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей.

6.

Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики.

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта

7.

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

8.

Диагностика уровня развития речи и мелкой моторики рук у детей третьего года жизни в конце учебного года.

Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании речевого развития детей 2-3 лет.

9.

Анализ проделанной работы по проекту «Пальчики помогают говорить» с педагогами ДОУ.

Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.

Ожидаемые результаты

- У детей возрос интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям).

- Отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речи.

- Значительно повысились внимание и память детей.

- Произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера.

- Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативная часть рабочей программы подготовительной группы ГБДОУ № 18 Пушкинского района СПб

Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников группы, членов их семей и педагогов.Цикл занятий по приобщению детей к истории русской культуры...

Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

Образовательная деятельность в ДОУ, формируемая участниками в образовательных отношений...

Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....

Вариативная часть рабочей программы для старшей группы на 2016 – 2017 учебный год

Вариативная часть рабочей  программы для  старшей  группы на 2016 – 2017 учебный год...

Вариативная часть рабочей программы

Вариативная часть рабочей программы по развитию речи и изобразительной деятельности...

Вариативная часть рабочей программы для образовательной работы с детьми 2-4 года «Фольклор в жизни малышей

Вариативная часть рабочей программы для образовательной работы с детьми 2-4 года «Фольклор в жизни малышей...