Районное методическое объединение «Реализация задач вариативной части образовательной программы» Планирование и оценка эффективности физкультурно – образовательной деятельности в условиях ФГОС.
материал по физкультуре

С внедрением ФГОС дошкольного образования в детском саду создана система образования, при которой преемственность образовательной Программы позволяет создать условия для воспитания гармонично развитой, физически и духовно здоровой личности. Мы считаем, что проблема физического развития и оздоровление детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение «Реализация задач вариативной части образовательной программы»

Планирование и оценка эффективности физкультурно – образовательной деятельности в условиях ФГОС. 

Инструктор по ФК Пчелина Ольга Ивановна

высшая квалификационная категория

 Муниципального казённого дошкольного

образовательного учреждения

 детский сад «Тополек» комбинированного вида

       В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений, здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем развитии детей. Вместе с обновлением всего дошкольного образования активно происходит обновление содержания физкультурно-образовательной работы.

    С внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду создается система образования, при которой преемственность образовательных программ позволяет создать условия для воспитания гармонично развитой, физически и духовно здоровой личности.

     Мы считаем, что проблема физического развития и оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации задач физического

воспитания для нас является:

     Проведение мониторинга состояния физического развития детей по направлениям:

- диагностика физической подготовленности воспитанников;

- анализ профессиональной компетенции педагогов,

- тематическая проверка состояния физкультурно - образовательной работы,

- исследование среди родителей.

Анализ созданных условий в детском саду. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по физическому воспитанию и образованию.

      Изучение и внедрение современных инноваций в области физического воспитания детей. Выработка алгоритма деятельности.

Проектирование модели целостной системы физического воспитания и образования дошкольников.

        Работа по физическому воспитанию в ДОУ строится на основе мониторинга, который проводят педагогические работники с

участием медицинских работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используются специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях.         Медико-педагогический контроль над организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующий ДОУ, медсестра, врач, закреплённый поликлиникой, старший воспитатель.

      Задачи физкультурно – образовательной деятельности Методический совет ДОУ рассматривал в двух вариантах – задачи-минимум и задачи-оптимум. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики «не навреди» и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье субъектов образовательного процесса.  Задача-оптимум: обеспечить выпускнику ДОУ высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда учеба в школе будет успешной и доставлять ребенку радость.

      На основе этого Творческой группой ДОУ была разработана  Программа «Основы физического воспитания в дошкольном детстве»,  которая согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования закладывает базовый уровень, способствующий преемственности и успешному освоению образовательной программы  дошкольного образования, обеспечивая базовую общефизическую подготовку, направленную на преемственность связей с каждым последующим уровнем образования; способствует созданию системы мониторинга, обеспечивающей комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения детьми программы, отвечающим задачам ФГОС дошкольного образования  в области физического воспитания.

     В основу программы положен методологический научно-обоснованный подход своевременного начала физического воспитания детей.

     Концепция программы основана на принципах доступности, индивидуализации, наглядности, систематичности, последовательности, вариативности, динамичности. «от простого к сложному», «от известного к неизвестному», «от легкого к трудному» - основная концепция программы, которая позволяет всем обучающимся достичь эффективных результатов.    Индивидуализация достигается путем установления различных задач и способов их решения при обучении. В программе особое место уделено ее доступности для различных категорий здоровья и физической подготовленности детей. Она предлагает исходить, прежде всего, из возможностей, занимающихся и закономерностей их развития.

      В процессе физического воспитания наглядность играет важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер. Путем  комплексного  использования  разнообразных  форм наглядности и  различного  рода  наглядных  пособий,  воссоздаются отдельные  стороны  двигательных  действий,  в  сочетании  с  образным  словом,  имитационными  и  другими  подводящими   упражнениями,  соблюдением  рациональной  последовательности  обучения, благодаря  чему двигательный опыт, приобретенный на предыдущих ступенях, естественно подводит к новым  двигательным умениям, решаются вопросы освоения  детьми  правильного выполнения  движений.

     Особое внимание уделяется повторяемости. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные навыки, развить физические качества, закрепить умения и создать предпосылки дальнейшего прогресса. Процесс обучения начинается с того, что может ребенок выполнить на данном этапе, с какой амплитудой и какой нагрузкой, плавно переходя и отмечая то, что становится доступным на следующем этапе. Осваивая вначале элементарные упражнения, легко переходит к более сложным упражнениям и комбинациям.

       Программа выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся детям, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности, связанных с ними нагрузок. Содержит комплекс

различных упражнений, предлагает варианты обучения работы с предметом, обучает разным видам ходьбы, бега, прыжкам, поворотам, умению участия в играх, спортивных эстафетах.

      В соответствии с целями и задачами программы физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом - повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия. Такой принцип организации занятий необходим для выполнения образовательных задач и как условие дальнейшего совершенствования. По мере обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и навыков, благодаря чему легче осваивать новые формы двигательной деятельности и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки.     Однако повышение таких требований приводит к положительным результатам тогда, когда новые задания и, связанные с ними нагрузки, посильны для занимающихся детей.  Задания педагога представляют для детей определенную трудность, но они выполнимы.

       Уникальность программа заключается в создании условий, способствующих развитию интегративных качеств дошкольника: интеллектуальных, физических, личностных.

       Образование, полученное по программе, является базой, фундаментом всего последующего обучения дисциплины «физическая культура».

      Оценивая уровень физической подготовленности дошкольников, мы принимаем во внимание реальные сдвиги обучаемых в показателях

развития физических качеств, за определённый период времени.

     Такой подход позволяет:

- мотивировать дошкольников к регулярным занятиям физической культурой и наблюдению за динамикой собственного развития, что соответствует задачам ФГОС.

 -мотивировать педагогов на включение в учебный и образовательный процесс настоящей программы, так как эффективность развития детей при условии регулярных занятий по программе будет очевидной;

 - дать реальную оценку физической подготовленности детей и применять методики программы в соответствии с личностными характеристиками каждого дошкольника;

 - физически подготовить детей, учитывая их физиологическое развитие, к новым программам физического развития и физического совершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

Образовательная деятельность в ДОУ, формируемая участниками в образовательных отношений...

Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....

Использование электронных ресурсов для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной программы ДОУ.

В статье можно ознакомиться  как наше ДОУ использует электронные ресурсы для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной прогр...

Выступление на методическом объединении для воспитателей младшего дошкольного возраста ««Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности» . Тема: «Шаги к успешному взаимодействию с семьей»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...

Журнал учета реализации и освоения основной образовательной программы дошкольного образования в ходе непосредственно образовательной деятельности

Журнал учета реализации и освоения основной образовательной программы в ходе непосредственно образовательной деятельности (далее Журнал) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежден...

Сообщение на районном методическом объединении для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС»

Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нр...