Консультация для родителей.
консультация по теме

Харламова Юлия Анатольевна

Познавательные интересы вашего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Познавательные интересы вашего ребенка

Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребёнка к обучению в школе. Поэтому родителям важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребёнком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее: задаёт ли ваш ребёнок вопросы, каково их содержание и количество; стремится ли ваш ребёнок пополнить свои знания об интересующем предмете, используя различные средства информации;  рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;  участвует ли в беседе о том, что его интересует; отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (лепка, рисунки, игры…); способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности; свойственна ли ребёнку увлечённость, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса?

При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвящённых изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками.

Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, - создают у ребёнка уверенность в своих силах

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.

Познавательные интересы дошкольников характеризуются такими качественными особенностями, как широта и устойчивость. Поясню на примерах детей нашей группы. У многих сформированы познавательные интересы. Серёжа интересуется техникой. Умеет включать пылесос, магнитофон, телевизор. На прогулках он подолгу стоит у забора, наблюдая за мусоросборной машиной, за транспортом. Всем играм он предпочитает занятия с конструктором. Сколько вопросов задаёт Серёжа о технике, приборах, машинах! И книги он любит такие, в которых описываются различные сооружения, механизмы, есть соответствующие картинки.
Никита не разделяет интересов Серёжи. Он увлекается книгами о героическом прошлом нашей страны, о войнах, о революции. Никита и игры старается всегда организовывать на военную тему, и рисует об этом, и увлечённо рассказывает взрослым и детям о героях гражданской, Великой Отечественной войн.

Дима – любознательный мальчик. Ему всё интересно: то он расспрашивает о запуске космического корабля, то с увлечением рассказывает о дрессированных дельфинах, передачу о которых смотрел по телевизору, то с удовольствием слушает Никиту, повествующего о воинах-ракетчиках. Разнообразны по тематике и рисунки Димы: Красная площадь, военный корабль, Винни-Пух идёт в гости к Кролику и т. д.

Чем отличаются познавательные интересы Серёжи, Никиты и Димы?
Прежде всего содержанием, то есть тем, на какие стороны действительности они направлены.

Интересы Димы охватывают разные области действительности, в то время как интересы Никиты и Серёжи более узкие.

Что лучше: широкие или узкие по содержанию интересы?

Психологи считают, что, чем меньше ребёнок, тем шире должны быть его познавательные интересы, обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения новых знаний. Разнообразие интересов побуждает ребёнка пробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности. У Серёжи и Никиты интересы отличаются устойчивостью. А интересы Димы нельзя назвать устойчивыми. Они носят временный характер, возникают как реакция на яркий познавательный материал, необычность ситуации. Влияют же на развитие ребёнка устойчивые интересы, поскольку в них выражается направленность личности, которая определяет поведение, поступки, характер познавательной деятельности.

Между развитием интереса ребёнка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребёнка к приобретению знаний. Например, Таня заинтересовалась жизнью муравьёв. Она подолгу наблюдала за муравейником и узнала много нового: муравьи рано открывают «двери» своего дома, часто тащат груз значительно крупнее их самих и т.д. С другой стороны, знания побуждают ребёнка к размышлению. Так, однажды Таня с удивлением увидела, что «двери» муравейника закрыты. Воспитатель объяснил ей, что есть такая примета: перед дождём муравьи закрывают ходы муравейника. Дальнейшее наблюдение Тани убедило её в верности этой приметы.

Прочные знания – основа активности ребёнка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить -  значит знать».

Советуем родителям использовать каждую возможность для обогащения ребёнка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.
Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приёму сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребёнок глубже познаёт их, выделяет в них новые качества, свойства, что даёт возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.
В дошкольном возрасте детей привлекает всё новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребёнка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребёнка интерес к привычным для него предметам. Например, предложите сыну понаблюдать за одуванчиками. Сколько интересных открытий он сделает! Ребёнок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена растения лёгкие, как парашютики.

Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности. Так, ваш сын интересуется транспортом. Приобретите ему соответствующие игрушки, смастерите вместе с ним какие-либо модели, помогите развернуть игру, время от времени принимайте в ней участие. Предложите мальчику нарисовать то, что его интересует, поддерживайте беседы на эту тему.

Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным.
Пытливость мысли и интересы ребёнка проявляются в вопросах. К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Следует помнить мудрый совет В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

По возможности надо побуждать ребёнка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...