Выступление на методическом объединении для воспитателей младшего дошкольного возраста ««Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности» . Тема: «Шаги к успешному взаимодействию с семьей»
статья (младшая группа) на тему

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_slastenina_e.a.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №2 пгт Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.

Структурное подразделение «Детский сад»

Выступление на методическом объединении

для воспитателей младшего дошкольного возраста

««Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности»

Тема:          «Шаги к успешному взаимодействию с семьей»

Подготовила  воспитатель

Сластенина Екатерина Александровна

г. о. Новокуйбышевск

2018 г.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

  В новом законе «Об образовании» (ст.44 п. 1) прописано, что «родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Но реальность такова, что большинство родителей испытывают трудности не столько в воспитании, сколько в реализации собственного потенциала по отношению к детям. Этот потенциал  в большей степени определяется уровнем саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института. Основной акцент в сотрудничестве дошкольной организации и семьи должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры с соответствующими традициями, принципами, нормами и правилами. В этом контексте задача детского сада сводится не к замещению семьи, но к её обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.

  Компетентностный подход к взаимодействию с семьёй позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путём включения родителей в воспитательно образовательный  процесс ДО. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса и равноценных субъектов управления дошкольной образовательной организацией.

  Возможности компетентностного подхода существенно расширяют поле взаимодействия детского сада и семьи, позволяют решить, с одной стороны,  повышение родительской активности, с другой – изменение роли детского сада как организатора и инициатора взаимодействия. Единственным условием и механизмом перестройки отношений выступает способность детского сада обеспечить вынужденную активность родителей и занять позицию, соответствующую активности родителей.

  У каждого воспитателя есть  свой опыт взаимодействия с семьёй, свои творческие находки.

Эффективные инструменты взаимодействия:

  1. Родительские собрания:

-   «Давайте знакомиться!»    (август  2017 г.  Присутствовало 70% родителей )

В повестке собрания были следующие вопросы:

  •  Приветствие. Игра для знакомства.
  • Сообщение  «Возрастные особенности детей 3-4 лет».  
  •  Организационные вопросы.

- Круглый стол «Жизнь ребенка в детском саду» ( Октябрь 2017. Присутствовало 75%  родителей)

В повестке собрания были следующие вопросы:

*  Презентация «Один день ребенка в детском саду »

* Анализ результатов оценки развития координации движений рук малыша;

* Мастер-класс  «Наши пальчики играли»;

* Игровое занятие родителей с детьми «В деревню к дедушке поеду»

Запланированы  собрания:  

- «Очень много мы можем, очень многое умеем!» (Февраль 2018 г.)

- Итоговое «Путешествие в страну детства». (Май  2018г.) 

2. Конкурсы для всей семьи: 

-  «Что нам Осень подарила» (Приняло участие 40 % семей)

- «Новогоднее украшение» (Приняло участие 50 % семей)

- Конкурс рисунков «8 Марта»

 - Огород на окне.

  1. Фотовыставки :

- «Моя мамочка!» (Приняло участие 80%  семей)

- «Мой веселый выходной!» 

  1.  Проекты:

 - «Малыши – крепыши»

Цель проекта: Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности в детском саду и дома.

- «Ах ты, зимушка - зима»

Взаимодействие  с родителями в ходе реализации проекта:

-Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

- Разучивание стихотворений с детьми, для итогового   развлечения «Зимние встречи»

- Информация в приемной: Папка-передвижка  «Что мы делаем зимой»

- Участие в выставке «Игрушки своими руками».

-Постройки из снега  родителями  на участке.

5. Участие родителей в создании  развивающей предметно-пространственной среды.

6. Совместные досуги:

Тема: «Кто-кто в теремочке живёт?».

 Цель: привлечение родителей к совместным театральным постановкам.  

В России за последние годы произошли политические и экономические изменения, оказавшие влияние на все стороны жизни общества. Семья как социальный институт особенно чувствительны ко всякого рода кардинальным реформам государственного масштаба. Ставя перед собой цель подготовить ребенка к безболезненному и органичному включению во взрослую жизнь, семья должна учитывать изменившиеся социальные реалии в России и в соответствии с этим менять свою воспитательную стратегию. Задача дошкольной организации в рамках включения семьи в образовательную деятельность  помочь родителям  реализовать свой воспитательный потенциал, учитывая следующие изменившиеся социальные  реалии:

- изменение экономической основы общественных отношений. В связи с этим перед семьей встает задача сформировать у ребенка такие качества личности, как предприимчивость, практичность, деловой расчет.

- рыночные отношения. Это предполагает совершенно иную стратегию воспитания  детей в семье – воспитание на основе приоритетов личности.

- «дикий» рынок несет угрозу экологической катастрофы. Задача семьи – сформировать у детей высокое экологическое сознание  и ответственность за жизнь будущих поколений.

- рыночная экономика предполагает угрозу безработицы. Задача семейного воспитания в этих условиях – ответственно подойти к профессиональной ориентации ребенка, выбору им профессии.

- как следствие демократизации стало распространение и доступность низкопробной и изобразительной и печатной продукции. В ситуации этого агрессивного наступления перед семьёй встала задача сформировать у детей значимую систему ценностей.

-  забота о здоровье становиться прерогативой семьи (наряду с государством и обществом). Задача педагогов нацелить воспитательную деятельность родителей на формирование здорового образа жизни семьи, повышение ценности здоровья в глазах детей.

Основными ориентирами в оценке процесса и результатов взаимодействия с семьей выступают следующие показатели:

- включенность семьи в деятельность дошкольной организации;

- преемственность и единство требований ДО и семьи;

Одно из требований ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы ДО является «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность» (п. 3.2.1.)  Очевидно то, что чем лучше будет  налажено общение между семьёй и педагогами ДО, тем большую поддержку получит ребенок, тем выше вероятность, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, а первый жизненный опыт окажется успешным.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Я не останавливаюсь на достигнутом результате,  буду продолжать  искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.

Список литературы

1. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

 2.     Родительские собрания в детском саду/ Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО,2011.

 3.     Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.

  4.         Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. Москва, 2006 г.

  5.         Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Москва, 2002 г.

  6.         Дифференцированный подход педагога к программам в условиях вариативности дошкольного образования. Краснодар, 2001 г.

  7.     О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005

           8.      О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие  для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005

 9.   Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении:«Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»

Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный п...

Педагогический опыт, представленный на районном методическом объединении для воспитателей групп дошкольного возраста Ленинского района г. Н.Новгорода в 2020 году.

Педагогический опыт, представленный на районном методическом объединении для воспитателей групп дошкольного возраста Ленинского района г. Н.Новгорода в 2020 году....

Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности

В данном материале раскрываются проблемы взаимодествия с родителями:выявление образовательных потребностей семьи;анкетирование родителей;установление партнёрских отношений педагогов с родителями;приём...

Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»

Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»...