Игры, формирующие правильное звукопроизношение.
консультация (младшая группа) по теме

Апрелкина Алина Ривкатовна

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания. Конечно, неправильное произношение одного или даже нескольких звуков не мешает детям общаться между собой, не затрудняет их взаимодействие.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия.

Особое внимание требуют свистящие звуки, шипящие и сонорные.

Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного повторения слов, насыщенных этими звуками. Для этого удобно использовать такие игрушки и предметы, чтобы в их названиях эти звуки находились в начале, в конце и в середине слова (шар, кашка, мышь).

Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражания голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т.д.).

Умение правильно произносить звуки - важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, взрослый учит ребенка четко произносить слова. Он просит произнести слова так, чтобы ясно были слышны все звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения слова увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шёпотом - для этого требуется более четкая артикуляция звуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

(Консультация для родителей)

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания. Конечно, неправильное произношение одного или даже нескольких звуков не мешает детям общаться между собой, не затрудняет их взаимодействие.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия.

Особое внимание требуют свистящие звуки, шипящие и сонорные.

Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного повторения слов, насыщенных этими звуками. Для этого удобно использовать такие игрушки и предметы, чтобы в их названиях эти звуки находились в начале, в конце и в середине слова (шар, кашка, мышь).

Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражания голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т.д.).

Умение правильно произносить звуки - важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, взрослый учит ребенка четко произносить слова. Он просит произнести слова так, чтобы ясно были слышны все звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения слова увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шёпотом - для этого требуется более четкая артикуляция звуков.

ИГРА "ВО ДВОРЕ"

Цель: развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.

Материал: игрушечные петух, курица, собака, кошка, корова.

Ход занятия: взрослый выразительно читает стихотворения и показывает ребенку соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам! Кто там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-му!

Молока кому?

                             (А.Барто)

Прочитав стихотворения, взрослый задает ребенку вопросы: "Как корова мычит?", "Как собака лает?", "Как уточка крякает?" и т.д.

ИГРА "НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ"

Ход игры: взрослый предлагает детям послушать новое стихотворение:

Наши уточки с утра:

- Кря-кря-кря!

- Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда:

- Га-га-га!

- Га-га-га!

А индюк среди двора:

- Бал-бал-бал!

- Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху:

- Грру-грру-у-грру-у!

Наши курочки в окно:

- Ко-ко-ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет "Ку-ка-ре-ку!"

                            (Русская народная песня)

"Как кричат уточки?" - спрашивает взрослый.

Ребенок отвечает на эти и другие вопросы обо всех птицах.

Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.

ИГРА "ЛОШАДКА"

Цель: обучение отчетливому произношению звука "И".

Материал: игрушечная лошадка.

Ход занятия: взрослый показывает ребенку лошадку и объясняет, что лошадка кричит "И-и-и", а ребенок повторяет 2-3 раза.

Далее взрослый предлагает поиграть в заводных лошадок, "заводит" ребенка - "лошадку" ключиком, и тот  произносит "И-и-и". Если ребенок не хочет больше играть, можно сказать, что "лошадка сломалась".

ИГРА "БАРАБАН"

Цель: продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука "Б" (Бь), обучение регулированию силы голоса.

Материал: игрушечный барабан.

Ход занятия: взрослый показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами: "Бам-бам-бам! Так поет барабан". Затем спрашивает у ребенка: "Как поет барабан?". Ребенок сначала вместе со взрослым, а  затем один воспроизводит нужные звукосочетания. Сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо.

Взрослый добивается, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук "Б" (Бь), а звукоподражания - громко и тихо.

ИГРА "КАП-КАП-КАП"

Цель: развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и тихо.

Материал: картинка с изображением дождя.

Ход игры: взрослый показывает ребенку картинку и говорит: "Жождик пошел. Сначала тихо закапал: "Кап-кап-кап". (Ребенок тихо повторяет: "Кап-кап-кап".) Потом застучал сильнее: "Кап-кап-кап!" (Ребенок повторяет громче: "Кап-кап-кап".) Опять тихо капает дождик и перестал!"

В конце игры взрослый читает потешку:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять -

Мы промочим ножки.

                              (Русская народная песенка)

Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание "кап-кап-кап".

Литература:

«Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярного пособия для родителей и педагогов». Галанова Т.В.  Ярославль. Изд. «Академия развития». 1998 г.