ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДДЕРЖКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

Орлова Елена Николаевна

 


«Воспитание осуществляется через
собственный опыт ученика,
который всецело определяется
средой…»
А.С.Выготский

        Современные требования общества, реформа образования ставят педагогов дошкольного образования перед решением задач социально - личностного развития в процессе воспитания детей. Перед воспитателями стоит задача подготовить детей к самостоятельности в освоении окружающего мира, в приобретении знаний, дать навыки творческого подхода в любом виде деятельности. Деятельность может организовываться как совместно с взрослыми, так и самостоятельно самими детьми.
        Самостоятельная деятельность - занятие, труд, который осуществляется без помощи других, т. е. самим субъектом.
Почему ребенок начинает что - то делать самостоятельно? Потому что у него присутствует определенный интерес и потребность что - либо сделать. А это формирует мотив. Мотив - это личный интерес, та ценность, та конкретная потребность ребенка, которая побуждает его действовать. Мотив формирует цель. Именно цель занимает ведущее место в любой деятельности. Цель определяет выбор средств и условий. Это предполагает инициативу ребенка и формирование творческого подхода к деятельности. Цель определяет выбор средств и условий. К средствам и условиям можно отнести материалы, инструменты, оборудование, место и время предполагаемой деятельности. Выбрав средства и условия, ребенок начинает действовать. Действия состоят из операций и свидетельствуют о той или иной степени развития навыков и умений. Действия рано или поздно приводят к результату. Результат может быть текущий, промежуточный или конечный.
Получив определенный продукт собственной деятельности, ребенок анализирует: достиг он или нет собственной цели, совпадает ли продукт деятельности с его замыслом. Таким образом, происходит самооценка и самоконтроль.
       Таким образом, предоставляя детям самостоятельно действовать, создавая условия для самостоятельной деятельности и поддерживая ее, мы развиваем основные структурные элементы личности: направленность - развитие интересов, стремлений, желаний, потребностей. Опыт - умения, навыки. Психические аспекты: внимание, воля, чувства, память, мышление.
       Творчество - в любой момент деятельности, если она свободна.
      Одним из важнейших условий для осуществления самостоятельной деятельности детей в детском саду является развивающая среда, где тщательно отобранные материалы и оборудование организованы так, чтобы стимулировать активную исследовательскую деятельность детей. Все материалы в группе должны быть размещены так, чтобы дети могли их самостоятельно выбирать.Все контейнеры с играми и места их нахождения на стеллажах обозначены символами: картинками, цветом, словами. Это позволяет детям брать и ставить материалы на место без дополнительного контроля воспитателя и следовательно развивает самостоятельность и ответственность. Обеспечить самостоятельную деятельность детей могут и пооперационные карты т.е. алгоритм выполнения действия.Они должны быть просты, наглядны и понятны детям, только в этом случае дети будут чувствовать себя успешными, уверенными в собственных силах.
Вся работа по развитию самостоятельной деятельности детей должна осуществляться по принципу: планируем - делаем - подводим итоги.
Планирование
- мыслительный процесс, при котором внутренние цели формируют определенные действия.

Что дает процесс планирования деятельности детям?

  • Способствует развитию целеустремленности, самоопределения, самоутверждения, умение принимать решения.
  • Помогает детям обдумывать и выражать в речи идеи и действия.
  • Развивает абстрактное мышление, способность представлять будущие действия, опираясь на опыт.
  • Дает возможность детям обмениваться идеями и использовать опыт друг друга.
  • Ясность и определенность детских планов зависит от возрастных и познавательных возможностей детей.
  • Главная задача создания плана - это его осуществление, т.е. превращение намерений в действия.
  • Задача воспитателя в этот период:
  • Помочь детям начать работу по плану;
  • Помочь детям преодолеть затруднения в ходе работы;
  • Поддерживать речевое общение детей в деятельности;
  • Наблюдать за тем, как дети овладевают информацией, как взаимодействуют с партнерами, как решают проблемы;
  • Подводить итоги того, что уже сделано и выстраивать новый план.


Приемы помощи и поддержки самостоятельной детской деятельности:

  • Вмешательство в деятельность ребенка с целью помощи преодоления затруднений в ходе работы.
  • Показ наиболее простого и оптимального способа действия.
  • Непосредственное участие в играх и деятельности детей.
  • Не менее важный момент педагогического процесса в основе которого положена самостоятельная деятельность детей - это подведение итогов деятельности. Воспитатель должен обеспечить детям возможность получать индивидуальное внимание и признание, обращать внимание больше на деятельность, а не на результат, обсуждать с детьми была ли работа для них приятной, интересной, какие были сложности, как решали проблему.
  • В результате систематической работы в данном направлении мы получим при выпуске в школу детей, способных четко распределять свое время, самостоятельных в выполнении домашнего задания, умеющих сконцентрироваться и другие очень важные умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_orlovoy.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 80

Красногвардейского района Санкт - Петербурга

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДДЕРЖКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Воспитатель: Орлова Елена Николаевна

«Воспитание осуществляется через

                собственный опыт ученика,

        который всецело определяется

        средой…»

        А.С.Выготский

Современные требования общества, реформа образования ставят педагогов дошкольного образования перед решением задач социально - личностного развития в процессе воспитания детей. Перед воспитателями стоит задача подготовить детей к самостоятельности в освоении окружающего мира, в приобретении знаний, дать навыки творческого подхода в любом виде деятельности. Деятельность может организовываться как совместно с взрослыми, так и самостоятельно самими детьми.

Самостоятельная деятельность - занятие, труд, который осуществляется без помощи других, т. е. самим субъектом.

Почему ребенок начинает что - то делать самостоятельно? Потому что у него присутствует определенный интерес и потребность что - либо сделать. А это формирует мотив. Мотив -  это личный интерес, та ценность, та конкретная потребность ребенка, которая побуждает его действовать. Мотив формирует цель. Именно цель занимает ведущее место в любой деятельности. Цель определяет выбор средств и условий. Это предполагает инициативу ребенка и формирование творческого подхода к деятельности. Цель определяет выбор средств и условий. К средствам и условиям можно отнести материалы, инструменты, оборудование, место и время предполагаемой деятельности. Выбрав средства и условия, ребенок начинает действовать. Действия состоят из операций и свидетельствуют о той или иной степени развития навыков и умений. Действия рано или поздно приводят к результату. Результат может быть текущий, промежуточный или конечный.

Получив определенный продукт собственной деятельности, ребенок анализирует: достиг он или нет собственной цели, совпадает ли продукт деятельности с его замыслом. Таким образом, происходит самооценка и самоконтроль.

Таким образом, предоставляя детям самостоятельно действовать, создавая условия для самостоятельной деятельности и поддерживая ее, мы развиваем основные структурные элементы личности: направленность - развитие интересов, стремлений, желаний, потребностей. Опыт - умения, навыки. Психические аспекты: внимание, воля, чувства, память, мышление.

Творчество - в любой момент деятельности, если она свободна.

Одним из важнейших условий для осуществления самостоятельной деятельности детей в детском саду является развивающая среда, где тщательно отобранные материалы и оборудование организованы так, чтобы стимулировать активную исследовательскую деятельность детей. Все материалы в группе должны быть размещены так, чтобы дети могли их самостоятельно выбирать.Все контейнеры с играми и места их нахождения на стеллажах обозначены символами: картинками, цветом, словами. Это позволяет детям брать и ставить материалы на место без дополнительного контроля воспитателя и следовательно развивает самостоятельность и ответственность.  Обеспечить самостоятельную деятельность детей могут и пооперационные карты т.е. алгоритм выполнения действия.Они должны быть просты, наглядны и понятны детям, только в этом случае дети будут чувствовать себя успешными, уверенными в собственных силах.

Вся работа по развитию самостоятельной деятельности детей должна осуществляться по принципу: планируем - делаем - подводим итоги. 

Планирование - мыслительный процесс, при котором внутренние цели формируют определенные действия.

Что дает процесс планирования деятельности детям?

Способствует развитию целеустремленности, самоопределения, самоутверждения, умение принимать решения.

Помогает детям обдумывать и выражать в речи идеи и действия.

Развивает абстрактное мышление, способность представлять будущие действия, опираясь на опыт.

Дает возможность детям обмениваться идеями и использовать опыт друг друга.

Ясность и определенность детских планов зависит от возрастных и познавательных возможностей детей.

Главная задача создания плана - это его осуществление, т.е. превращение намерений в действия.

Задача воспитателя в этот период:

Помочь детям начать работу по плану;

Помочь детям преодолеть затруднения в ходе работы;

Поддерживать речевое общение детей в деятельности;

Наблюдать за тем, как дети овладевают информацией, как взаимодействуют с партнерами, как решают проблемы;

Подводить итоги того, что уже сделано и выстраивать новый план.

Приемы помощи и поддержки самостоятельной детской деятельности:

Вмешательство в деятельность ребенка с целью помощи преодоления затруднений в ходе работы.

Показ наиболее простого и оптимального способа действия.

Непосредственное участие в играх и деятельности детей.

Не менее важный момент педагогического процесса в основе которого положена самостоятельная деятельность детей - это подведение итогов деятельности. Воспитатель должен обеспечить детям возможность получать индивидуальное внимание и признание, обращать внимание больше на деятельность, а не на результат, обсуждать с детьми была ли работа для них приятной, интересной, какие были сложности, как решали проблему.

В результате систематической работы в данном направлении мы получим при выпуске  в школу детей, способных четко распределять свое время, самостоятельных в выполнении домашнего задания, умеющих сконцентрироваться и другие очень важные умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с педагогами подготовительная группа Тема: Формирование самостоятельной детской деятельности средствами занимательной математики.

Предоставила слушателям материал по проведению родительского собрания в нетрадиционной форме, активного обучения родителей....

Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности

Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка.  Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический...

Игра как самостоятельная детская деятельность

Консультация: Игра как самостоятельная детская деятельность...

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельности по образовательной области «Художественное творчество

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельност...

Конспект организации совместной и самостоятельной игровой деятельности в летний период в старшей группе

Тема: «День рождение петрушки»Цель: Содействие использованию детьми математических знаний в совместной и самостоятельной игровой деятельности.Участники: дети среднего дошкольного...

Проектная работа «Создание современной музыкальной развивающей среды группы для организации совместной и самостоятельной игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие всех сфер личности дошкольника. Чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься интересным и любимым делом, в группе должна быть организована соот...