Игра как самостоятельная детская деятельность
консультация (младшая группа) на тему

Торопова Галина Сергеевна

Консультация: Игра как самостоятельная детская деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка,она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона (знака) тех предметов,

узнать назначение которых и освоить различные действия ,с которыми надлежит ребёнку. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

Игра и игрушки неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными. Но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественным требованиям.

 В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы,фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные,конструкторы,технические агрегаты); игрушки- <<орудия труда>> (совочек,сачок, молоток, отвёртка, щётка для подметания, игрушечные грабли с лопатой-одним словом, игрушки,имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки -забавы; театральные,музыкальные

спортивные игрушки всех возрастов. Нельзя не сказать об особых игрушках-крупногабаритных, с которыми ребёнок играет не на столе,не на ковре или не на диване, а на просторной площадке двора или в большом зале для игр. Крупногабаритные игрушки, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, трактора, большие легко трансформирующие конструкции для строительства во дворе способствуют борьбе с гиподинамией,учат ребёнка движениям и ориентировки в пространстве.

Все игрушки,независимо от их классификационной принадлежности,нужно группировать так, чтобы они своими размерами соответствовали друг другу,росту ребёнка и тому предметному стационарному окружению, в котором ребёнок играет. Так, например, сидя за столом, ему удобнее играть маленькими игрушками, устойчивыми,хорошо обозримыми со всех сторон. Для игры на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, а например,для игр в песке лучше средние по размеру; мелкие игрушки для игры не годятся.

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического,а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной,в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми.

Исследования по вопросам игры и игрушки,основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек,а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Чтобы ответить на вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребёнку, воспитатель должен отчётливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждый из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо выявляются при сравнение игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами,игрушками и их заменителями. В дошкольном  детстве игровые действия-это действия общения. Нельзя однако считать, что игры детей раннего возраста, которые правильнее было бы назвать предметно-игровой  деятельностью,и игры дошкольников никак не соотносятся. Напротив,именно в раннем детстве подготавливается деятельностная основа для перехода к игре нового качества сюжетно- ролевой и ролевой. Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами,ребёнок в результате общения с окружающими взрослыми людьми знакомиться и с явлениями окружающей жизни,и это существенно  меняет предметно-смысловое содержание его игровых действий. Ребёнку первого года жизни свойственны обследовательские, ориентировочные действия с предметами-игрушками -    ознакомительная игра. Игрушки для детей этого возраста должны быть,конечно,интересными,радующими их, и вместе с тем простыми,удобными,безопасными.

В конце первого-начале второго года жизни ребёнок переходит к отобразительной  игре. В своих игровых действиях с предметами он отображает то,чему научился,подражая взрослым. В это время ему нужна такая игрушка,чтобы,играя с нею, он мог отображать то,что ему близко,хорошо знакомо. А опыт годовалого и тем более полуторагодовалого ребёнка не так уж мал. При правильном воспитании малыш уже может самостоятельно есть ложкой,кусать хлеб,пить из чашки,снимать туфельки,расстегивать пуговицы на своей одежде,садиться на стул,ложиться в кровати головой на подушку и ещё многое другое,чему его научили взрослые. Впечатления ребёнка,полученные им в повседневной жизни (на значение их как источника игры указывал ещё выдающийся советский  психолог Л.С.Выготский), достаточно обширны,и поэтому на втором году жизни он всё чаще начинает отражать в своих играх не какое-то одно определённое действие с данной игрушкой (куклу только качает,мяч бросает и т.п.),но и действия с разными предметами, логически связанными между собой (например,куклу ребёнок сажает в коляску и везёт её,игрушечную посуду ставит на стол и т.д.).

С точки зрения ребёнка игра-это получение удовольствия  от жизни. Без игры ребёнку «нечего делать». С точки зрения специалиста, игра-это вид деятельности в детском возрасте. Именно она даёт ребёнку возможность развиваться. Играть с малышом могут не только родители, но и бабушки ,дедушки,старшие дети,няни которые много времени проводят с малышами.

Какой  должна быть развивающая игра? Игра должна быть интересна обоим-и малышу и взрослому. Это ни в коем случае не урок,трудный и утомительный для малыша,и неприятный для взрослого. Играя в взрослыми,малыш осваивается очень многие действия,овладеть которыми,он сам бы не смог. И потом ребёнку будет с успехом воспроизводить их самостоятельно. Если во время игры сложилось доброжелательное общение, то у ребёнка будет формироваться творческий подход к делу,независимость в суждениях и правильная самооценка.

Игра помогает малышу научиться осуществлять задуманное,реализовывать свои планы,принимать решения,доводить начатое до конца. Она прививает навыки общения,способность взаимодействовать как с товарищами , со сверстниками, так и с взрослыми. Чем разнообразнее игра,тем шире станет кругозор ребёнка, тем легче и успешнее будет его переход к новым жизненным этапам.

Занятия в виде игры дадут намного больше знаний и умений,чем скучное,утомительное,»серьёзное»обучение. Во время игры вы общаетесь с ребёнком,и это общение-полноценное! И разговор идёт содержательный,устанавливается эмоциональный контакт,рождается радость. Происходит наполнение новыми знаниями и возникает взаимопонимание-всё это делает ваше общение с малышом полезным и приятным. В совместных играх с малышом вы имеете возможность наблюдать за его развитием.

Таким образом,вы лучше узнаете ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДДЕРЖКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Воспитание осуществляется черезсобственный опыт ученика,который всецело определяетсясредой…»А.С.Выготский        Современные требования общества, реформа образования ставят ...

План работы с педагогами подготовительная группа Тема: Формирование самостоятельной детской деятельности средствами занимательной математики.

Предоставила слушателям материал по проведению родительского собрания в нетрадиционной форме, активного обучения родителей....

Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности

Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка.  Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический...

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельности по образовательной области «Художественное творчество

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельност...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.

Музыкально-дидактические игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Результативность обучения в музык...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.

Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка.  Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.

Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка.  Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмич...