Консультация "Организация дневного сна детей"
консультация на тему

«Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием, односторонностью. Заставьте ребёнка сидеть - он очень быстро устанет. Лежать – то же самое. Идти он долго не может; не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и, менее всего, думать. Но он резвиться и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устаёт ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить силы на будущее».

К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_organizatsiya_dnevnogo_sna_detey.docx143.99 КБ

Предварительный просмотр:

http://korkinodetsad.ru/i/img/51.jpg

Воспитатель: Андросова И.А.

        Октябрь 2014г.

«Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием, односторонностью. Заставьте ребёнка сидеть - он очень быстро устанет. Лежать – то же самое. Идти он долго не может; не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и, менее всего, думать. Но он резвиться и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устаёт ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить силы на будущее».

К. Д. Ушинский        

Современный ритм жизни, который накладывает существенный отпечаток на самочувствие взрослых, испытывающих постоянное недосыпание, раздражительность, плохое настроение, в свою очередь откладывает отпечаток на детях, которые вынуждены приспосабливаться к миру взрослых соответствовать современным требования, которые, как правило, не учитывают возможности ребёнка.

Как замечают врачи педиатры и физиологи, у детей отмечается перевозбуждение, частый беспричинный плач, потеря аппетита, затруднение в самостоятельной организации своей деятельности. Некоторые дети становятся заторможенные и апатичные, что связано с включением защитных механизмов детского организма. Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребёнка является дневной сон, который способствует восстановлению физиологического равновесия организма.

Достаточный (но не укороченный и не излишний) по продолжительности дневной сон детей определяется, не только возрастными, но индивидуальными особенностями нервной системы ребёнка.

В течение дня работоспособность ребёнка переходит от высокого уровня в первую половину с постепенным уменьшением ко времени дневного сна, восстановление после него и новое, более значительное снижение к концу дня, поэтому невозможно переоценить значение правильной организации дневного сна.

Воспитательно - образовательный процесс в детском саду насыщен и разнообразен, ребенок испытывает как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. От эмоционального перевозбуждения многие дошкольники имеют проблемы со сном, не могут расслабиться и успокоиться.

В процессе наблюдения за нашими воспитанниками было отмечено следующее: у некоторых детей нарастает утомление, снижается двигательная активность, при подготовке ко сну, эти детей не могут расслабиться и успокоиться.

Дети долго засыпали или не засыпали совсем, поэтому подготовка ко сну становилась не простым процессом, как для педагогов, так и для самих воспитанников.

Чтобы изменить негативное отношение детей к процедуре сна, снизить общий уровень тревожности, существует ряд рекомендаций:

1. Организуя дневной сон целесообразно осуществлять его после проветривания, свежий прохладный воздух лучшее снотворное.

2. Ребёнок должен «уйти в сон » спокойный, поэтому желательно решить все негативные вопросы, «помириться», простить все провинности и поговорить о чём-то хорошем, а лучше спеть колыбельную песню.

        Перед воспитателем должны стоять задачи:

1. Содействовать снятию общего напряжения и мышечных зажимов, накопившегося у ребенка за определенный отрезок времени;

2. Создавать условия для изменения отношения ко сну с негативного на позитивное, снизить уровень общей тревожности;

3. Воспитывать потребность систематически выполнять дыхательную гимнастику перед сном и гимнастику после сна, а так же закаливающие процедуры, сохранять правильную осанку.

При подготовке ко сну необходимо использовать следующие  материалы: подборка музыки для сна, «волшебная палочка», дорожка здоровья.

Для успешной организации дневного сна способствуют  игровой и словесный методы. Одни из приемов организации это: дыхательная гимнастика, физминутка, художественное слово (стихи, поощрение сюрпризный момент).

Подготовка ко сну требует времени, отсутствие посторонних звуков (шума, громких голосов, шепота на фоне тишины). Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки.

В это время происходит расслабление всех групп мышц, что вызывает снижение эмоционального напряжения, приводит к успокоению и восстановлению дыхания. Музыка не должна звучать слишком громко, продолжительность около 10 – 15 минут.

Это содействует снижению психоэмоционального и мышечного напряжения, уровня тревожности, повышенной возбудимости и создание эмоционального фона.

На первом этапе подготовки ко сну мы включали спокойную музыку, под которую дети раздевались, проходили в спальную комнату и укладывались в кроватку.

Первые звуки музыки способны снять излишнюю активность и возбудимость, оказывает общее успокаивающие воздействие.

На втором этапе проводился комплекс дыхательных упражнений, выполняемых в спокойном темпе, например игра «Роза и одуванчик», педагог регулирует выполнение упражнения словами «вдох-выдох». Упражнение повторяется 5-6 раз, оно успокаивает и способствует улучшению самочувствия и общему оздоровлению детского организма.

Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну

На третьем этапе – засыпание. Сон.

На четвёртом этапе - пробуждение детей после сна следует подготовить организм ребёнка к двигательной активности, осуществляя плавный естественный переход от состояния покоя к бодрствованию. Начинается пробуждение со звуков нежной, но бодрой пробуждающей мелодии. («Музыка для души», «Оттенки настроения»)

Воспитатель обращается к детям: «Добрый день! Скорей проснитесь, потянись и улыбнитесь»! После того, как воспитанники проснулись, им предлагается лёжа в кровати выполнить комплекс упражнений для достижения двигательной и эмоциональной активности, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. (Комплекс «Игровая гимнастика»)

Также постепенное пробуждение может сопровождаться тактильными ощущениями, которые создаёт педагог с помощью (волшебной палочки, пёрышка, «мячика – ежика», кусочка меха, веера).

Также для поднятия настроения может использоваться сюрпризный момент, проснувшись, дети находят под подушкой картинки с изображением весёлых смайликов.

Выполнив комплекс упражнений лёжа в кровати, дети спокойно встают и идут по массажным дорожкам.

Обязательными элементами в данной работе является музыкальное сопровождение и тактильное воздействие со словесными обращениями к каждому ребенку.

С целью достижения хороших результатов содержание сценария нужно менять.

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания,  а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности.

Организация  режимного процесса «Подготовка ко сну» в средней группе

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей мыть руки с мылом, а также мыть по мере надобности.

2. Закреплять умение насухо вытираться полотенцем.

3. Упражнять в умении аккуратно вешать и складывать одежду.

4. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Материал: 2 кукольные кроватки, книжка, игрушка – слоник.

Интеграция областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

 Содержание совместной деятельности:

После еды, обращаю внимание, как дети пользуются салфеткой, выходят из-за столов, задвигают стульчики и благодарят за вкусный обед.  

Воспитатель: Дети, а сейчас идем полоскать рот и умываемся:

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся

Всем мы улыбаемся.

Чистая водичка,

Умоет Саше личико.

Анечке - ладошки,

А пальчики - Серёжке.

- Не забываем сходить в туалет, смыть за собой и помыть руки с мылом.

- Ребята, нас что-то ждёт в спальне.

(Заранее приготовлены две кукольные кроватки: в одной лежат книги, а в другой игрушка – слоник.)

Дети вокруг приготовленных кроваток расставляют стульчики и начинают раздеваться.

Воспитатель:

Тишина у пруда,

Не колышется вода

Не шуршат камыши

Раздеваются малыши.

Затем включаю музыку «Спокойной ночи, малыши».

Дети потихонечку ложатся на кроватки.

Музыка выключается.

Воспитатель:        

Тишина у пруда,

Не колышется вода.

Не шуршат камыши,

Засыпают малыши.

         Глазкам спать давно пора,

   Ждёт тебя кроватка

   Спи, Андрюша, сладко.

      Баю – баю – байки

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать

Укладывать деток спать.

В конце все дети лежат на кроватках. Укрываю их.

Воспитатель:                              

Ночь пришла,

Темноту привела

 Замолчал петушок

И запел сверчок,

Встала маменька

Закрыла вставеньки

Баю - баюшки,

Баю - баюшки.

Организация режимного процесса «Подготовка ко сну» .

Воспитатель обыгрывает игрушку-кошку.

Кошка: «Мяу-мяу! Ребятки, я вижу вы уже пообедали. Мои котятки тоже покушали и сейчас уже спят сладким сном. А вы спать собираетесь?»

Дети: «Да».

Кошка: «Неужели прямо в одежде?» (удивляется)

Воспитатель: «Что ты, Мурка, наши дети знают, что прежде чем ложиться спать, необходимо раздеться. Покажем, ребята, как мы это делаем? Только прежде сходим на горшочки».

Воспитатель провожает детей в туалетную комнату. После чего побуждает детей взять свой стульчик, поставить его на коврик. Дети берут стульчик (одной ручкой за сиденье, другой – за спинку) и расставляют их на коврике полукругом.

Воспитатель: «Пожалуйста, посмотри, Мурка, как наши детки раздеваются и складывают свою одежду на стульчики». Кошка наблюдает.

Воспитатель: «Сначала, ребятки, снимают колготки, с одной ножки, с другой ножки». Дети выполняют действия, следуя словесной инструкции воспитателя.

Воспитатель высказывает одобрение каждому ребенку, оценивает самостоятельность.

Воспитатель: «Сняли колготки, аккуратно их сложили, на сиденье стула положили».

Затем воспитатель помогает детям снять кофточки, платья. Продолжает хвалить, проверять, как дети вешают кофты, на спинки стула. Туфельки ставят рядом со стульчиком.

Воспитатель: «Хорошо, ребята. Разделись вы быстро. Посмотрите, как сложена ваша одежда на стульчиках. Не разбросана ли?

Дети: «Нет, не разбросана».

Ребята убеждаются в наличии всех вещей на своих стульчиках, все ли в порядке.

Кошка: «Я вижу, что стульчики ваши, ребята, стоят ровненько. Одежда сложена аккуратно. Туфельки стоят рядышком. Молодцы! Теперь можно и в кроватки».
Дети проходят друг за другом в спальную комнату, укладываются в кроватки. Воспитатель помогает детям укрыться одеялом, продолжает обыгрывать действия с игрушкой.

Воспитатель: «Как видишь, Мурка, наши детки – покушали, умылись, разделись и легли в кроватки. Сделали все по порядку».

Кошка: «Да, дети очень аккуратны и опрятны. Мои котята тоже умываются перед сном. Желаю вам, детки, спокойного сна. Спите и смотрите волшебные сны».
Кошка напевает песенку:

                               «Баю-баю, баю-бай,
                                           Ты, собачка, не лай
                                            Белолапа не скули,
                                            Наших деток не буди».

«Воспитатель декламирует свою песенку:

                                               «Катю очень я люблю,
                                               Кате песенку пою,
                                               Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

                                               Кате песенку пою
                                               Баю-баю-баю-бай! (2р).

Воспитатель с кошкой муркой подходят к каждой кроватки, гладят по головке детей. Дети под медленную тихую мелодию (вкл. детскую спокойную классическую музыку) засыпают.