Система работы детского сада по речевому развитию (основная и вариативная часть Образовательной Программы )
статья по развитию речи на тему

Лавреха Наталья Александровна

 В статье раскрывается система работы детского сада по реализации парциальных программ и технологий  по образовательной области "Речевое развитие" . Так же затрагиваются актуальные вопросы организации развивающей среды на территории и в учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gormo_18g_lavreha.docx497.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад

№452 комбинированного вида "Теремок"

Тема:

«Система работы  детского сада по реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

(основная и вариативная часть)

Из опыта работы.

Подготовила: Лавреха Н.А.,

Старший воспитатель,

1 кв.кат.

Новосибирск, 2018г.

В статье раскрывается система работы детского сада по реализации парциальных программ по образовательной области «Речевое развитие». Затрагиваются актуальные вопросы организации развивающей среды на территории и в учреждении.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:

1) овладение речью как средством общения и культуры (необходимо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2) обогащение активного словаря (происходит за счет пополнения основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей);

3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения;

4) Впервые!-развитие речевого творчества (работа не простая, предполагается,  что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки ).

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, зависит и формирование правильного произношения);

7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Эти направления можно назвать и  задачами речевого развития –они решаются на протяжении всего периода дошкольного детства, однако на каждом этапе идёт  постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются методы обучения. Развитие всех компонентов речи     в ДОО решается за счет внедрение в практику  традиционных и нетрадиционных форм организации речевой работы с детьми. По данным ежегодного мониторинга в мы увидели, что количество детей с речевыми нарушениями, бедным словарным запасом, слаборазвитой монологической речью ежегодно увеличивается. Эти данные и определили приоритетное направление в работе детского сада –речевое развитие.  Был заключен договор с НИПКиПРО  и мы стали работать с преподавателем кафедры ТИМ ДО  Ольгой Михайловной Ельцовой. При планировании работы были внесены изменения в ООП ДО.  В основную часть были введены две программы- «Риторика» , «Обучение грамоте». Цель парциальной программы «Риторика для дошкольников» (О.М. Ельцова): обучение детей эффективному общению в конкретных речевых ситуациях. Взаимосвязь парциальной программы с образовательной программой: в основе программы лежит практико-ориентированная коммуникативная деятельность. Возраст детей: программа реализуется в группах детей старшего дошкольного возраста (от пяти до семи лет).Место парциальной программы в образовательном процессе: система работы по программе «Риторика для дошкольников» спроектирована в эффективных формах образовательной деятельности педагогов с детьми: - развивающие занятия; - игровые обучающие ситуации. Данная технология предполагает систему занятий по подготовке детей к обучению грамоте в форме опорных конспектов, 1раз в неделю.

      Цель технологии «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» (Ельцова О.М.) : определение оптимального содержания и объема работы по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Краткая аннотация: традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:- развитие связной речи;

- подготовка к обучению чтению; - подготовка к обучению письму. Эти три направления стали обязательными структурными компонентами занятий. Данная технология предполагает систему занятий по подготовке детей к обучению грамоте в форме опорных конспектов: - I (первый) год обучения - старшая группа (1 занятие в неделю, длительность – 25 минут, 32 занятия - в год);- 2 (второй) год обучения - подготовительная группа(1 занятие в неделю, длительность – 30-35 минут, 34 занятия - в год).

Взаимосвязь технологии с образовательной программой: в основе технологии лежит практико-ориентированная речевая деятельность, направленная на освоение детьми образовательной области «Речевое развитие» (ФГОС ДО). Возраст детей: технология реализуется в группах детей дошкольного возраста (от пяти до семи лет).

Внедрение новых нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ, обусловило значительные перемены в организации образовательной работы современного детского сада, в частности в организации самостоятельной деятельности учреждения по реализации основной общеобразовательной программы (ООП). Вариативную  часть Программы, формируемую  участниками образовательного процесса – составили следующие программы и технологии – «Организация полноценной речевой деятельности в ДОО»  в форме игровых обучающих ситуаций и творческих мастерских. С 2016г.  сценарии проведения данных форм работы пополнились новыми изданиями – «Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций»  для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, и «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета».  Технология «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» Авторы – составители: Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н.  Цель: сформировать у детей более заинтересованное отношение к речевой деятельности, обеспечить разностороннее воспитательное влияние на их развитие. Важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста стали ситуации общения. Ситуации общения - специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Известно четыре вида таких ситуаций: ситуации – иллюстрации, ситуации – упражнения, ситуации партнёрского взаимодействия, ситуации – оценки. Ситуация общения планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органичному включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.  Длительность ситуации общения от 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей. Она предполагает участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения. Ситуации общения ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. О. М. Ельцова отмечает, что все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.

1. Ситуации - иллюстрации. Подходят для младшего дошкольного возраста. Разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

2. Ситуации - упражнения. Применяются со средней группы. В них ребенок активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

3. Ситуации – проблемы. Применяются со старшего возраста. Участие в ситуациях - проблемах способствует усвоению детьми основных направлений социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Активно участвуя, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

4. Ситуации – оценки. Применяются в подготовительной группе. Они предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятие решения, оценить его.

Цель  технологии «Детское речевой творчество на основе сказочного сюжета» О.М. Ельцовой, Л.В. Прокопьевой- выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности и развитие творчества. Задачи:

- создать условия для формирования творческой продуктивной речевой деятельности в условиях детского сада;

- развивать коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста;

- учить старших дошкольников содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли;

- активизировать мышление, воображение, речевую деятельность ребёнка;

- обучать творческому рассказыванию на основе предложенного педагогом сюжета или выбранной детьми сказки;

- совершенствовать структуру речи и произношение, помочь усвоить нормы построения предложения и целого текста;

- привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к истории языка; воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.

Краткая аннотация: Авторская технология «Детское речевой творчество на основе сказочного сюжета» » отражает основные положения и идеи в области современной теории и методики речевого развития старших дошкольников. Обучение творческому рассказыванию на основе предложенного педагогом сюжета или выбранной детьми сказки – сложный этап работы по формированию связной монологической речи. Дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы, эмоционально передавать переживание действующих лиц.

Сочинение собственных сказок и рассказов – один из самых трудных, но в тоже время и самых интересных разделов развития связной речи детей. Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжета. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумывать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности. Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены самые разнообразные сюжеты сказочного характера. Вот тут на помощь приходит сказка, сказочные персонажи. Сказка находит применение в различных формах работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены самые разнообразные сюжеты сказочного характера. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – главные особенности сказок. Множество сказок, запечатленных в памяти ребенка, – богатая почва для творчества. Знание содержания сказок и творческое рассказывание взаимосвязаны, ведь только имея собственный опыт в познании сказочных историй, ребенок может использовать его в сочинительстве, включая в свои сказки и истории знакомых сказочных персонажей и используя волшебные предметы для достижения задуманных целей в своей сказке для построения сюжета.Возраст детей: авторская технология реализуется в группах детей старшего дошкольного возраста (от пяти до семи лет). Место авторской технологии в образовательном процессе: система работы по реализации данной технологии спроектирована в эффективной и демократичной форме образовательной деятельности педагога с детьми – творческой мастерской, которая планируется 1 раз в месяц, охватывая как непосредственно образовательную деятельность, так и деятельность в ходе режимных моментов.

Работа в творческой мастерской состоит из двух этапов. На первом этапе дети сочиняют сказку, сказочную историю, использую приём, который им «покажет» воспитатель. (Используя план). Взрослый, благодаря приёму «письменной речи», записывает сказку. (Могут продолжить сказку, могут изменить концовку). Например, придумываем конец сказки по сюжету Л. Березняковой «Хозяйка леса». В дальнейшем можно использовать самые разнообразные тексты, недорассказанные или недочитанные детям до конца, например: - «Котенок» Л. Толстого, «Приключения Васи в лесу, «Как Миша потерял варежку» и т.п.Можно использовать приём моделирование нового сказочного сюжета на основе знакомой детям русской народной сказки. Например, «Солнце, Месяц и Ворон-Воронович». Эту сказку «заколдуем», сделаем книжку, но вместо рисунков у нас будут разные необычные модели. Например: Солнце – это  желтый круг, Ворон – это черный прямоугольник, Месяц – это желтый треугольник. Какими будут остальные герои сказки, вы придумаете сами. Например, используя приём «Новое свойство» по отношению к знакомым сказкам можно придать им оригинальное решение. А название цвета вполне может стать источником сказочной истории. Цветные сказки: «Розовая сказка», «Жёлтая сказка», «Фиолетовая сказка». Сказки о вежливости: «Вежливый кролик», «Сказка о вежливости Стасика», «Как щенок Феликс научился говорить вежливые слова». Используя приём «Бином-фантазии»- когда за основу сказочного сюжета берутся два на первый взгляд несовместимых понятия куб-щенок, ракета-морковь, жук-трактор -одушевленный и неодушевлённый предмет ( они как правило выбираются детьми на основе картинок) и по определённому алгоритму разворачивается сказочная история.

На втором этапе дети, используя те навыки, которые у них сформировались в изобразительной деятельности, делают зарисовки выбранных фрагментов своей сказки. Воспитатель продумывает, как более правильно в каждом случае наложить текст на рисунок. Все вместе (взрослые и дети) придумывают, как будет выглядеть обложка, потом сшивается книжка. Основное отличие творческой мастерской, как нетрадиционной формы работы с детьми – наличие «материального» результата (книжки – самоделки). Эти книжки хранятся в уголке книги, доступные детям в любое время, т.е. находятся в свободном пользовании. Работу творческой мастерской можно организовать в течение дня (в первую половину дня – как специально организованная образовательная деятельность, во вторую половину дня – в виде совместной творческой продуктивной деятельности, по желанию). Можно на протяжении 2-3 дней.

 C:\Users\мега\Desktop\Лавреха Н.А\фото с 11 гр. 2018г\DSC02618.JPG        C:\Users\мега\Desktop\Фото\фото МО 30.10.18г\IMG-20181030-WA0004 - копия.jpg

Работа становится более эффективной при применении различных игр и упражнений с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек картинок и специально изготовленных пособий. На методической выставке вы можете увидеть весьма популярные в детском саду самостоятельно изготовленные дидактические игры. Цель дидактической игры «Разрезные картинки» учить детей подбирать  рифмы к словам-картинкам, а цель  дидактической игры «Яблонька, наклонись!» - составлять описательные рассказы о знакомых сказочных героях.

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей. Среда развития ребёнка в детском саду– это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к обучению в школе, но самое главное – «среда обитания» ребенка дошкольника, в которой он находится большую часть времени.

Создавая развивающую среду в нашем ДОО, особое внимание мы уделяем межгрупповому пространству, холлам. Данные площади по-разному включаются в «поле» детской активности. Например, в холлах и коридорах детского сада мы оформили постоянно действующие выставки: «Космос», «Техника времен войны»,  «Творческая мастерская «Ожившие игрушки», «Мастерская кукольницы: обереги Древней Руси». Умелыми руками педагогов ниша в одном из коридоров детского сада превратилась в природную зону «Животный мир рек, морей и океанов». Активно задействованы у нас и лестничные пролёты и марши. Здесь располагаются такие природные зоны, как: «Животные и природа Севера», «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные и птицы». В такой среде возможно  включение в познавательную деятельность всех детей группы.

C:\Users\мега\Desktop\фото ППРС Снеговики\IMG_0129.JPGC:\Users\мега\Desktop\Фото\ппрс новые\452 на прогулочном участке.JPGIMG_0123.JPG

Вывод.  Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми, свое поведение, а, следовательно, и личность в целом.

В результате внедрения в практику работы детского сада данной системы работы по речевому развитию все педагоги ДОО отметили обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, сплочение детского коллектива, улучшение контактов внутри группы детей; творческая деятельность детей поднялась на более высокий уровень. Эти данные подтверждаются данными  педагогического мониторинга за  последние три года работы.

Список использованных источников и литературы.

ФГОС ДО,  

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —  М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014г.

2.«Риторика для дошкольников». Парциальная программа О.М. Ельцова. Издательство: Санкт - Петербург, Детство-Пресс, 2009 г.

3."Организация полноценной речевой деятельности в детском саду" Авторы – составители: Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н.; издательство: Санкт - Петербург, Детство-Пресс, 2008 г.

4. «Подготовка дошкольников к обучению грамоте: основные направления работы». Ельцова О.М. Учебно-методическое пособие. Новосибирск, НИПКиПРО,2017г.

5.  Ельцова О.М.,Прокопьева Л.В. «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Издательство: Санкт - Петербург, Детство-Пресс, 2015 г.

6.Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст)/автор-составитель Ельцова О.М. Издательство: Санкт - Петербург, Детство-Пресс, 2016 г.

7. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (старшая группа, 5-6лет)/автор-составитель Ельцова О.М. Издательство: Санкт - Петербург, Детство-Пресс, 2016 г.

8.Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (подготовительная к школе группа, 6-7лет)/автор-составитель Ельцова О.М. Издательство: Санкт - Петербург, Детство-Пресс, 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

Образовательная деятельность в ДОУ, формируемая участниками в образовательных отношений...

Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....

Вариативная часть образовательной программы

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и ...

Использование электронных ресурсов для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной программы ДОУ.

В статье можно ознакомиться  как наше ДОУ использует электронные ресурсы для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной прогр...

Вариативная часть образовательной программы по художественно-эстетическому и социально-коммуникативному развитию Правополушарное рисование

Образовательная программа дополнительного образования «Правополушарное рисование», направлена на развитие речи и интеллектуального мышления детей через обучение изобразительным навыкам с и...

Районное методическое объединение «Реализация задач вариативной части образовательной программы» Планирование и оценка эффективности физкультурно – образовательной деятельности в условиях ФГОС.

С внедрением ФГОС дошкольного образования в детском саду создана система образования, при которой преемственность образовательной Программы позволяет создать условия для воспитания гармонично развитой...