Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа) на тему

Шишканова Людмила Владимировна

Формирование навыка письма - сложная задача, для решения которой требуется соблюдение многих условий, тщательная отработка множества приёмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplen.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Некоторые приемы подготовки руки к письму»

Цель:

- Дать понятие о развитии мелкой моторики руки.
- Показать комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, подготовки руки к письму.

Традиционно обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Проблемы, связанные с письмом, встречаются примерно у 70% учеников, поступивших в первый класс.

Формирование навыка письма - действительно сложная задача, для решения которой требуется соблюдение многих условий, тщательная отработка множества приёмов.

Для того чтобы обучение письму проходило успешно, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Готова ли рука будущего первоклассника к письму, можно определить, оценив его тонкую моторику и координацию движений.

Что такое тонкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.

Необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

   Упражнения по развитию мелкой моторики можно условно разделить на 3 группы:

1 группа – «самомассаж».

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.

 Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

   Массаж поверхностей ладоней шишками. Вертеть их в руках,    щелкать по ним пальцами.

Массаж шестигранными карандашами.

"ПИЛА". Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

Пилим, пилим мы бревно

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

   Пилит, пилит пила,

   И жужжит, как пчела,

   И визжит, и поет,

   Соням спать не дает.

 "Гуси". Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

«Га-га-га, га-га-га,

Очень вкусная трава!»

 "СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ". Сильно потираем руки.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки –

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

 "УТЮЖОК". Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую.

«Точим ножи» —

Ножик должен острым быть.

Будем мы его точить,

Чтобы чистил нам морковку

И картошку на готовку.

Массаж щеткой для волос. приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

Пробки от пластиковых бутылок. Кладем на столе резьбой вверх - это "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

Игры с предметами домашнего обихода.

Решетка для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно - то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

             "В зоопарке мы бродили,

             К каждой клетке подходили

             И смотрели всех подряд:

             Медвежат, волчат, бобрят".

Пельменница. Ее поверхность  похожа на соты. Двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?".

В процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

2 группа - пальчиковый тренинг.

«Строим "сруб"» из счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Выкладывание картинок из счётных палочек по образцу, самостоятельно.

«Прищепки» - поочередно «кусать» фаланги пальцев от большого пальца к мизинцу.

Можно использовать различные трафареты для надевания на них прищепок. Прищепками можно брать и перекладывать бумажные комочки, фасолины и другие мелкие предметы.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. Возьмите поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте  самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. 


     Так же для развития мелкой моторики пальцев рук можно использовать такие подручные средства фасоль, горох и другие крупы

 Можно смешать белую и черную фасоль, а ребенок должен разложить на 2 тарелочки (можно с использованием пинцета); можно выложить из крупы различные геометрические фигуры, спрятать в мешочек с фасолью различные мелкие игрушки, а ребенок должен найти их.


3 группа  - упражнения, направленные на развитие умения держать карандаш, ориентироваться на листе бумаги; упражнения на подготовку руки к письму.

«Штриховка» - дается объект в тетради, который необходимо заштриховать по образцу.

Дорисовывание,  раскрашивание предмета, картины.

Прописывание заданных фигур, элементов букв, различных палочек, кружочков по клеточкам до конца строчки.Диктант по клеточкам.

Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

 Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая  пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика недостаточно развита. В литературе имеется много исследований, которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи, и подготавливают руку ребенка к письму. Ведь, если не обращать внимание на развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте, то в школе это может привести не только кнарушением почерка, но и  к дисграфии (т.е. нарушению письма).

      Итак, для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, необходимо проводить работу по развитию пальцевой моторики. Она должна проводиться систематически, не менее двух – трех раз в неделю по 20 – 30 минут.

     

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...


 

Комментарии

Гурьева Наталья Александровна

Спасибо, Людмила, за необходимую и нужную для родителей и педагогов консультацию!

Кирюшина Наталья Геннадьевна

Спасибо, воспользуюсь вашими советами!