Роль чтения
консультация (подготовительная группа) на тему

Иващенко Любовь Анатольевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_chteniya.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

http://klub-drug.ru/wp-content/uploads/2011/04/childrens-book-drive-image_0.jpg Консультация для родителей

                                       Безопасная книга для ребенка        

                                              Уважаемые мамы и папы!

Знайте, что книга должна быть не только интересной, познавательной, красочной, но и оформлена в соответствии с возрастными способностями ребенка. Если вы хотите облегчить малышу восприятие прочитанного, покупайте своему ребенку книгу, в которой:
бумага белая, хорошего качества;

  • черные буквы хорошо выделяются на фоне бумаги;
    шрифт четкий,  разборчивый,  с ясно выраженными просветами между буквами;
  • элементы букв одинаковой толщины без декоративных излишеств;
  • оптимальная величина строчных букв - 3,5мм;
  • оптимальная длина строки - 125мм;
  • межстрочный пробел - 2,8мм;
  • площадь иллюстраций на полосе издания - не менее 50%, а общая площадь иллюстраций в книге - не менее 75%;
    Помните:
  • если книга издана с соблюдением всех требований безопасности, она обязательно имеет санитарно- эпидемиологическое заключение, в котором указано и возрастное соответствие издания;
  • книги самых маленьких детей проходят еще и экспертизу на безопасность материалов, из которых они изготовлены (краски, клей, лак и др.), поскольку очень часто знакомство маленького ребенка с книгой начинается с ее пробы на вкус;
  • ребенка нельзя заставлять читать в течение продолжительного времени, какой интересной и красиво изданной ни была бы книга;
  • чтение для детей - большая нагрузка, поэтому длительность одного сеанса чтения,  например,  для старшего дошкольника не должна превышать 8-10 минут;
  • если у ребенка имеются те или иные нарушения зрения (близорукость, косоглазие и др.), с самостоятельным чтением следует повременить. Чтение вслух
    Существуют правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребенка:
  • Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность.
  • Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить, по комнате.
  • Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком.
  • Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чаруют ребенка, он наслаждается напевностью русского сказа, ритмом стиха.
  • Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста.
  • Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
  • Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.
  • Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал.
  • Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги.
  • С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать его личную библиотеку.
  • Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве.
  • Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книги с картинками.

                                                                           Подготовила воспитатель:                          
                                                                                                          Иващенко Л.А.

      РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ  РЕБЕНКА
         ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                    Отраженье исчезнувших лет,
                                                                   Облегченье житейского ига,
                                                                   Вечных истин немеркнущий свет -
                                                                   Это – книга…
                                                                                    Т. Л. Щепкина-Куперник

  • Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.
  • Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
  • Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
  • Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
  • Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.
  • Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.
  • Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.
  • При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
  • Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.
  • Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.
  • В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.
  • Например:                - Ножки, ножки,
                                        Куда вы бежите?
                                      - В лесок на мошок
                                        Избушку мшить,
                                        Чтоб не холодно жить.

  • С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.
  • В младшем дошкольном возрасте хорошо читать пестушки, потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогают малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное общение. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая эмоциональные реакции.
  • Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для тренировки интеллекта.
  • Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки). Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций.
  • Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.
  • Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Так, например, в средней группе, детей от 4 до 5 лет знакомят с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Чарушиным.
  • Ребенку дошкольного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям старшего дошкольного возраста. Тем самым, воспитывая в детях такие чувства как сострадание, осуждение, гнев, удивление и так далее.
    Детей старшего дошкольного возраста знакомят с веселыми приключениями героев книг, воспитывая, тем самым, чувство юмора.
  • При чтении стихотворений ребенок-дошкольник развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки.
  • Художественная литература играет немало важную роль в развитии социального опыта дошкольника.
  • В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.
  • Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.
  • Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.
  • Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.
  • Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только…
  • На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет человека, в том числе и маленького, на какие-то свершения, дела, действия.
  • Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями.
  • Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.
  • Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.
  • Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.
  • Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.
  • В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.
  • Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.
  • Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

    Путь в страну книг. От слушателя - к читателю

Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.

Условно в процессе становления читателя можно выделить следующие виды чтения: опосредованное (чтение ребенку вслух), самостоятельное (чтение ребенка без помощи взрослого) и чтение-творчество (чтение, построенное как процесс творческого освоения воспринимаемого произведения). Но не стоит рассматривать выделенные нами виды чтения как этапы становления читателя, они не следуют друг за другом в строгой временной последовательности, а постепенно возникая в жизни малыша, как бы дополняют друг друга, становятся страницами его читательской биографии.

Первое знакомство с книгой

Первый вид чтения, с которым знакомится ребенок, – опосредованное чтение. Но этот вид чтения не теряет своего значения и тогда, когда ребенок начинает читать сам, и когда он уже научился достаточно бегло читать. Поэтому наши рекомендации о чтении вслух пригодятся и тем, кто только начинает читать книжки своему малышу, и тем, кто уже познакомил своего ребенка с азбукой, и тем, чей отпрыск уже налаживает собственные отношения с книгой. Ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому, а ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст (например, вставлять имя ребенка в стихи о детях), делая его более доступным и понятным; читать ярко и выразительно; следить за реакцией ребенка. Чтение ребенку вслух – задача не из легких. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения. Такое чтение несколько отличается от самостоятельного чтения взрослого – упоительного путешествия в страну литературных образов, проходящим в тишине и спокойствии, требующем одиночества и полного погружения в мир фантазий. Малыш ни минуты не сидит на месте, он постоянно задает какие-то вопросы, быстро отвлекается. Взрослому нужно быть готовым реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий. Такое чтение в первую очередь - это общение (причем напоминать об этом необходимо только взрослым: для детей это и так непреложная истина). Это ваш разговор с малышом, это диалог с автором произведения. И поэтому не стоит отказываться от совместного чтения вслух, когда ребенок научился читать самостоятельно: продолжайте ему читать сами, читайте по очереди, внимательно слушайте, как он читает, привлекайте к чтению вслух других членов семьи. Чтение вслух – важнейшее средство построения взаимоотношений ребенка и взрослого, но таковым оно становится только при выполнении ряда условий. Первое – необходимо не только воспроизводить текст, т.е. произносить его вслух, но и стараться его осмыслить, понять. Причем для взрослого эта задача раздваивается: он находит в прочитанном тексте что-то свое, интерпретирует его с высоты собственного жизненного опыта и в то же время старается создать ситуацию понимания или эмоционального отклика для слушающего его ребенка. Великий сказочник Г.-Х. Андерсен писал об этом феномене восприятия детской литературы взрослыми: «…я точно решил писать сказки! Теперь я рассказываю из головы, хватаю идею для взрослых – и рассказываю для детей, помня, что отец и мать иногда тоже слушают и им нужно дать пищу для размышлений!» Совместное восприятие произведения художественной литературы, его осмысление неизбежно должны вылиться в обсуждение прочитанного: чтение сказки наталкивает нас на рассуждения о добре и зле, знакомство со стихотворными произведениями заставляет задуматься о неограниченных возможностях языка в передаче самых разных смыслов и эмоций…

Культура чтения – это важно!

В период опосредованного чтения ребенок учится у взрослого читательскому мастерству. Малыш вместе с мамой обращает внимание на обложку книги, где сообщается ее название и имя автора (так часто мы потом сетуем, что дети читают, не обращая внимание на название произведения, не запоминая фамилию автора), мама учит его разглядывать картинки, обращает внимание начинающего книголюба на то, что их создал художник (а некоторые детские писатели сами делали иллюстрации к своим произведениям, например, Е. Чарушин был не только автор прекрасных произведений о мире живой природы, но и яркий живописец-анималист). Именно в этот период совместного со взрослым чтения у ребенка закладываются основы культуры чтения: бережного отношения к книге, умения организовать место для чтения, гигиена этого процесса (освещение, расстояние от книги до глаз, поза при чтении).

Немаловажным является и то, как будет складываться круг литературы для опосредованного чтения: какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по тематике, по оформлению, по жанру или настроению. Нельзя допустить, чтобы книжки воспринимались только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре (сегодня мы почитаем грустную сказку «Русалочка», а завтра найдем время для озорных «Вредных советов»).

Как долго нужно читать вслух?

Некоторые рассуждают так: если научился читать, пусть читает сам. Это неверно. Еще только начиная читать (именно читать с листа, а не рассказывать) своему малышу, вы уже готовите его к непростой деятельности – самостоятельному чтению (а заодно и к письму), в основе которого лежит восприятие письменной речи. Дело в том, что устная (разговорная) и письменная (книжная) речь серьезно отличаются. Читая вслух выразительно, с правильной интонацией, эмоционально, вы готовите ребенка к тому, как он сам будет учиться строить фразу, интонационно ее оформлять. Чем «правильней» в этом смысле будет ваше собственное неторопливое чтение, тем больше шансов, что и у малыша не будет проблем с тем, чтобы сначала научиться читать выразительно, а потом и правильно ставить знаки препинания (именно они отражают интонацию на письме), писать окончания слов (так он не будет их глотать при чтении) и т.д. Именно поэтому не стоит прекращать читать вслух уже казалось бы хорошо читающему ребенку. Читайте с ним по очереди, устраивайте семейные чтения – не лишайте его возможности развиваться и не забывайте, что это дополнительные минуты счастливого общения с малышом.

«Как хорошо уметь читать…»

Наступил долгожданный момент – ваш ребенок научился читать. Сначала это были только вывески на улице и титры на экране телевизора или на мониторе компьютера (о них мы поговорим чуть позже), а теперь это уже совсем взрослый человечек, который осмысленно «тычет в книжку пальчик». Это очень хорошо! Итак, мы подошли к следующему виду чтения – самостоятельному. Собственно самостоятельным чтение станет не скоро, и на первых порах многое зависит от взрослого: от его умения гармонично сочетать внимание и интерес к первым читательским опытам ребенка с прежним привычным опосредованным чтением вслух. Постепенно пусть малыш сам определяет, сколько ему читает мама (папа, бабушка, старшая сестра или брат), а сколько прочитает он. Первые попытки читать обязательно должны сопровождаться постепенным формированием навыка написания букв, их рисованием. Для юного читателя пока важнее познакомиться с буквами, его собственное чтение носит во многом скорее механический характер: его в большей степени интересует чисто техническая сторона дела – как из букв получаются слова. Поэтому выразительная сторона чтения художественной литературы (способность понимать текст, обращать внимание на его художественные особенности) еще долгое время будет оставаться в ведении взрослого. Еще одна важная сторона вопроса формирования самостоятельного чтения – определение круга чтения ребенка, начинающего читать. Когда книжку читает взрослый, возникающие у малыша по ходу чтения вопросы разрешаются сразу же благодаря присутствию взрослого, который может на них ответить или разъяснить что-то непонятное. А как подобрать книги, которые будут интересны и понятны 4-5-6-летнему ребенку? Сначала Ваш юный книголюб перечитает уже известные ему книги – этому не стоит препятствовать, дети очень часто перечитывают знакомые книжки, просто листают их. Пусть это не тревожит маму: малыш не остановился в развитии, он просто таким образом снимает стресс, общаясь со старыми друзьями. В период становления самостоятельного чтения становится как никогда актуальным утверждение: «Книга – лучший подарок». Подарите малышу несколько новых книг (даже если ваша детская библиотека, на ваш взгляд, не нуждается в обновлении), выбирая для этого небольшие рассказы или сказки русских писателей (такие произведения начинающему читателю будет проще освоить), иллюстрированные научно-популярные издания об окружающем мире (это удовлетворит стремление ребенка получить из книги интересующую его информацию, свойственное его возрасту), забавные развивающие книжки-игрушки (для детей этого возраста игра – главный способ познания и развития) с загадками, лабиринтами, ребусами. В период становления самостоятельного чтения ребенка очень важно создавать дополнительные условия для его речевого развития, так как его речь, недавно бывшая только устной, теперь приобрела еще одну форму бытования – письменную. В этом вам помогут самые разные издания, содержащие различные ребусы, словесные задачки и игры. И еще несколько советов, как поддержать интерес к самостоятельному чтению.

Помогите малышу научиться ориентироваться в книжном море: научите выбирать книжки на полках вашей библиотеки, рассказывайте о том, как расположены на них книги, какие книги предпочитаете читать вы и другие члены семьи, как сложилась ваша библиотека.

Можно (и нужно) провести для ребенка экскурсию в районную детскую библиотеку, где вам с удовольствием помогут ее работники. Конечно, в первую очередь вы будете обращать внимание малыша на те книжки, что будут ему интересны и понятны, может быть, познакомите со своими любимыми детскими книжками, расскажите, какую книжку вам довелось прочитать самостоятельно.

Не забывайте и об авторах книг, об иллюстраторах. Обращайте внимание на то, кто написал книгу, рассказывайте ребенку о детских писателях.

Что делать, если малыш не хочет читать?

Чтобы привлечь внимание не любящего читать ребенка, используйте нехитрые приемы: почитайте с ним книжку, а потом оставьте ее раскрытую и уйдите из комнаты. Но будьте тактичны и внимательны к юному читателю: не давите, не заставляйте читать, не настаивайте на чтении более «сложных» книг, как вам кажется, более соответствующих возрасту вашего ребенка, если он до сих пор самостоятельно читает только совсем уж «детские» книжки. Иногда причины, мешающие ребенку начать читать, носят психологический характер: у ребенка сформировался своеобразный барьер против чтению, который малыш пока не в состоянии преодолеть сам. А может, у вашего ребенка есть другие причины отказа от чтения: ему сложно читать из-за нарушений зрения, он читает книжку, в которой ему встречается много незнакомых слов (иногда такого непонятого слова достаточно одного, чтобы ребенок бросил читать), крохе сложно представить то, о чем он читает.

Шаги к творчеству

Последним выделенным нами видом чтения станет чтение творческое, которое и является основным средством развития ребенка: развития его речи, воображения, способности к восприятию художественной литературы. Мало читать ребенку книжки или создавать условия для формирования круга его самостоятельного чтения. Важно подготовить малыша к встрече с миром художественной литературы – миром вымысла, фантазии, воплощенных в словесных образах. Как сделать так, чтобы застывшие звуки стихотворения «оживали» перед глазами при чтении? Ответ один: нужно научить его творчеству читателя. Начинать развитие таких творческих способностей необходимо с периода опосредованного чтения и не прекращать эти упражнения и в период формирования самостоятельного. Итак, с чего же начать? Картинки в книжке... Для маленького читателя (точнее – слушателя, так как речь идет о крохе, еще не умеющем читать) картинка в книжке – обязательное условие: это зрительная опора для восприятия услышанного им словесного образа. Важно не только обращать внимание малыша на то, кто изображен на картинке, но и учить его обращать внимание на детали, на цветовое решение иллюстрации (это касается детей постарше – 4-5 лет), на то, как художник передает настроение героя (например, печальная Аленушка или испуганный заяц). Пересказывая по картинке фрагмент произведения, малыш развивает свою речь и учится воссоздавать словесный образ на основе зрительного. А еще по картинке можно и пофантазировать. Но самое интересное – это создавать собственное творение на бумаге, из пластилина, природных материалов и иллюстрировать ими художественное произведение. Развивая у ребенка интерес к художественному творчеству, мы способствуем развитию его фантазии, умению формировать замысел и находить форму для его воплощения, способности находить самостоятельное решение образа, воплощаемого им в красках или пластилине. Творческое отношение к процессу чтения должно формироваться и на интонационном уровне. Предлагая ребенку различные варианты прочтения одного и того же стихотворения (весело, задумчиво, возмущенно), вовлекая его в эту игру интонаций, мы учим его воспринимать интонационную, эмоциональную сторону художественной речи, без чего, например, невозможно полноценное чтение лирических стихотворений. Очень важно сохранить и развивать эту способность младенца воспринимать различные оттенки интонационной окраски речи, учить его передавать голосом различные эмоции. Помните наши прибаутки и потешки, которые мамы и бабушки активно используют, чтобы успокоить или отвлечь малыша? Кроха еще не понимает ни слова, но уже реагирует на интонацию. Так же малыш, которому исполнилось несколько месяцев, воспринимает и чтение стихов – даже совсем не детских: он затихает и прислушивается, внимая ритмической речи. Предлагая малышу «разыграть» какую-нибудь сказку, мы развиваем способности, связанные с творческим осмыслением и драматическим воплощением текста. Инсценировать художественное произведение можно, используя для этого кукол и игрушки (это для маленьких – тех, кому нужна зрительная основа), а можно только голосом (читая «по ролям»). С детьми постарше имеет смысл попробовать поставить мини-спектакль. И кукольная постановка, и воплощение роли самим ребенком должны строиться по всем правилам театрального искусства: обсуждение мизансцен (кто где стоит, куда идет, как действует), разработка декораций и костюмов, работа над созданием характера героя – как он говорит, как ходит, как смотрит. Этот вид творчества – один из самых сложных, но и один из самых привлекательных для детей, так как в его основе лежит игра. Сложность же заключается в том, что у ребенка еще очень небольшой опыт наблюдений человеческих взаимоотношений, ему очень сложно простроить пространство разыгрываемой сказки. Но нужно отметить, что игра «в театр» во многом как раз и направлена на развитие этих способностей у ребенка. Творчество читателя формируется не только во время чтения книг. Богатое воображение «собирается» постепенно из самых разных впечатлений, которые остаются у маленького человечка от прогулок в лесу, от посещений театра или выставки, игр на улице и дома, наблюдений за животными, общения с окружающими, переживаниями… Писатель создает мир силой воображения, рассчитывая на дальнейшее сотворчество своего читателя. Мир маленького ребенка подобен такому миру фантазии, сказке – нужно только постараться его увидеть и услышать: увидеть, как «шепчутся» два дерева, стоящие рядышком, как кастрюля похожа на шлем космонавта, услышать историю, рассказанную старым чемоданом, или песенку ручейка. Фантазируйте и сочиняйте, учитесь этому у великого сказочника Г.-Х. Андерсена и учите этому своих детей. Творчество, навеянное чтением, может быть каким угодно. Главное - чтобы за то время, пока вы читали книжки ребенку, у него сформировался устойчивый интерес к такой игре «по мотивам» прочитанной книжки. Важно потом, когда он начнет читать сам, поддерживать этот интерес к рисованию, придумыванию, разыгрыванию и фантазированию, потому что чтение художественной литературы должно быть в первую очередь удовольствием.

Всестороннее развитие ребёнка в раннем детстве – залог его успешного будущего. Важную роль в развитии человека любого возраста играет чтение книг, ведь благодаря книгам мы познаём мир, как реальный, так и придуманный, чему-то учимся, совершенствуемся.

Когда человек ещё совсем маленький и крохотный человечек, то миссия чтения книг ложится на плечи его родителей. Немаловажную роль в этом процессе играет именно чтение детям книг на ночь.

Дети и книги

         Сейчас, практически с самого рождения, ребёнка сопровождает книга. Вначале это пластиковые книжки-пищалки с простыми картинками, затем – красочные книги из плотного картона, потом – обычные книги с большим шрифтом, и как завершение – взрослые книги с обычным печатным шрифтом с малым количеством иллюстраций.

         Чтобы ребёнок и книга продолжали сопровождать друг друга в течение всей жизни, нужно над этим поработать. Прививайте любовь к книге с самого раннего детства: покупайте ребёнку книги, читайте ему стишки, потешки, сказки. Пускай посещение книжных магазинов и покупки новых книг станут вашим семейным праздником и ритуалом.

         Если у вас сохранился старый фильмопроектор с диафильмами, то это замечательная возможность привить у ребёнка любовь к чтению. Вспоминаю сама, как мы с родителями подвешивали к занавескам белую простыню, выключали свет и погружались в интересный мир просмотра и чтения детских фильмов и сказок.

         Не забывайте и про культуру обращения с книгой! Пресекайте любой способ «дискриминации» книги: не позволяйте рисовать в книгах, рвать книги и бросать их на пол, обучайте малыша держать все книги в порядке, показывая ему собственный пример поведения с книгой.

Зачем читать детям книги на ночь?

         Малыш и мама, малыш и папа – это связь ребёнка с родителями, данная природой. Тесный контакт, как физический, так и душевный между мамой и её ребёнком закрепляется при грудном вскармливании, а сладкий младенческий сон убаюкивается в это время маминой колыбельной. Мамин голос, нежный и родной, сопровождает ребёнка с самого зарождения его жизни. После прекращения грудного вскармливания и тогда, когда колыбельная песенка перестаёт быть актуальной, многие родители забывают о сохранении тесной эмоциональной связи между ними и ребёнком. Мамин голос зачастую начинает заменять просмотр мультфильмов на ночь, а доброе нежное родительское слово превращается в редкий дар. Общение с ребёнком превращается в основном в язык команд и запретов: «помой руки», «поиграй», «посмотри мультик»… Активный жизненный ритм и реалии современной жизни отдаляют друг от друга родителей и их чада. Поэтому, мудрые и любящие родители должны ценить общение с малышом, что позволяет укрепить взаимосвязь с ребёнком.

Вот здесь и приходит на помощь чтение детям книг на ночь? Почему именно на ночь? Здесь можно выделить несколько причин такого удачно выбранного времени суток для чтения:

Время перед сном – это тот период, когда все уже освободились от дневных забот. Поэтому, это наиболее удачно выбранное время суток для создания доверительной атмосферы между родителями и ребёнком, это своеобразный семейный ритуал, посвящённый общему делу, общению, взаимному проявлению любви и гармонии.  

Чтение детям на ночь – это продолжение колыбельной, которая выполняла миссию убаюкивания, но с возрастом перешедшая на другую, высшую, ступеньку.

Благодаря чтению книг на ночь родителями, ребёнок лучше засыпает и спит со сладкими сновидениями, благодаря полученным эмоциям.

Вечерняя атмосфера сама по себе успокаивает, поэтому чтение книг в это время облегчает восприятие услышанного и способствует формированию положительных эмоций, а следовательно – и приятных сновидений.

Любовь к чтению

         Часто родители жалуются на то, что их ребёнок не любит читать книги, забывая при этом, что любовь к чтению можно и нужно прививать. Чтение детям книг на ночь – хороший и эффективный способ формирования любви к книгам в будущем. Только вот, если шанс упущен, то его, вряд ли, догонишь. Поэтому, читать книги важно именно в том возрасте, когда ребёнок сам ещё не может достаточно много прочитать.

Сказки на ночь или сказкотерапия

         «Сказка ложь, а в ней намёк, добрым молодцам урок», - сразу вспомнилось при мыслях о сказках. Чтение детям сказок на ночь – это лучшее средство хорошего убаюкивания и засыпания. Сказкотерапия хорошо себя зарекомендовала с давних времён. Чтение сказок – это замечательное средство для формирования психики и восприятия окружающего мира малышом, это важный инструмент раннего развития, а также главный элемент воспитательной работы.

         Чтение сказок, обсуждение действий и поступков действующих героев, а также фантазирование продолжений историй способствуют всестороннему развитию интеллекта ребёнка. Сказкотерапия на ночь – это также залог хорошего засыпания для непоседливого малыша. Главное – научиться заинтриговать кроху и побудить у него интерес к слушанию.  

Правила чтения детям книг

         Чтобы чтение приносило удовольствие и реальную пользу, нужно придерживаться простых, но важных правил:

Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесёт никакой пользы. Взаимное чтение книг должно приносить максимум удовольствия, а не быть непосильной ношей.

Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет – 15-20 минут подряд. Хочу заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности вашего ребёнка.

Чтение книги ребёнку на ночь должно приносить взаимное удовольствие. Если вы себя попросту заставляете читать, чтобы выполнить ежедневный план, это не принесёт никакого удовольствия вашему ребёнку. Известно, что  малыш очень чувствует эмоции своих родителей, поэтому чтение книги должно происходить при самых положительных настроях и должно приносить максимум удовольствия.  

Выбирая книги, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребёнка.

Не выбирайте страшных книг, будоражащих воображение.

Читая каждый день книги своему ребёнку, вы способствуете расширению его знаний и словарного запаса.

Рекомендуется чтение книг обоими родителями, что способствует становлению тесного душевного контакта ребёнка как с мамой, так и с папой.

Читайте книгу медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.

Не заменяйте живое чтение «сухими безжизненными» аудиокнигами.

Итак, вместо колыбельной

         Когда время колыбельных позади, когда малыш уже взрослый и не очень на помощь в формировании и закреплении тесного контакта в цепочке «мать-дитя-отец» играет процесс чтения детям книг на ночь. Посвящая такому эмоциональному контакту со своим ребёнком всего 20-30 минут в день, вы сеете зерно чистых и доверительных отношений со своим ребёнком в далёком будущем.

                                      Роль семейного чтения
                 в нравственном становлении ребенка

Тема семейного чтения побудила взрослых отложить все свои дела и прийти на городское родительское собрание в новую библиотеку, на которое их пригласили участники клуба классных руководителей. 

Тема собрания возникла из запроса родителей и должна была помочь им найти ответы на следующие вопросы: Как научить ребенка читать книги? Как сформировать культуру ребенка? Как стать ближе своему ребенку? Как воспитать свое чадо, чтобы он, будучи взрослым, сказал маме спасибо?

Из Библии нам известны слова: «Вначале было Слово…». Слово – есть начало, становление. Семейное чтение – это помимо значительной работы ума и сердца, еще и возможность внутрисемейного общения. Любовь матери, ее тепло, передаваемое вместе со Словом, это и есть основа нравственного становления ребенка.

Особое значение чтения заключается в развитии воображения – основы творчества. Благодаря силе воображения появились люди, подобные М.Ломоносову.

Известны впечатления о вечерах семейного чтения писателей: С.Т.Аксакова, Д.Н.Мамина-Сибиряка, А.Твардовского. Такие занятия остаются в памяти детей на всю жизнь. Ведь ничего нет прекрасней, как собраться семьей и просто почитать в удовольствие хорошую книгу, обсудить ее. Недаром говорят: вся семья вместе – душа на месте.

Хорошо, по мнению участников собрания, если привычка к семейному чтению станет доброй семейной традицией проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера.

Для родителей первостепенным остается вопрос, что сегодня читает ребенок. По результатам анкетирования стало понятно, что круг чтения детей – это литература сомнительного характера, образцы массовой культуры и массового сознания.

Отсюда, как следствие, восприятие книги  у нынешнего «телевизионного и компьютерного поколения» поверхностное. Школьниками востребованы иллюстрированные издания, текст без картинок отторгает их от чтения.

Дети практически не умеют общаться с текстом, размышлять над прочитанным, осознавать мотивы собственного поведения и душевного состояния на примере внутренней жизни персонажей.

Конечно, работе с книгой должна учить школа. Однако большую помощь в этом могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования и качестве жизни своих детей.

Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени. Но для интересной книги, а в русском литературном наследии таких много, всегда найдется время.

На вопросы, которые беспокоят родителей (Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?), отвечаем, что глагол «читай!» не терпит повелительного наклонения, следовательно,  ребенком воспринимается чтение, как наказание.

Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок будет сам отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и ребенку прокомментировать свои рисунки. Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. И разве это не есть приучение к чтению?

Вот несколько советов Вам, дорогие взрослые, которые приведут вашего ребенка к книге, Чтению и Творчеству.

 Совет 1. Рассказывайте детям о ценности чтения. Приводите примеры положительного влияния книги на жизнь. Поощряйте дружбу детей с детьми  и взрослыми, которые любят читать. Показывайте связь чтения с успехам детей в учебе.

Совет 2. Развивайте воображение ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, представлять мысленно героев, вдумываться в многозначность слов.

Совет 3.  Если ваш ребенок читает в свободное время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в неё. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.

Совет 4. Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги - яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

Совет 5. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше - читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием.

Совет 6. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как бы вам хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах.

Совет  7. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.

Совет 8. Создайте дома домашнюю библиотеку. Домашняя библиотека тем и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и перечитать ее целиком или в отрывках.

Совет 9. Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечати». Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль чтения в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Роль чтения в формировании психически и нравственно здоровой личности. Отраженье исчезнувших лет, Облегченье житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет – Это – книга… Т. Л. Щепкина-Куперник Д...

роль чтения в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Роль чтения в формировании психически и нравственно здоровой личности. Отраженье исчезнувших лет, Облегченье житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет – Это – книга… Т. Л. Щепкина-Куперник Д...

Роль чтения в морально-нравственном воспитании ребенка

Наиболее значимым для воспитания  аспектом социализации ребенка является усвоение ребенком норм и ценностей общества, которое окружает его во время взросления.  Сделать так, чтобы ребенок ус...

РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения....

Родительское собрание в старшей группе "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы- детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак ...

РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: «РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Отраженье исчезнувших лет,Облегченье житейского ига,Вечных истин немеркнущий свет –Это – книга…Т. Л. Щепкина-Куперник...