Выступление на методическом объединении:«Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
статья по развитию речи по теме

Хасанова Светлана Владимировна

Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный процесс, требующий интенсивной интеллектуальной работы, к которой у ребенка должна быть привычка. Чтение книг дает простор для фантазий и, читая, ребенок проводит некие параллели со значимыми переживаниями героев в ходе сюжета произведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный процесс, требующий интенсивной интеллектуальной работы, к которой у ребенка должна быть привычка. Чтение книг дает простор для фантазий и, читая, ребенок проводит некие параллели со значимыми переживаниями героев в ходе сюжета произведения.

В наше время многим детям не интересно слушать сказки и рассматривать иллюстрации им интереснее смотреть современные  мультики. Некоторые родители утверждают, что их дети знают много интересного, потому что смотрят много мультфильмов и телепередач, но практика показывает, что дети не могут пересказать полностью не один мультфильм. Их речь, путанная и односложная с употреблением ряда глаголов и существительных и выглядит это примерно так: «..он пришел, хлоп, а тот побежал, прыгнул, бац и в яме». На вопрос: «Кто пришел и куда бац?», дети говорят с паузами: «Ну… этот самый… как его.., ну этот с ушами…». Учителя начальной школы встревожены: детям трудно дается пересказ, слаба память, беден запас слов, пишут неграмотно, хотя в детском саду на развитие речи обращается много внимания.

На наш взгляд проблема заключалась в отсутствии системы работы по формированию интереса и потребности в чтении книг у детей дошкольного возраста, что приводит к снижению эмоционального отклика и положительного отношения к книге. Это обусловлено ещё тем, что взрослые мало читают и не придают особого значения влиянию чтения книг на интеллектуальное и нравственное развитие детей. Многие родители рассказывают детям одни и те же сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» по памяти перед сном. Книги дети смотрят самостоятельно, в основном дети целыми вечерами и все выходные проводят перед телевизором или компьютером. Компьютер не может быть альтернативой книге, детское чтение необходимо для здорового развития детей.

Для формирования у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг необходимо создать предметно-пространственную среду в группе: собрать библиотеку, состоящую из произведений  детских авторов, таких как: А.Барто, К. И.Чуковский и др, а так же русских народных сказок. Создать уголок чтения, где можно расположить  книжную полку с детскими иллюстрированными книгами, стол с диваном и стульчиками, а также карандаши, краски, альбомы для рисования по темам произведений, создать театральный уголок, где расположить кукольные, настольные, пальчиковые театры.

Для формирования потребности в чтении так же способствуют:

 - ежедневное чтение различных произведений, сказок, стихов, потешек и т.д.

 - заучивание  стихов и потешек,  отрывков из произведений;

 - читая детям сказку,  рассматривать  иллюстрации в книжке, чтобы вызвать устойчивый интерес к книге, закрепить в памяти детей образы персонажей;

 -   дидактические игры,  такие как «Собери сказку», «Назови сказку», «Узнай из какой сказки»;

 -  сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Семья» и другие.

 - книжки – самоделки, можно предложить детям сделать книжки своими руками, что позволит детям развивать внимание, память, воображение, а в дальнейшем и бережное отношение к книгам;

 - игры-драматизации, где дети становятся артистами, учатся создавать образы персонажей сказок, а иллюстрации по сказкам в книгах можно использовать для создания костюмов, масок и  атрибутов  для инсценировок и ещё раз убедить детей, что книга добрый советчик и подсказчик;

 - проведение лепки, рисования, аппликаций на темы: «Мои любимые сказки», «Любимые герои сказок» и т.д.

 Большую помощь в  привитии любви к книге оказывают учреждения культуры, где дети получают много новых интересных знаний о книгах. Для детей можно организовать экскурсии:

 -  в детскую библиотеку, где провести беседы про книги, их пользу для человека и.т.д.

 - в музеи возникновения книг, где детям предложить совершить путешествие в прошлое и рассказать о истории возникновения книги, познакомить с книгами разных лет, экспонатами письменности прошедших веков, посмотреть портреты известных писателей и т.д

 - в типографию, где показать детям как печатают книги, как создаются иллюстрации и т.д.

 - в театры на просмотр спектаклей по известным детям произведениям.

Если возможности организовать экскурсии нет, то можно провести их в игровой форме прямо  в группе.

Большое значение для формирования у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг играет семья. Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.

Поэтому необходима тесная связь с родителями, их желание не упустить сензитивный период в развитии детей — научить детей пользоваться книгой, любить  и беречь ее. Для привлечения родителей к этой теме можно провести консультации по темам: «Как организовать детскую библиотеку дома», «Какие книжки читать детям определенного возраста», «Зачем  и как читать детям книги?» и др. Провести беседы, семинары где  обсудить и поделиться  опытом о том, как и какие книги читают детям дома.

Все это необходимо для здорового развития детей. Ведь ежедневное чтение детям:

 Формирует у детей интерес и потребность в чтении книг;

 Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка;

  1. Развивает речь, память и воображение;
  2. Учит думать, улучшает концентрацию;
  3. Вызывает любопытство и помогает ребенку понять себя и других.          
  4. Укрепляет чувство собственного достоинства ребенка;
  5. Расширяет общие знания;
  6. Облегчает обучение, помогает добиться успеха в школе;
  7. Учит моральным ценностям, помогает в воспитании;
  8. Предотвращает зависимость от телевидения и компьютеров;
  9. Защищает от опасности массовой культуры;
  10. Формирует привычку читать и учиться на всю жизнь;
  11. Чтение также отвечает за создание особого вида эмоциональной  связи между взрослыми и детьми.

Таким образом, для формирования у детей интереса и потребности в чтении книг, а так же здорового развития  нам необходимо вернуться к старым добрым способам проведения свободного времени с детьми в совместном чтении книг. Читайте детям каждый день, и в жизни ждет их лишь успех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Тема: Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие  и обогащение детской речи....

Выступление на методическом объединении «Формирование диалогической речи детей с нарушениями речи в общении с взрослыми»

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разгово...

Статья «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»

Статья "Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг"...

мастер-класс «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»

Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный п...

Сборник "Методические разработки мероприятий для детей дошкольного возраста в рамках проведения Лихачевских чтений".

Предоставленный конспект занятия разработан с целью  формированиюя нравственных взаимоотношений воспитанников  старшего дошкольного возраста....

Консультация с элементами практикума «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении»

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....