Консультация для воспитателей "Развитие восприятия детей дошкольного возраста через дидактическую игру".
консультация на тему

Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе  учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx13.56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие восприятия детей дошкольного возраста

 через дидактическую игру.

        Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе  учебной деятельности.

        Существуют шесть основных этапов развития психики:

- с рождения до 1 года – младенческий возраст;

- с 1 года до 3 лет – ранний возраст;

- с 3до 6  лет – дошкольный возраст;

- с 6 до 10 лет – младший школьный возраст;

- с 10 до 15 лет – подростковый возраст;

- 15 до 18 лет – юношеский возраст.

         На каждом этапе формируются определенные психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти на следующий возрастной  этап.

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие психические познавательный процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие формируется на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр фильмов, конструирование, чтения книг, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды деятельности пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания. В игре ребенок активно познает воспринятую информацию, особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познает законы общения, социальные отношения, характеры, социальные роли людей. А дидактические игры, моделирующие свойства предметов и явлений их связи и отношения, направлены прежде всего  на развитие восприятия и мышления.

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.

В начале детям предлагаются игры с реальными предметами в которых под руководством взрослого ребенок начинает воспринимать свойства предметов. Затем вводятся игры с моделями предметов, где воспринимаемые свойства специально выделены для облегчения восприятия. В играх с моделями ребенок учится манипулировать этими свойствами.

Для развития слухового восприятия предлагаются следующие дидактические игры: «Колпачок и палочка», «Звуковые загадки», «Что выбрал Петрушка?», «Встречайте гостей» и др.

Для развития восприятия цвета предлагаются следующие игры: «Разноцветные ленточки», «Ищи свой дом», «Разноцветные колечки», «Цветовое лото», «Что понравилось, возьми, принеси и назови», «Сложи радугу» и др.

Восприятие формы развивают следующие игры: «Где твой дом?», «Отгадай, что в мешочке», «Геометрическое лото», «Закрой окошко», «Подбери домику крышу», «На что похожа эта фигура?»  и др.

Все данные игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры знакомит с их содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит игровым материалом, следит за выполнением правил. В любой игре содержаться 2 типа правил – правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т. д.).

Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

Воспитание детей дошкольного возраста. Дидактическая игра "Цветы".

Воспитание детей дошкольного возраста - это важный процесс, конечно, если родители желают вырастить счастливого ребёнка. Воспитание дошкольников считается своеобразным фундаментом, ведь это начало раз...

Консультация "Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста ".Дидактическая игра для развития тактильных ощущений.

Сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умст...

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста (дидактические игры)

Игры для развития чувства ритма у детей старшего дошкольного  возраста...

Грамматический строй речи у детей дошкольного возраста (дидактические игры и упражнения) .

Большое значение в речевом развитии детей имеют дидактические игры и упражнения, которые являются эффективным средством формирования грамматического с...

Грамматический строй речи у детей дошкольного возраста (дидактические игры и упражнения) .

Большое значение в речевом развитии детей имеют дидактические игры и упражнения, которые являются эффективным средством формирования грамматического с...

Консультация "Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста ".Дидактическая игра для развития тактильных ощущений.

Сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умст...