Главные вкладки

    Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
    статья

     Александрова Екатерина Александровна

    Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. Для того, чтоб любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель. И как раз перед родителями в первую очередь стоит задача всестороннего развития ребенка в ходе его взросления.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

    Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. Для того, чтоб любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель. И как раз перед родителями в первую очередь стоит задача всестороннего развития ребенка в ходе его взросления.

    Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Некая сумма знаний и умений или способность эти знания и умения усваивать и анализировать? Так вот, интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить.

    Познание человеком окружающего его мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания (ощущение, восприятие и представление) и в форме абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение).

    Ведущим видом деятельности дошкольника является – игра. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции, поэтому играя с детьми мы можем развивать и его интеллектуальные способности (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, ощущения, речь).

    Итак, с чего же начать?

    1. Учим детей описывать различные свойства окружающих предметов.

    Можно попросить ребёнка описать любой предмет или игрушку. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? Можно попросить ребёнка рассказать о данном предмете сказку или фантастическую историю.

    2. Продолжаем знакомить детей со свойствами предметов.

     Попросить ребёнка назвать как можно больше определений для известных ему слов. Допустим слово «книга». Следует дать пример: «красочная книга». Затем вопрос:  «Какая ещё бывает книга?» и т.п.

    Игра «Съедобное - несъедобное». Ведущий называет предметы (яблоко, сыр, книга, лук, мел и т. д.) Если названный предмет съедобный ребёнок ловит брошенный мяч. Если названный предмет не съедобен, то мяч надо отбить.

    Можно загадывать детям загадки. (Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт песенки поёт. КОШКА. У кого глаза на рогах, а дом на спине? УЛИТКА. Под полом таится, кошки боится? МЫШЬ. и т.п.)

    3. Учим детей искать одинаковые (разные) свойства или признаки предметов.

    В мешочек положить несколько мелких вещей: 2 катушки, пуговицу, маленькую игрушку, ложку. Попросить ребёнка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовёт их. Есть ли среди этих вещей одинаковые?

    Среди нескольких игрушек или предметов предложите ребёнку отыскать предмет, отличающийся от других. Попросите ребёнка объяснить, чем отличается предмет.

    4. Учим детей сравнивать предметы.

    Предлагайте детям картинки из газет и журналов «Найди 5 отличий» или рисуйте сами такие картинки.

    5. Учим детей классифицировать предметы.

    Можно использовать карточки, например, мак, дуб, гвоздика, роза, берёза, ель, голубь, синица, василёк, воробей. Предложить ребёнку разложить эти карточки на три группы (цветы, птицы, деревья). С такими карточками можно играть в игру «Что лишнее?», если выложить в ряд карточки: шкаф, стул, стол, ложка и спросить «Что лишнее?» и т. п. Игра «Я знаю…» с использованием мяча так же учит классифицировать и обобщать. Для игры можно использовать следующие понятия: имена девочек, имена мальчиков, названия деревьев, страны, города, реки, фрукты, овощи, ягоды, продукты, одежда, мебель и др.

    Игра «Круг, треугольник, квадрат» потребуются карточки с геометрическими фигурами разных цветов, которые можно изготовить из цветного картона.

    Задания:

    - Дай мишке круг. Дай кукле треугольник. Дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно, круг на диван. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зелёный треугольник.

    - Собери круги: синие, красные, зелёные. жёлтые.

    - Покажи треугольники: синие, зелёные, красные, жёлтые.

    - Собери квадраты: синие, красные, зелёные. жёлтые.

    - Покажи маленькие круги (треугольники, квадраты), маленькие красные круги (треугольники, квадраты).

    - Собери большие квадраты (круги, треугольники), большие зелёные квадраты (круги, треугольники) и т.п.

    Игра «Цвета»  предлагаем ребёнку за 1 минуту назвать 5 разных предметов определённого цвета. Игра «Кто наблюдательнее?»   предлагаем ребёнку за 1 минуту назвать 5 разных предметов определённой формы (круглые, овальные, прямоугольные, треугольные и т.д.).

    6. Знакомим детей с понятиями типа род-вид.

    Упражнение на изучение родо-видовых отношений можно проводить в виде игры с мячом. Игра «Рыбы – птицы – звери», или «Ягоды – цветы – деревья», или «Одежда – мебель – посуда» и т.п.  Взрослый бросая мяч ребёнку произносит одно из слов (рыба, птица, зверь). Ребёнок поймав мяч подбирает видовое понятие к родовому. (рыба – карп, птица – воробей и т.п.)

    7. Знакомим детей с противоположными по значению  понятиями.

    Упражнение «Подбери пару слов»  кислый - ?, грустный - ?, большой - ?,  белый - ?, день - ?, покупать - ?, конец - ? и т.п.

    А так же в игровой форме необходимо познакомить детей с категориями: меньше и больше, выше и ниже, ближе и дальше, короче и длиннее, впереди и сзади, справа и слева, раньше и позже.

    Упражнения «Найди картинку…» (с самым маленьким деревом, с самым высоким мальчиком, с самым низким забором, с мячом средней величины и т.п.)

    Упражнения-указания:

    - Поставь пирамидку на стул, под стул, за стул, перед стулом.

    - Положи мяч справа от себя, слева от себя, перед собой и т.п.

    8. Знакомим детей с временами года и природными изменениями зимой, весной, летом, осенью.

    9. Учим детей  понимать последовательность событий.

    Используем сюжетные картинки «Что сначала, что потом?», «Сказка в картинках», и т.п. Просим ребёнка расположить картинки по порядку, объяснить последовательность нарисованных событий и составить рассказ (пересказать сказку) по картинкам.

    10. Развиваем мелкую моторику рук.

    Лепим из пластилина, солёного теста, глины. Рисуем пальчиковыми красками на бумаге или стекле, гуашью, восковыми мелками, карандашами, аккуратно раскрашиваем раскраски,  режем газеты, журналы, делаем аппликации из бумаги, картона и др. материалов, нанизываем бусинки, макароны на нитку, перебираем крупу («Помоги Золушке отделить горох от гречки», (рис от фасоли) и т.п.). Срисовываем узоры по клеточкам, рисуем узоры под диктовку (1 клеточка вправо, 2 клеточки вниз, 1 вправо, 2 вверх и т.п.), помогаем зайке (мишке, ёжику) добраться до дома (лабиринты), срисовываем прописные буквы. Делаем пальчиковую гимнастику.

    Следует помнить о том, что продолжительность игр-занятий с ребёнком не должна превышать 20 минут в день.

    Играйте с детьми, читайте им, смотрите вместе фильмы, слушайте музыку, танцуйте, посещайте выставки, спектакли, музеи,  рассказывайте им об окружающем мире: о своей профессии, о видах транспорта, об эмоциях и чувствах, о добре и зле, о правилах дорожного движения, о семейных традициях и т.п. Давайте детям возможность проявить самостоятельность.

    Делайте всё это с любовью, и вы получите потрясающий результат!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ.

    Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. С...

    ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .

    ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .{C}{C}{C}...

    Презентация "Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ".

    Практика показала, что при использовании ИКТ в детском саду  значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей....

    Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

    Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество игр, способных развить ...

    Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования музыкальной культуры детей

    Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. •Слушание•Пение•Песенное творчество•Музыкально – ритмические движения•Музыка...

    Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

    Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста....