Консультация для воспитателей «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении»
консультация по развитию речи

Консультация для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interes_k_chteniyu.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении»

Воспитатель: Максимова Т.Н.

МБДОУ «Детский сад №79 «Соловушка»

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие  и обогащение детской речи.

         Культура народа (книги, искусство) формируют личность человека, впечатления от впервые прочитанных и полюбившихся книг у ребенка создают определенные схемы поведения. Дают понятия о добре и зле, об особенностях гендерного поведения. Радость эстетического переживания усиливается в процессе обсуждения книги, которое у детей дошкольного возраста отличается большой конкретностью и эмоциональностью. Беседа о прочитанном для дошкольника – это возможность уведомить окружающих о переполняющих его впечатлениях, поделиться ими.

         Нередко именно в детском саду ребенок впервые знакомится с тем или иным произведением художественной литературы, учится слушать, воспринимать и понимать их.  От того как воспитатель прочтет детям  книгу, зависит, как она будет воспринята.  

         Совместное слушание и сопереживание прочитанного активно влияет на возникновение и дальнейшее углубление интереса к литературе, побуждает у ребенка активные переживания, вызывает нравственный отклик.  Тем не менее, процесс этот не должен быть скучным, ведь детям в любой ситуации, прежде всего, хочется играть.

         При чтении очень важно правильно организовать детей. Например, при чтении сказок рекомендуется с детьми разместиться на ковре, когда ребенок свободно может менять свою позу. Слушание рассказа и обсуждение лучше провести сидя за столами, чтобы было три точки опоры. Поэзию с детьми можно послушать сидя на стульчиках (поза внимания). Поэтому этот вид деятельности требует от воспитателя тщательного продумывания организации детей, форм и методов ведения знакомства с книгой.

 Работа, посвященная знакомству детей с произведениями литературы, требует от воспитателя предварительной подготовки. Условно можно выделить следующие этапы подготовки:

  • Подготовка и предварительное чтение воспитателем произведения, осмысление прочитанного;
  • Постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;
  • Отбор методов работы с книгой (постановка вопросов для обсуждения).

Подготовка воспитателя к чтению художественного произведения – это прежде всего осознанный, принципиальный, обоснованный выбор книги для чтения.

В структуре занятий по литературным произведениям можно условно выделить три части. Главная цель первой части занятия – познакомить детей с произведением, обеспечив полноценное первоначальное восприятие текста. На данном этапе занятия чтению чаще всего предшествует небольшая беседа с детьми, которая готовит их к предстоящей встрече с произведением, вызывает активный интерес к нему, помогает войти в мир, созданный художником слова. Беседа мобилизует жизненный опыт детей, необходимый для осознания текста. Перед чтением в случае необходимости воспитатель может объяснить смысл сложных для понимания дошкольников слов и выражений. Кроме того, беседу целесообразно проводить с показом иллюстраций. А в качестве дополнения к вводному разговору с детьми целесообразно ввести рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения. Применение тех или иных методических средств зависит от возрастных и интеллектуальных особенностей дошкольников, а также от художественного своеобразия литературного произведения. Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна – здесь происходит первая встреча ребенка с художественным произведением. Следующий этап – беседа о прочитанном. Первое восприятие текста вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным событиям, героям. Задача воспитателя – в процессе беседы после чтения уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста.

 При отборе методов и приемов работы с книгой и создания читательской среды в группе необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Методика приобщения ребенка к книге

Младший дошкольный возраст

Цели общения: 1.Формирование положительных реакций на книгу.

2.Сенсорное воспитание средствами живописи литературы и дизайна.

Читательская деятельность: 1.Выделить из окружающей среды книгу. 

2.Обратить внимание на обложку (что мне нравится, как называется, что заметили на картинке, обложке). 

3.Чтение-рассматривание педагогом.

 Правила работы с книгой: 1.Изучаем обложку. Выделяем на ней 2-3 ориентира, сопоставляем их, предполагаем тему чтения.

2.Информацию с вводных листов считывает воспитатель (форзац веселый, титульный лист несет много информации).

3.Постраничное рассматривание книжного блока, описание иллюстраций и предположение содержания. 

4.Подведение итогов рассматривания: сколько произведений, что захотелось прочитать.

Слушание в этом возрасте 1-3 мин, после перерыва можно еще почитать. Слушание может сопровождаться действиями (погладить – пожалеть героев, похлопать в ладоши, если закончилось хорошо).

Читательские действия: обвести рукой кабину, кузов, колеса, все обвести – машина; озвучивание книги – повторение отдельных слов, словосочетаний, звуков, фраз.

Как составить библиотеку

Концепция восприятия: книга – это особый предмет действительности, с которым работает взрослый, а для ребенка – источник положительных эмоций.

Требования:

1.10-20 книг на полочке. Из них две – лицом к детям: ту, которую уже читали и новая.

2.Книги подбираются картинного типа (книги-картинки), в них 80% иллюстраций и 20% текста; книжки-ширмочки; книжки-панорамы; книжки-игрушки, у которых есть встроенные детали; фигурные книжки – форма героя; книги, вызывающие приятные тактильные ощущения, зрительные и слуховые.

3.Без разрешения брать нельзя, пока не научили пользоваться.

Средний дошкольный возраст

Цели: 1.Формирование интереса к книге. 

2.Развитие процессов воображения, памяти, чувствования, мышления и речи.

Читательская деятельность: работают на занятиях в 3 этапа: до чтения, в процессе чтения, после чтения.

Правила работы с книгой: 1. Начинаем ознакомительным рассматриванием по правилам, тренируем в назывании, почему именно это нарисовал художник, догадываемся о содержании. Т.е. нужно так заинтересовывать ребенка, чтобы вызвать потребность чтения.

2. Выразительное чтение книги воспитателем. Комментируем трудные места, проводим словесную работу: «Ребята, вы будете слушать и представлять мысленно картины».

 3. Перечитываем трудные места, потом дети повторяют, спрашивают о непонятном. После чтения в средней группе беседа не является основным видом деятельности. Проводятся основные типовые действия: выполнение живых картин (движение, мимика героев); озвучивание ролей; исполнение песенок героев; рассматривание иллюстраций и воспроизведение содержания по ним; раскрашивание ксерокопированных иллюстраций; запоминание малых текстов, отдельных строк.

Как составить библиотеку

Концепции восприятия: книга – поставщик наглядно-образных впечатлений; книга – источник словаря и речи.

Добавить в библиотеку книги деятельностного типа: раскраски, книжки-рассказки (комиксы, книжки-театры, книжки-фильмы: по серии картинок можно произвести сюжет), книжки-игрушки, книжки для трудовой деятельности (вырежи - наклей), самоделки, звуковые книжки.

Требования:

1. 20-30 книг на полочке.

2. Использовать книги-произведения и книги-сборники (авторские, жанровые, тематические). 3.Должна быть классика детской литературы.

4.Поэзии не менее 50%. 

5. Начинать раздавать детям под присмотром воспитателя.

Старший дошкольный возраст

Цели:1. Воспитание интереса к литературе разных видов и жанров.

2.Формирование полноценного восприятия литературы.

Занятие строится также как и средней группе, но с большей активностью детей: дети сами рассказывают о книге, предполагают содержание, сравнивают после чтения.

Читательская деятельность:1. Словесное и графическое иллюстрирование. 

2. Словесное рисование – представление читаемого словами.

3. Чтение книг по картинкам и по памяти сюжета. 

4. Инсценирование сюжетных эпизодов, пересказ с элементами драматизации (костюмы, роли).

 5. Беседы о прочитанном, анализируя: о чем, с чего началось, главное, чем закончилось, сколько частей, кто главные герои, образы персонажей (характер, поступки), какие красивые, важные слова запомнились?

6. Составление словесных словарей: сказочных, профессиональных. 

7. Какой совет дадим герою, себе какое настроение осталось? 

8. О чем хочется детям спросить по содержанию.

Как составить библиотеку

Концепция восприятия: книга – источник художественных образов, источник знаний; книга – средство саморазвития.

Требования: 1. 30-40 книг на полочке. Большая часть должны быть классические детские книги (авторы знакомы детям).

2.Книги с произведениями специально для детей и общая литература отечественных и зарубежных авторов прошлого и настоящего. 

3.Литература разных видов и жанров: художественная 80% и научно-познавательная 20%; газеты и журналы 2-3 шт.; азбуки, учебники для детей, энциклопедии; стихи, сказки и т.д. 

4.  Книги, отражающие 15 тем детского чтения: Детства. Мир человеческих отношений. Человек и природа. Картины родной природы. Родина большая и малая. Другие страны. Чудеса и волшебство. Приключения и путешествия. Труд и профессии. ЖЗЛ. Народная мудрость. В мире знаний (из отраслей). В мире прекрасного (из искусства).

С самого раннего возраста необходимо приучать ребенка к бережному отношению к книгам. С малышами можно пожалеть книгу, если упала, разорвалась – полечить. В старших группах можно создать «Книжкину больницу», предлагать детям самостоятельно ремонтировать книги, изготавливать закладки. Чтобы повысить значимость и ценность книги необходимо рассказывать об истории создания книги, как делают книгу,  сколько людей различных профессий занято при изготовлении книги.

Организуя работу с детьми по общению с миром книг, мы надеемся помочь им найти для себя среди книг друзей на всю жизнь, чьи «заветные страницы» помогают людям жить, и работать, и учиться и отчизной дорожить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Тема: Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие  и обогащение детской речи....

Консультация для воспитателей "Развитие восприятия детей дошкольного возраста через дидактическую игру".

Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе  учебной деят...

Статья «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»

Статья "Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг"...

Выступление на методическом объединении:«Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»

Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный п...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

мастер-класс «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»

Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный п...

Консультация с элементами практикума «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении»

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....