Вариативная часть рабочей программы в группе раннего возраста. Пластилинография
методическая разработка на тему

Панфилова Галина Геннадьевна

 

 

 

 

                        

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

                

 

 

 

 

 

 

                                                    Воспитатель группы раннего возраста

                                                     ГБДОУ № 31 Центрального района СПб

                                       Панфилова  Галина Геннадьевна

 

СПб 2017г.

                            

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   Познание мира и самого себя начинается  с первых лет жизни. Познавая окружающий мир предметов, ребенок учится распознавать их, действовать ими, применять их в повседневной  жизни, узнает о разнообразии их свойств и отношений о цвете, форме, величине.  Любому ребенку с самого раннего  возраста необходимо заниматься творчеством. Таким образом, малыш устанавливает контакт с окружающим миром, познает его и учится выражать свои чувства и мысли. Недооценивать этот процесс нельзя.  Тактильный контакт является еще одним способом познания мира. Кроме того, он тесно связан с общим развитием ребенка – зачастую отстающие малыши имеют те или иные проблемы с мелкой моторикой. Для полноценного развития ребенка необходимо дать ему возможность создавать что-либо своими руками, Лепка идеально подходит в качестве способа задействовать тактильные ощущения ребенка и  мелкую моторики.

 Дети  третьего года жизни рисуют и лепят без всякого замысла. Сам процесс творчества вызывает у детей бурю эмоций, радости и удовлетворения своими успехами. Начертив линии или скатав в ладонях комок глины или пластилина, он находит в них сходство с предметами и явлениями. Он готов поделиться своими эмоциями с окружающими, проявляя речевую активность, он называет предмет, который у него получился, радуется, восклицает, жестикулирует.

    Во время занятий  лепкой, у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт –  пластика, формы, веса.  

Огромное  количество пластилина, который появился за последнее время, дает большой полет фантазии для творчества. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются:  тесто, восковой пластилин, классический пластилин, мягкий пластилин и т.д.

     Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности стимулирует их речевую активность, вызывает речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.

Можно говорить о том, что занятие-это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей, поэтому направление моей работы художественно – эстетическое развитие малышей.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка.

Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически.  Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Занятия лепкой,  повышают сенсорную чувствительность,  способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.   Развивает воображение, пространственное мышление, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. Лепка является одним из средств релаксации, что имеет большое значение для психологического благополучия малыша.

ЦЕЛЬ:

Создание условий для развития творческих способностей малышей, их эстетического развития.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

v Воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой деятельности, в качестве подарка или украшения группы.

v Развивать чувство формы и  цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас.

v Учить простейшим приемам лепки, формировать умение составлять простые композиции.

v Учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе лепки.

v Развивать творческую активность, мышцы кисти рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

v Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ:

v Будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату.

v Повысится уровень развития мелкой моторики рук.

v Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков.

v Дети смогут  самостоятельно применять приемы лепки при изготовлении поделок из пластилина.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно–трудовое, физическое). А  также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Настоящее Положение определяет цели, задачи создания и реализации программы вариативной части занятий по изобразительной деятельности раздела «Лепка».

Занятия проводятся с детьми раннего возраста в  форме занятий по изодеятельности в рамках расписания годового учебного плана и дополнительного плана нетрадиционной техники работы с пластилином. Вариативный компонент программы является  техника работы с пластилином – пластилинография. Занятия составлены с учетом возрастных, физиологических, психологических, познавательных особенностей детей группы раннего возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов позволит достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.

Воспитательное и образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и о  нравственных представлениях.  Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное,  характерное, учит не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые навыки и умения ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей личности. Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную  систему в целом.

«Пластилинография»  сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимость, самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развивать свои способности. У маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.  Вариативный компонент разрабатывается для решения вопросов гармоничного развития и творческой самореализации. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя  в творчестве и общении.

«Платилинография» - имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных  объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование природным материалом, семенами растений (т.к. у нас группа раннего возраста, декорирование желательно проводить более крупными материалами).

Основной материал – пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что доступна детям всех возрастов, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей и делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией, дают  большую возможность для развития и обучения детей. Способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, т.е. тех школьно – значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии  является интеграция предметных областей знаний, интеграция образовательных сфер. Темы занятий,  тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению  окружающем  миром и природой, развитию речи и т.д.).

Такое построение занятий вариативного компонента «Мир из пластилина» способствует более успешному освоению образовательной программы.  К концу года  дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый  материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся жизненный опыт, помогает выделять сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

В игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с  пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активация словаря, пониманию речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. Развивают  сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии.  В группе раннего возраста происходит развитие общих сенсорных способностей:  цвет, форма, величина. У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев  обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой формой обучения, накопления соцкультурного опыта ребенка.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук  становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У  детей развивается пинцетное  хватание, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами.

Программа систематизирует  знания по работе с пластилином, основываясь на общих   дидактических принципах:

v Наглядности;

v Доступности;

v Последовательности от простого к сложному;

v Научности и достоверности.

Особое внимание направлено на взаимосвязь художественного и эстетического восприятия собственной,   творческой  деятельностью детей.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

v Развитие индивидуальных творческих способностей интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией  «Мир из пластилина».

v Формирование и развитие художественно – творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

v  Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

v Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

v Дать теоретические знания и формировать у воспитанников, практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие:

v Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.

v Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.

v Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

v Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающие:

v Содействовать воспитанию интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

v Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

v Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

v Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ .

Программа «Мир из пластилина» предназначена для детей 2-3 лет. Обучение проводится со всей группой  детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 10 минут.   

Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены 2 любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование.  Также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.

v Беседа

v Самомассаж, пальчиковая гимнастика

v Дидактические игры

v Изготовление картины

v Релаксация

v Анализ работы

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

v Тематические занятия;

v дидактические игры;

v творческие занятия;

v игровые занятия;

v выставки детских работ;

v воспитательные мероприятия, праздники, тематические беседы;

v экскурсии в природу (цель наблюдение за сезонными изменениями, сбор природного материала).

В ходе занятий используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки, наглядные пособия, иллюстративный материал и др.) Сами занятия часто проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях, а задачей педагога становится необходимость помочь детям в реализации их замыслов.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

v Заинтересованность детей содержанием программы и ее конечным результатами.

v Организация процесса обучения в интересной доступной форме.

v Наглядность обучения.

v Наличие инструментов и материалов для работы.

v Наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

v Мебель по росту детей.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫ

v Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.

v Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.

v Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.

v Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.

v Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.

v Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.

v Получать навыки совместной работы.

Программа составлена с учетом образовательных областей.

 «КОММУНИКАЦИЯ».

На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самой лепки  ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

 «ПОЗНАНИЕ».

Для занятий по лепки подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

 «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ».

Занятия по лепки способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов.

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».

Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. Развитие мелкой моторики пальчиков рук.

 

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ  ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ.

v Индивидуально – дифференцированный

v Групповой

v Практический

v Наглядный

v Интеграция образовательных областей

v Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,

v Практические – упражнения, игровые  методы

v Словесные методы (рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация)

v Словесные приемы ( объяснение, пояснение, пед. оценка).

v Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

ВСЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В КОМПЛЕКСЕ.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии.  Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу лепки. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей.

Дети самостоятельно выбирают  цвет пластилина, материал, на котором будет располагаться изображение. Лепка  рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами пластилин, глина, тесто  и др. В процессе лепки, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

 

МАТЕРИАЛ

v Пластилин восковой мягкий различных цветов

v Пластилиновые дощечки

v Стеки пластмассовые

v Салфетки влажные

v Бросовый материал

v Трафареты

v Природный материал

v Горох

v Фасоль

v веревочки

 

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:

v  Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

v Тематические выставки в ДОУ.

v Участие в  выставках и конкурсах в течение года.

v Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

v Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ:

v сформировать умения и навыки,

v развивать личностные качества.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе лепки, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование  способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Лыкова И.А. «Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно – методическое пособие для детского художественного творчества серия «Мастерилка» 2005г.

Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез». 2007г.

Комарова  Т.С «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», Москва 2008г. Издательство  «Скрипторий 2003».

«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2prilozhenie_k_rabochey_programm_variativnaya_chaste.docx49.98 КБ

Предварительный просмотр:

 

                         

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

                 

                                                    Воспитатель группы раннего возраста

                                                     ГБДОУ № 31 Центрального района СПб

                                       Панфилова  Галина Геннадьевна

СПб 2017г.

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   Познание мира и самого себя начинается  с первых лет жизни. Познавая окружающий мир предметов, ребенок учится распознавать их, действовать ими, применять их в повседневной  жизни, узнает о разнообразии их свойств и отношений о цвете, форме, величине.  Любому ребенку с самого раннего  возраста необходимо заниматься творчеством. Таким образом, малыш устанавливает контакт с окружающим миром, познает его и учится выражать свои чувства и мысли. Недооценивать этот процесс нельзя.  Тактильный контакт является еще одним способом познания мира. Кроме того, он тесно связан с общим развитием ребенка – зачастую отстающие малыши имеют те или иные проблемы с мелкой моторикой. Для полноценного развития ребенка необходимо дать ему возможность создавать что-либо своими руками, Лепка идеально подходит в качестве способа задействовать тактильные ощущения ребенка и  мелкую моторики.

 Дети  третьего года жизни рисуют и лепят без всякого замысла. Сам процесс творчества вызывает у детей бурю эмоций, радости и удовлетворения своими успехами. Начертив линии или скатав в ладонях комок глины или пластилина, он находит в них сходство с предметами и явлениями. Он готов поделиться своими эмоциями с окружающими, проявляя речевую активность, он называет предмет, который у него получился, радуется, восклицает, жестикулирует.

    Во время занятий  лепкой, у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт –  пластика, формы, веса.  

Огромное  количество пластилина, который появился за последнее время, дает большой полет фантазии для творчества. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются:  тесто, восковой пластилин, классический пластилин, мягкий пластилин и т.д.

     Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности стимулирует их речевую активность, вызывает речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.

Можно говорить о том, что занятие-это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей, поэтому направление моей работы художественно – эстетическое развитие малышей.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка.

Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически.  Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Занятия лепкой,  повышают сенсорную чувствительность,  способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.   Развивает воображение, пространственное мышление, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. Лепка является одним из средств релаксации, что имеет большое значение для психологического благополучия малыша.

ЦЕЛЬ:

Создание условий для развития творческих способностей малышей, их эстетического развития.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

  • Воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой деятельности, в качестве подарка или украшения группы.
  • Развивать чувство формы и  цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас.
  • Учить простейшим приемам лепки, формировать умение составлять простые композиции.
  • Учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе лепки.
  • Развивать творческую активность, мышцы кисти рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
  • Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ:

  • Будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату.
  • Повысится уровень развития мелкой моторики рук.
  • Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков.
  • Дети смогут  самостоятельно применять приемы лепки при изготовлении поделок из пластилина.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно–трудовое, физическое). А  также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Настоящее Положение определяет цели, задачи создания и реализации программы вариативной части занятий по изобразительной деятельности раздела «Лепка».

Занятия проводятся с детьми раннего возраста в  форме занятий по изодеятельности в рамках расписания годового учебного плана и дополнительного плана нетрадиционной техники работы с пластилином. Вариативный компонент программы является  техника работы с пластилином – пластилинография. Занятия составлены с учетом возрастных, физиологических, психологических, познавательных особенностей детей группы раннего возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов позволит достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.

Воспитательное и образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и о  нравственных представлениях.  Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное,  характерное, учит не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые навыки и умения ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей личности. Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную  систему в целом.

«Пластилинография»  сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимость, самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развивать свои способности. У маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.  Вариативный компонент разрабатывается для решения вопросов гармоничного развития и творческой самореализации. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя  в творчестве и общении.

«Платилинография» - имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных  объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование природным материалом, семенами растений (т.к. у нас группа раннего возраста, декорирование желательно проводить более крупными материалами).

Основной материал – пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что доступна детям всех возрастов, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей и делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией, дают  большую возможность для развития и обучения детей. Способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, т.е. тех школьно – значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии  является интеграция предметных областей знаний, интеграция образовательных сфер. Темы занятий,  тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению  окружающем  миром и природой, развитию речи и т.д.).

Такое построение занятий вариативного компонента «Мир из пластилина» способствует более успешному освоению образовательной программы.  К концу года  дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый  материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся жизненный опыт, помогает выделять сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

В игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с  пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активация словаря, пониманию речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. Развивают  сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии.  В группе раннего возраста происходит развитие общих сенсорных способностей:  цвет, форма, величина. У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев  обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой формой обучения, накопления соцкультурного опыта ребенка.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук  становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У  детей развивается пинцетное  хватание, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами.

Программа систематизирует  знания по работе с пластилином, основываясь на общих   дидактических принципах:

  • Наглядности;
  • Доступности;
  • Последовательности от простого к сложному;
  • Научности и достоверности.

Особое внимание направлено на взаимосвязь художественного и эстетического восприятия собственной,   творческой  деятельностью детей.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • Развитие индивидуальных творческих способностей интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией  «Мир из пластилина».
  • Формирование и развитие художественно – творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  •  Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
  • Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
  • Дать теоретические знания и формировать у воспитанников, практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
  • Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающие: 

  • Содействовать воспитанию интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
  • Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ .

Программа «Мир из пластилина» предназначена для детей 2-3 лет. Обучение проводится со всей группой  детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 10 минут.   

Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены 2 любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование.  Также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.

  • Беседа
  • Самомассаж, пальчиковая гимнастика
  • Дидактические игры
  • Изготовление картины
  • Релаксация
  • Анализ работы

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  • Тематические занятия;
  • дидактические игры;
  • творческие занятия;
  • игровые занятия;
  • выставки детских работ;
  • воспитательные мероприятия, праздники, тематические беседы;
  • экскурсии в природу (цель наблюдение за сезонными изменениями, сбор природного материала).

В ходе занятий используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки, наглядные пособия, иллюстративный материал и др.) Сами занятия часто проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях, а задачей педагога становится необходимость помочь детям в реализации их замыслов.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Заинтересованность детей содержанием программы и ее конечным результатами.
  • Организация процесса обучения в интересной доступной форме.
  • Наглядность обучения.
  • Наличие инструментов и материалов для работы.
  • Наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
  • Мебель по росту детей.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫ

  • Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.
  • Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.
  • Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.
  • Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.
  • Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.
  • Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
  • Получать навыки совместной работы.

Программа составлена с учетом образовательных областей.

 «КОММУНИКАЦИЯ». 

На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самой лепки  ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

 «ПОЗНАНИЕ». 

Для занятий по лепки подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

 «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». 

Занятия по лепки способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов.

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». 

Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. Развитие мелкой моторики пальчиков рук.

 

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ  ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ.

  • Индивидуально – дифференцированный
  • Групповой
  • Практический
  • Наглядный
  • Интеграция образовательных областей
  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
  • Практические – упражнения, игровые  методы
  • Словесные методы (рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация)
  • Словесные приемы ( объяснение, пояснение, пед. оценка).
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

ВСЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В КОМПЛЕКСЕ.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии.  Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу лепки. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей.

Дети самостоятельно выбирают  цвет пластилина, материал, на котором будет располагаться изображение. Лепка  рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами пластилин, глина, тесто  и др. В процессе лепки, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

МАТЕРИАЛ

  • Пластилин восковой мягкий различных цветов
  • Пластилиновые дощечки
  • Стеки пластмассовые
  • Салфетки влажные
  • Бросовый материал
  • Трафареты
  • Природный материал
  • Горох
  • Фасоль
  • веревочки

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в  выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  • Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ:

  • сформировать умения и навыки,
  • развивать личностные качества.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 

Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе лепки, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование  способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Лыкова И.А. «Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно – методическое пособие для детского художественного творчества серия «Мастерилка» 2005г.

Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез». 2007г.

Комарова  Т.С «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», Москва 2008г. Издательство  «Скрипторий 2003».

«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

 
 

 

 


 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для группы раннего возраста с учётом ФГОС ДО

В помощь педагогам для групп раннего возраста...

Вариативная часть рабочей программы подготовительной группы ГБДОУ № 18 Пушкинского района СПб

Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников группы, членов их семей и педагогов.Цикл занятий по приобщению детей к истории русской культуры...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Первой группы раннего возраста «Карапузы» на основе основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на 2017-2018 уч

Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиче...

Рабочая программа второй группы раннего возраста по реализации основной образовательной программы (по программе "Первые шаги")

Данная Рабочая программа сформирована на основе основной образовательной программы ДОУ, с учетом особенностей образовательного учреждения, региональной специфики ,социокультурной ситуации развития каж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) Срок реализации программы - 2018-2019 учебный год Составители программы: Ванина И.Л., Шушунова В.Е.

Рабочая программа младшей группы №1 для детей от 2 до 3 лет разработана в соответствии с Основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка» на основе ФГОС дошкольног...

Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (возраст детей от 1 года до 2-х лет)

При создании условий для развития и воспитания в Доме ребенка учитывается не столько возраст, столько состояния здоровья и достигнутый ребенком уровень развития. Часто дети нуждаются в специальных кор...