Главные вкладки

    Вариативная часть рабочей программы для старшей группы на 2016 – 2017 учебный год
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Ленинг Ольга Анатольевна

     Вариативная часть рабочей  программы для  старшей  группы на 2016 – 2017 учебный год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл variativnaya_programma_16-17god.docx74.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения     детский сад№15 комбинированного вида

     2 категории города Алейска   Алтайского края.

    Принята                                                         Утверждена                                                                                                                                                                                                                                       Педагогическим советом                             Заведующий МБДОУ д/с№15                                                                                                                                             Протокол №_________                                     _____________ Н.М.Щербатых                                                                                                              

    «________»2016года                                         «_________» 2016года                                                                                                

    Рабочая программа старшей  группы

    на 2016 – 2017 учебный год

                                                                               

                                                     Разработчики:   О.А.  Ленинг

                                                                               

                                                                                               

    Содержание

    № п./п.

    Оглавление

    Стр.

    1

    Целевой раздел

     3

    1.1

    Пояснительная записка

     3

    1.2

    Цели  реализации рабочей  программы средней группы

     3

    1.3

    Задачи реализации рабочей программы средней группы

     3

    1.4

    Принципы и подходы в организации образовательного процесса

     5

    1.5

    Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей среднего дошкольного возраста.

     8

    1.6.

    Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками рабочей программы ( в виде целевых ориентиров)

     14

    2

    Содержательный раздел

     18

    2.1

    Комплексно – тематическое планирование (описание образовательной деятельности)

     18

    3.

    Организационный раздел

      21

    3.1

    Материально – техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе.

      21

     

    1.Целевой раздел

    1.1. Пояснительная записка

    Рабочая программа (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ детский сад № 15  2016 года и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

    1.2. Цели  реализации рабочей программы

    Цель программы: - способствовать формированию художественно - творческих способностей детей посредством художественно творческой деятельности, создание условий для развития творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

             1.3. Задачи реализации рабочей программы

     Задачи программы: Образовательные:

     содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;

     ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

     содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формирование навыков размещения изображения в зависимости от листа бумаги);

      закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества.

      знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними, закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения;

    Развивающие:

       развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами.

      формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности;
     развивать  художественный  вкус,  фантазию, творчество,  изобретательность,  пространственное  воображение, интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
     формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих       

     работ.

      развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
     развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные 

    чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

    Воспитательные:

     воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

     содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно организовать свое рабочее место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);

      воспитывать внимание, аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемых в работе, целеустремлённость, творческую  самореализацию.

    Программа направлена на:

       создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

        создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

       формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.     

     Программа учитывает:

      индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

      возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

       

    1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

    В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системно ­ деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС.

    Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом:

      полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

       индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

      содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

        поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

        партнерство с семьей;

      приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

      формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

      возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);

      обеспечение преемственности дошкольного общего  и  начального общего образования.

    Также свою Программу мы строили на принципах дошкольной педагогики и возрастной психологии:

    1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

    2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

    3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

         4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

    Кроме того, при разработке Программы нами учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»:  

       создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

    Нормативно-правовой основой для разработки рабочей образовательной программы являются:

    Федеральный уровень

       Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»

       Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.октября 2013 г №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

       Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

      Приказ Министерства образования и науки РФ от 08 апреля 2014г. №293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014г.)

       Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013г., №28908)

       Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»

       Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

       Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

       Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

       Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

       Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

       Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г.              № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

       Письмо Департамента государственной политики в сфере общего  образования Министерства образования и науки РФ от 10января 2014г        № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№08-10)).

        Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».

       Письмо Министерства образования и науки от 10 января 2014г. № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных ФГОС ДО.

       Федеральный закон РФ от 5 апреля 2013г. № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

     

    Региональный уровень

       Закон Алтайского края от 4 сентября 2013г. № 56 ЗС «Об образовании в Алтайском крае» (принят  постановлением ЗС Алтайского края от 02.09.2013г. № 513)

    Программа разработана с учетом:

    • Образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15 комбинированного вида 2 категории

    города Алейска Алтайского края

    •  Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
    • Парциальной программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова)

    1.5. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей (младшего) среднего дошкольного возраста.

    МБДОУ детский сад № 15 г.Алейска функционирует в режиме 12-часового пребывания воспитанников в период с 7-30 до 19-30 при 5-дневной рабочей неделе. Рабочая Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.

    Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана с учетом основной образовательной программы МБДОУ детский сад № 15 г.Алейска. Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема. Иные 40% составляют объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Содержательные и организационные аспекты данной части ориентированы на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности игры.

    Здание   МБДОУ детский сад №15- 1986  года постройки.

    Социокультурное пространство образовательного учреждения ограничено и однообразно. В шаговой доступности  расположено МБОУ СОШ № 4. В рамках расширения образовательного пространства детей осуществляется сотрудничество с городским музеем, городской библиотекой, МБОУ СОШ № 4.

    Сведения о семьях воспитанников

    Педагоги старшей группы МБДОУ детский сад № 15 строят свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьёй. В старшей  группе МБДОУ детский сад № 15 изучается контингент родителей, социальный и образовательный статус членов семей воспитанников.

                         По возрасту

                   По образованию

    До 30

    31-40

    41-50

    51-60

    высшее

    Н. выс.

    Ср.спец.

    Среднее

    Отцы

    61,9%

    28,6%

    9,5%

    _____

       

    9,5%

     

    _____

    57,14%

    33,36%

    Матери

     

    81,4%

    18,6%

    ____

    _____

    14,81%

    3,71%

    43,45%

    38,03%

    Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников.

    Старшую группу общеразвивающей направленности МБДОУ детский сад № 15  на 01.09.2016 года посещают – 26 воспитанников в возрасте 5-6 лет. Из них – 15 девочек, и 11 мальчиков.

    ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

     

    СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливыйчестныйзаботливый и др. В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

              В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

              В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

     

    ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

     

     

    ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

     

    ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

    Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

             Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события). Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

     

    Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).  В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме. Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

     

     

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

               Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

    Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения. Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий. Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

     

    МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.          В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

            При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

     В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

              Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.

     Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

     

    Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. 

     

    ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

              Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

    1.6. Планируемые результаты освоения Программы.

    Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО), которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

     Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (п. 4.1. ФГОС ДО).

    В соответствии с п. 4.5 ФГОС ДО целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

    • аттестацию педагогических кадров;
    • оценку качества образования;
    • оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
    • распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников СП.

    Решением педагогического совета № 1 («Установочный) (протокол № 1 от 03 сентября 2015 года), планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры) проводятся 2 раза в год:

    • с 01 сентября (первичный);
    • с 15 мая (итоговый);

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
    • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
    • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
    • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
    • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
    • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
    • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
    • В соответствии с п. 4.7 ФГОС ДО целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

         Итог реализации части программы,  формируемой частниками образовательного процесса:

    В результате реализации программы предполагается достижение определѐнного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

           Дети будут знать и уметь:

     -  основные и дополнительные цвета;

    -   цветовую гамму красок (тѐплые, холодные цвета);

    - воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров;

    - самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах творческой деятельности;

    - в индивидуальной и коллективной работе использовать разные виды творческой деятельности;

    - владеть комплексом технических навыков и умений, необходимых для ее реализации;

    - варьировать различные техники исполнения творческой работы;

    У детей развиваются  общеучебные умения и личностные качества:

     - умение организовывать и содержать в порядке своѐ рабочее место;

    - трудолюбие;

    - самостоятельность;

     - уверенность в своих силах.

    - доводить работу от эскиза до композиции;

    - использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

    Выявление достигнутых результатов осуществляется:

    - выставки,

    - участие в конкурсах (городских, региональных, всероссийских),

    -  отчѐтные просмотры законченных работ.

    2. Содержательный раздел

    2.1. Комплексно – тематическое планирование (описание образовательной деятельности)

    Месяц

    Тема

    Цель

    Метод

    рисова

    ния

    Оборудование

    С

    Е

    Н

    Т

    Я

    Б

    Р

    Ь

    «Знакомство с нетрадиционными техниками изображения». 

    Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами.

    Различ-ные.

    Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши, материалы и инструменты для нетрадиционной техники.

    «Мой любимый дождик».

    Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность.  

    Паль-цеграфия

    Два листа формата А4 светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

    «Веселые мухоморы».        

       Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать.           

    Паль-цеграфия

    Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, красная  и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов.

    «Люблю березку русскую»

    Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность при выполнении работы.

    Отпечат-ки листьями.

    Два листа формата А4, гуашь, сухие листья березы, кисть, вода.

    О

    К

    Т

    Я

    Б

    Р

    Ь

    «Ягоды и яблочки».        

    Познакомить с техникой печатания  печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.        

    Печаткой из картофе-ля (круги разной величи-ны).

    Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках желтого, красного, зеленого цветов,  печатка из картофеля, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи.

    «Матрёшка»

    Ознакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушкой; Развивать умение украшать силуэт матрешки. Формировать эстетический вкус и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности.

     Паль-цеграфия, рисование ватными палочка-ми.

    Лист тонированной бумаги формата А4 с изображением матрешки, гуашь в мисочках.

    «Рябина».

    Учить рисовать на ветках ягодки (пальчиками) и листья (приманиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

    Паль-цеграфия

    Квадратный лист  бумаги с нарисованный веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, ветка рябины.

    «Мой любимый домашний питомец».

    Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

    Тычок жесткой полусу-хой кистью.        

    Вырезанные из бумаги фигуры домашних животных (котенок, щенок, кролик), жесткая кисть, гуашь черного, коричневого,  серого цветов, иллюстрации и изображения домашних животных.

    Н

    О

    Я

    Б

    Р

    Ь

    «Мое яркое солнышко».

    Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания. Развивать цветовое восприятие.

    Оттиск печатками из моркови

    (круги разной величи-ны).

    Индивидуальный лист (или ватманский лист) с желтым кругом в середине, желтая, оранжевая, красная, гуашь в мисочках, рисунки с изображением солнышка.

    «Платочек для мамочки»

    Учить украшать платочек простым узором, рисование пальчиками и способом примакивания. Развивать чувство композиции и ритма.        

    Рисова-ние пальчиками, кистью.

    Цветной лист треугольной формы, гуашь в мисочках для рисования пальчиками, кисти, гуашь, эскизы и иллюстрации.

    «Чашка для бабули»

    Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность        

    Пальце-графия, рисование ватными палочками.

    Чашки разной формы и размера, вырезанные  из бумаги, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды.

    «Снежинки»

    Продолжать знакомить детей с новыми нетрадиционными техниками: рисование восковым мелом и солью. Развивать фантазию, воспитывать эстетическое восприятие

    Рисова-ние восковы-ми мелками и солью.

    Д

    Е

    К

    А

    Б

    Р

    Ь

    "Шишки на ветке"

    Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

    Гуашь, жесткая кисть, салфетки

    Лист формата А4, гуашь,  жесткая кисть, салфетки.

    «Зимний пейзаж»

    Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; дать представление о зимнем пейзаже; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать  усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели; привить у учащихся любовь к природе

    Рисова-ние зубными щетками.

    Лист бумаги формата А4, гуашь, зубные щетки, кисти №2 для рисования, бумажные салфетки, стаканы с водой. 

    «Мороз на окне»

    Закрепить умение рисовать нитью. Учить рисовать несложные рисунки. Воспитывать аккуратность.

    Рисова-ние нитью.

    Лист бумаги формата А4, гуашь, нити.

    «Елочка пушистая, нарядная».

    Упражнять в технике рисовании тычком полусухой, жесткой кистью.  Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать эстетические чувства.         

    Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками.

    Лист бумаги формата А4 с нарисованным силуэтом елочки, зеленая гуашь, жесткая кисть, гуашь красного, желтого цвета в мисочке, салфетка.

    Я

    Н

    В

    А

    Р

    Ь

     «Ёлочные украшения».

    Закреплять у детей навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Поддерживать интерес к ручному труду.

    Рисова-ние манной крупой.

    Манная крупа, клей ПВА, кисть, акварель, салфетки.

    «Веселые снеговички».

    Закреплять навыки рисования гуашью. Познакомить детей с новым способом изображения – рисование поролоном. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели.

    Рисова-ние поролоном.

    Блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, поролон.

    «А снег идет!»

    Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования мятой бумагой. Учить рисовать снегопад из тучек, передавая его характер. Воспитывать аккуратность.        

    Рисование мятой бумагой.

    Два листа формата А4 белого цвета с наклеенными тучками разной величины, голубая гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации и эскизы.

    «Мы рисуем, что хотим».

    Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

    Различ-ные.

    Все имеющиеся в наличии.

    Ф

    Е

    В

    Р

    А

    Л

    Ь

    «Зажигаем огоньки»

    Учить наносить яркие мазки на темный фон. Развивать цветовосприятие, эстетические чувства.

    Рисова-ние пальчиками.

    Тонированный лист бумаги формата А4 (темных цветов), иллюстрированные картинка.

    «Два петушка ссорятся».

    Развивать умение и навыки делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество.

    Рисован-ие ладошкой.

    Лист формата А4 тонированный, кисть, гуашь, кисть, игрушка петушок.

    «Конфета для друга»

    Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки. Учить рисовать раппопортные узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качства.

    Предмет-ная монотерапия.

    Лист тонированной бумаги формата А4 гуашь белого, оранжевого, коричневого, зеленого цвета, салфетки.

    «К нам приехал цирк».

    Закрепить умение рисовать пальчиками круги разной формы и величины. Закрепить навыки наклеивания силуэт клоуна. Развивать интерес художественному творчеству. Воспитывать аккуратность.

    Пальце-графия.

    Лист формата А4, силуэт клоуна, гуашь, кисти для рисования, клей, кисти для клея, салфетки, клеенки.

    М

    А

    Р

    Т

    «Мимоза для мамы».

    Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания, воспитывать аккуратность.

    Пальце-графия.

    Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4на4), гуашь желтого цвета в мисочках, клей, кисти, салфетки целые, мимоза

    «Кораблик в море».

    Учить рисовать кораблик, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение.        

    «Знакомая форма – новый образ»; черный маркер и акварель.

    Лист А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, иллюстрации.

    «Цыплята».

    Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали гуашью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции.        

    Комкание бумаги или обрывание.

    Лист А4 бледно-голубого цвета, салфетки желтые и половинки (для головы и туловища), клей, черный маркер, гуашь, шапочки цыплят для игры,  иллюстрации

    «Жили у бабуси  два веселых гуся».

    Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.

    Рисование ладошкой.

    Озеро, нарисованное на большом листе бумаги формата А4 синего цвета, белая, серая, зеленая гуашь, кисти, красный и черный маркеры для дорисовывания деталей.

    А

    П

    Р

    Е

    Л

    Ь

    «Волшебные картинки» (волшебный дождик).

    Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенной свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее.

    Рисование свечой.

    Свеча, гуашь синего цвета, листы плотной бумаги, пол-листа бумаги формата А4 уже нанесенными свечой рисунками.

    «Божьи коровки на лужайке».        

    Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность).

    Пальцегра-фия.

    Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спине, ватман, салфетки и  бумага светло- и темно- зеленого цвета, черная гуашь в мисочках, клей для педагога.

    По - замыслу.        

    Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.        

    Различ-ные.

    Все имеющиеся в наличии.

    «Весеннее солнышко».

    Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую), кистью прямо на ладошке.        

    Рисова-ние ладошками, пальчиками.

    Ватманский лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисть, иллюстрации.

    М

    А

    Й

    «Веселая полянка».

    Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа, дополнять рисунок одуванчиками желтого и белого цвета пальчиковым рисованием. Развивать цветовосприятие, творчество.        

    Рисова-ние ладош-кой, пальчиками.

    Ватманский лист, темно- и светло-зеленая гуашь (можно налить в блюдце), гуашь желтого, белого цвета, кисти, салфетки.

    «Праздничный салют»

    Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну.

    Техника граттаж.

    Ватманский лист, гуашь, кисть, восковые мелки, сетка, иллюстрации.

    «Бабочки».

    Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой. Закреплять умение создавать композицию, дорисовывать травку пальчиками. Развивать чувство цвета, творчество, аккуратность в выполнении работы.

    Рисова-ние ладош-кой, пальчиками.

    Лист формата А4 тонированный зеленым цветом, кисть, гуашь, салфетки.

    «Здравствуй, лето!»

    Коллективная работа.Закрепить навыки детей в рисовании при помощи нетрадиционных техник. Продолжать учить детей рисовать коллективно; учить детей применять знания о смещении цветов, о перспективе и т.д.; учить детей рисовать пейзаж в правильном колористическом решении в соответствии с выбранным временем года.

    Совмеще-ние тех-ник (фон листа – «рисование по мок- рому», тампо-нирование; деревья –отпеча-тывание листьев; дома – шаблоно-графия; и т.п.      

    Все имеющиеся в наличии.

    Список используемой литературы.

    1.  Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г

    2. Вдовиченко С. «Дети светлой краской красят мир» - М., Чистые пруды, 2009.-32с

    3.Астафьева Н.С., Петрова С.Н. «Тематическое и перспективное планирование по образовательной области «Художественное творчество» - М, ЦДО «Восхождение», 2012. - 56с.

    4. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Никитина А.В., 2008г.

    5.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

    6.Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

    7.Калинина Т.В.  «Первые успехи в рисовании. Башня, растущая в небо» СПб, Агентство образовательного сотрудничества, 2006. – 64с.

    8.Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий» - М, МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 3013. - 48с.

    9. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. Акулёнок Т.С.

    10. Утробина К.К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2 с. 32-38.

    11. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011

    Приложение

    Календарно-тематическое планирование работы с родителями

    в рамках  рабочей программы на 2016 – 2017 год

    Мероприятие

    Форма проведения

    Сроки выполнения

    1.

    «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

    Папка - раскладушка для родителей

    Сентябрь

    2.

    «Наш семейный портрет»

    Конкурс совместных творческих работ с детьми

    Ноябрь

    3.

    «Использование нетрадиционной техники рисования 

    на воде – эбру для развития дошкольников»

    Буклеты-памятки для родителей

    Январь

    4.

     

    «Мама может что угодно!»

    Тематическая выставка семейных поделок

    Март

    5.

    «Нарисуем наше лето!» (пластилинография)»

    Мастер-класс с родителями

    Май


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК и УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП на 2016-2017 учебный год

    Календарный  учебный графикПояснительная запискак учебному плану разновозрастной логопедической группы «Светлячки» от 4 до 7лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежденияде...

    Учебный план МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок» с. Арыг-Узюнский на 2016-2017 учебный год.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок», осуществляет  реализа...

    Годовой календарный учебный график на 2016 - 2017 учебный год

    Годовой календарный учебный график на 2016 - 2017 учебный год...

    Аналитический отчет за 2014-2015, 2015 - 2016, 2016 - 2017 учебные годы.

    Отчет составлен с детьми второй младшей, средней и старшей  групп....

    Мониторинг достижений воспитанников МАДОУ г. Нижневартовска ДС №23 "Гуси-лебеди" за 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 учебный год

    2014-2015, 2015-2016 учебнй год:Цель: Выявить уровень усвоения содержания  образовательных областей по реализации образовательной программы "Радуга" (под редакцией Е.В.Соловьевой)....