Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы
методическая разработка на тему

Образовательная деятельность в ДОУ, формируемая участниками в образовательных отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variativnaya_chast_obr.programmy.pptx158.65 КБ
Файл rech_k_prezentatsii.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка части, формируемой участниками образовательного процесса, в основной общеобразовательной программе дошкольного образования дошкольной организации Кочкина А.А. зам. зав. по ВМР МБДОУ №45 «Солнышко»

Слайд 2

О сновная общеобразовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации Основная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Слайд 3

О сновная общеобразовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации Основная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Слайд 4

Целевой Содержательный Организационный Основная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Слайд 5

Н ациональные, социокультурные, экономические, климатические условия: наличие среди воспитанников и родителей представителей различных наций, вероисповеданий; наличие различных типов семей, уровень образования родителей, их социальный статус, экономическое положение; учёт особых климатических условий местоположения дошкольной организации.

Слайд 6

С оответствие потребностям и интересам воспитанников, возможностям педагогического коллектива учёт особенностей здоровья воспитанников; учёт интеллектуальных и творческих интересов воспитанников; учёт уровня квалификации и творческих возможностей педагогического коллектива; учёт условий, созданных в организации (предметно – пространственная среда).

Слайд 7

П оддержка интересов педагогических работников: использование кадровых возможностей (наличие специалистов, педагогов дополнительного образования); использование творческого потенциала педагогов организации; включение традиционных для данной организации форм и методов методической работы.

Слайд 8

С ложившиеся традиции: учёт приоритетных направлений региональной политики; учёт основных мероприятий в муниципалитете, которые затрагивают деятельность дошкольного образования; учёт традиций, сложившихся в данной организации (праздники и развлечения, тематические дни, мероприятия и формы работы с воспитанниками и родителями и т.п.).

Слайд 9

С оздание части Программы, формируемой участниками образовательного процесса. I этап: изучение результатов диагностического обследования воспитанников ; проведение анкетирования и опросов среди родителей и членов их семей; определение возможностей окружающего макросоциума . II этап: отбор нескольких образовательных программ различной направленности, проведение обсуждения среди педагогов и родителей; определение форм и методов организации работы с воспитанниками. III этап: непосредственное написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками.

Слайд 10

Объём частей образовательной программы Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса Группы общеразвивающей направленности 60% 40%



Предварительный просмотр:

Слайд №1

Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы.

Слайд №2

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации (далее - Программа) должна содержать две части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений (часто её называют вариативная часть).

Слайд №3

 Вариативная часть - это не отдельный документ в Программе, а именно часть каждого раздела (слайд №4) (целевого, содержательного и организационного). Обе части являются взаимодополняющими Для удобства работы и оценки Программы её рекомендуется оформлять с новой страницы, выделяя название данной части.

 Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности:

Слайд №5

 специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

Слайд №6

 выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;

Слайд №7

 поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

Слайд №8

 сложившиеся традиции Организации (группы).

Слайд №9 (1 этап)

 Поэтому на начальном этапе создания данной части Программы необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов. А именно:

 Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший воспитатель).

 Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса, либо учесть результаты такого анкетирования за предыдущий учебный год.

 Определение возможностей окружающего макросоциума и использования его в процессе воспитания и обучения ребенка. Каким образом можно организовать взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры, образования и т. п.

Слайд №9 (2 этап)

 На следующем этапе необходимо провести отбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных или созданных самостоятельно образовательной организацией и отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации. Важное дополнение: все авторские и модифицированные программы, реализуемые в учреждении должны соответствовать ФГОС ДО (для этого они должны пройти экспертизу на региональном или муниципальном уровне). Для обсуждения выбранных программ важно привлекать не только педагогов, но и родителей.

 Для реализации выбранных программ необходимо определить формы организации работы с воспитанниками.

Слайд №9 (3 этап)

 Далее осуществляется собственно написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками.

Слайд №9

 Как известно, части программы распределяются следующим образом: 60 на 40. То есть обязательная часть Программы должна занимать 60 и более %, а вариативная - 40 и менее %. Распределение осуществляется по времени реализации и считается вцелом на учебный год. Но если дошкольная организация создаёт несколько Программ для работы (с учётом разных видов групп, на основании различных примерных образовательных программ, то это соотношение может видоизменяться. Так для групп общеразвивающей направленности это соотношение будет оптимально, а для групп компенсирующей направленности соотношение может быть 80 на 20, а для группы кратковременного пребывания - 90 на 10. Конечно, это уже должен решать педагогический коллектив конкретно для своей организации, благо такая возможность предоставлена ФГОС ДО п. 2.10.

 Составляя часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений, можно оформить её в соответствии с п. 2.11. ФОС ДО в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

 Таким образом, работа по составлению вариативной части Программы, на мой взгляд, требует большой углублённой и длительной работы всего педагогического коллектива организации.

В нашем детском саду данная часть программы разрабатывается творческой группой. В ее состав вошли заведующий, зав. зам. По ВМР, инструктор по физкультуре и опытные воспитатели, заинтересованные в инновационной деятельности, активные родители, проявляющие интерес к проблемам воспитания. За основу нами были взяты  парциальная программа Е.Г.Сайкиной, С.В.Кузьминой   «Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах»», работа С.В.Кузьминой «Комплексное воздействие упражнений фитбол – аэробики на развитие физических способностей детей», пособие А.А.Потапчук, Т.С.Овчинниковой «Двигательный игротреннинг для дошкольников». И методы мнемотехники…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....

Вариативная часть образовательной программы

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и ...

Использование электронных ресурсов для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной программы ДОУ.

В статье можно ознакомиться  как наше ДОУ использует электронные ресурсы для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной прогр...

Система работы детского сада по речевому развитию (основная и вариативная часть Образовательной Программы )

В статье раскрывается система работы детского сада по реализации парциальных программ и технологий  по образовательной области "Речевое развитие" . Так же затрагиваются ...

Вариативная часть образовательной программы по художественно-эстетическому и социально-коммуникативному развитию Правополушарное рисование

Образовательная программа дополнительного образования «Правополушарное рисование», направлена на развитие речи и интеллектуального мышления детей через обучение изобразительным навыкам с и...

Районное методическое объединение «Реализация задач вариативной части образовательной программы» Планирование и оценка эффективности физкультурно – образовательной деятельности в условиях ФГОС.

С внедрением ФГОС дошкольного образования в детском саду создана система образования, при которой преемственность образовательной Программы позволяет создать условия для воспитания гармонично развитой...