Главные вкладки

    Консультация для родителей и воспитателей "Роль отца в воспитании ребенка"
    консультация на тему

    желонкина инна владимировна

    Отец оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Он дает определенный образец поведения, являясь источником уверенности и авторитета, олицетворением дисциплины и порядка. В консультации предложена типология современных пап, данная психологом и врачом А.И.Баркан.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «ЕГО СОВЕТЫ ТАК НУЖНЫ, ЕГО СОВЕТЫ ТАК ВАЖНЫ…»

    Хороший папа умеет:

    • Оградить ребенка от опасностей;
    • Внимательно выслушать;
    • Горячо болеть за успехи ребенка;
    • Предложить полезный совет;
    • Научить делать правильный выбор;
    • Хвалить за хорошие поступки;
    • Твёрдо критиковать за неблаговидные поступки;
    • Быть великодушным, справедливым и чутким;
    • Следовать правилам, которые он прививает ребенку.

    Отец – модель истинного мужчины для сына. Поэтому если вы не хотите привить ребенку свои дурные привычки – курить, браниться, сплевывать и т.д., от них придется отказаться. Чем старше ребенок, тем важнее ему испытывать к отцу не только любовь, но и уважение. Требования ребенка становятся всё более серьезными: умеет ли папа плавать? Много ли он зарабатывает? Верит ли в Бога? Подрастая, сын будет предпринимать более сознательные попытки походить на отца: старательно копировать его походку, манеры, стиль одежды. Если сын идентифицирует себя с отцом – это значит, что он восхищается папой и хочет во всем на него быть похожим. Папа – лучший советчик для сына в деликатных вопросах полового воспитания. Он должен быть готов честно ответить на многие «неудобные» вопросы. Помните, что подростки склонны говорить о своих первых увлечениях, тщательно маскируя свою ранимость и незащищенность. Поэтому их тон бывает грубым, а слова порой нецензурными. Тактичный папа объяснит сыну, что нет ничего стыдного в том, что мальчик влюбился, подскажет верный тон, найдет простые и добрые слова, приведет показательные примеры из своей юности.

    Девочке тоже нужны дружеские отношения с родителем. Она не подражает отцу, как сыновья, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Папа может похвалить красивое платье дочки, прическу, или что-то сделанное своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит её мнение. А когда дочка совсем вырастет и у неё появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы папа хорошо к ним отнёсся, доже если считает, что они не подходят для его дочери. Хорошее начало – сказать молодому человеку, что вы уважаете свою дочь, цените её положительные качества и рассчитываете на то, что юноша тоже будет ценить и уважать вашу девочку.

    ТИПЫ ПАП

    В поведении пап всегда присутствует мужской оттенок, к тому же и роли они выполняют тоже разные. Учитывая это, психолог и детский врач А.И. Баркан предлагает свою типологию современных пап, стиль поведения которых не всегда благоприятно отражается на самочувствии ребенка.

     «Папа-мама» - это по-матерински заботливый папа, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением (как обычно получается у мамы). Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. Вот и в доме: то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины.

    «Мама-папа» главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно «устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.

    «Карабас-Барабас». Папа – пугало, злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказания за содеянное как профилактика – излюбленный метод такого папы. И в полнее возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти… Так Карабас создает для себя Везувий, который не любит «молчать».

    «Крепкий орешек» - непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить  участь ребенка, когда он не прав.

    «Попрыгунья-стрекоза» - папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни – свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него – тяжелая ноша, ребенок – обуза, предмет забот жены (что хотела – то и получила!). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.

    «Добрый молодец», «рубаха-парень» - папа на первый взгляд и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

    «Ни рыба, ни мясо», «под каблуком» - это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь

    гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.



    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 5 «ТЕРЕМОК»

    Консультация для воспитателей

    «Роль отца в воспитании ребенка»

    Подготовила и провела

    Воспитатель 1-й категории

    Желонкина. И.В.

    2010 год.


    РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА.

    Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей. Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей.

    Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей.

    Возникает вопрос: насколько такое распределение функций в действительности соответствует природе мужского и женского начала в семье? Действительно ли женщина отличается особой чувствительностью к эмоциональному состоянию ребенка, к его переживаниям?

    Ответ на этот вопрос был получен в ходе экспериментального исследования, предпринятого психологами. В качестве испытуемых выступали мужчины и женщины, которым предполагалось наблюдение за ребенком, попавшим в затруднительное положение (плачет от ушиба, растерялся от неожиданности). Использовались реальные ситуации, а также видеозаписи, кинофрагменты, рисунки. Для определения переживаний испытуемых применялись разные методы.

    Предлагалось описать свои переживания и оценить их в баллах (например, поставить себе 5 за сильные чувства, 2 – за безразличное отношение). Далее проводились измерения тех непроизвольных реакций, которые сопутствуют эмоциям (частота пульса, задержка дыхания, дрожание рук, потоотделение). И, наконец, фиксировались действия, слова испытуемых, в которых выражалось их сопереживание: как смотрели на ребенка, что говорили, пытались ли помочь.

    Проанализировав полученные данные, ученые пришли к выводу, что женщины на словах более чувствительны, чем мужчины: выставленные ими себе баллы оказались значительно выше, чем у представителей сильного пола. А вот измерения физиологических процессов, сопровождающих эмоции, выявили, что переживания и мужчин, и женщин совершенно одинаковы. Аналогичная картина получена при изучении поведения испытуемых: сила сопереживания детским проблемам и желание прийти на помощь не зависит от пола. Однако когда опыты проводились в присутствии посторонних людей, мужчины вели себя более сдержанно, чем при индивидуальном испытании, у женщины, напротив, возрастала активность.

    Итак, можно говорить о том, что способность сопереживать ребенку, желание защитить его свойственны и мужчине, и женщине. Но традиционно считается, что бросаться на помощь ребенку при первом его сигнале, утешать и уговаривать и т.д. – признаки хорошей матери, поэтому женщины «выплескивают» свои эмоции. А мужчине, согласно сложившимся веками представлениями, неудобно «кипеть» чувствами по поводу детского плача, испуга, растерянности. Отец не может так интимно сжиться с ребенком, как мать, вынашивающая его под сердцем. Отец не

    переживает роды и непосредственный контакт с ребенком сразу после них (если он не присутствует при его рождении), он не испытывает интимности кормления и т.д.

    Напротив, с рождением малыша в жизни отца многое меняется не в лучшую для него сторону: прибавляются заботы и хлопоты, появляется необходимость дополнительных заработков, а любовь и внимание жены «узурпирует» ребенок и пр. В современной медицине используется термин «синдром кувалды», им обозначают заболевания, которые обостряются или появляются у мужчин в период беременности жены и вскоре после рождения ребенка. Изменений, происходящих в настроении, характере и личности мужчины в связи с рождением ребенка, значительно больше, чем подобных изменений в характере матери. Это противоречит общепринятому мнению, согласно которому появление ребенка для мужчины – менее важное событие. В свое время английский поэт У. Вордсворт высказал мысль о том, что ребенок – отец мужчины. На первый взгляд это кажется парадоксальным, но на самом деле именно дети меняют социальные функции мужчины и делают его отцом.

    На разных возрастных этапах дети могут испытывать чувство привязанности к родителям не в одинаковой степени: мальчик больше тяготеет к матери, девочка – к отцу.

    Социологические исследования показали, что функция отца в последние десятилетия изменилась значительнее, причем в лучшую сторону, чем функция матери. Раньше роль отца заключалась в том, чтобы добыть пропитание и защитить семью от внешней опасности. Сегодня пропитание добывают оба супруга, а внешняя опасность померкла перед лицом внутренней. «Внутренними врагами» семьи становятся непонимание друг друга, душевная черствость, отчужденность, недостаток тепла и эмоциональной поддержки. Современные отцы глубже переживают интимность семейной жизни, чем их деды. Мужчинам присущи многие черты, благоприятные для нормализации семейной атмосферы. Большинство из них великодушны, умеют «не заметить» мелкие неурядицы, достаточно устойчивы в эмоциональном отношении, значит, могут «уйти» от ссоры, чувствуют юмор, следовательно, шуткой способны рассеять «тучи» на семейном небосводе, изобретательны, поэтому от них идет инициатива в усовершенствовании быта, проведении досуга, к тому же они обладают «умными руками» и т.д. Естественно, что эти замечательные качества мужчины могут и не проявиться, если их не «видят», не одобряют, не поощряют, не стимулируют члены семьи, прежде всего жена. И тогда мужчина как отец не реализует себя в полной мере.

    Современные отцы проводят с детьми больше времени, чем это было ранее, и это благотворно влияет на их развитие. Так, наблюдения показывают, что дети, отцы которых на первом году их жизни хоть немного участвуют в повседневном уходе за ними, меньше боятся незнакомых людей, с большей готовностью вступают в контакт с другими людьми. Однако наибольшую привязанность к ребёнку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Здесь велика роль традиций, культуры, индивидуально-личностных особенностей.

    Для развития интеллекта ребёнка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления – и мужской, и женский. По мнению ученых, структуры мышления мужчины и женщины несколько различны. Ум  мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях.

    У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин – явные превосходства в речевом развитии, в интуиции в быстроте «схватывания» ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта идёт иногда по «женскому типу»: обнаруживаются лучше сформированные языковые

    способности, но чаще фиксируются нелады с математикой.

    Традиционная точка зрения приписывает отцу в первую очередь дисциплинирующее влияние. Многие считают, что в основе развития нравственности ребёнка лежит страх отцовского наказания. Научные исследования выявили обратную связь между строгостью отца и нравственностью сына: у чрезмерно суровых отцов сыновья порой лишены способности к сочувствию, состраданию, бывают агрессивны, а иногда и асоциальны. Всё, что связано с унижением ребенка,  ущемлением его достоинства, не даёт хороших результатов. Запреты отца действуют только на фоне отцовской любви.

    Существенной стороной становления личности является осознание себя представителем определённого пола и овладения соответствующим полоролевым

    поведением. Для гармонического развития личности необходимо, чтобы ребёнок приобрёл опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели

    материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения.

     Однако в развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит мужчине - воспитателю, отцу, педагогу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребёнка отец (в отличие от матери) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начиная формировать их половую идентификацию.

    Отец, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну: поощряет активность, выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у девочки. Так, отец похвалит дочку за участие в приготовлении обеда: «Хозяюшка растет!», а у сына такую деятельность не одобрит: «Пойдем займемся мужскими делами!». Мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, не подчеркивая их различия, приветствуя любую позитивную активность. А сегодня каждый третий ребенок растет без отца, у значительной части детей он лишь формально присутствует (что тоже типично). Это тормозит половую социализацию поколения современных детей, и все большая маскулинизация женщин и феминизация мужчин имеют под собой реальную почву.

    Отсутствие отца, безотцовщина – понятие не столько демографическое, сколько психологическое, нравственное. Если в семье нет мужчины, то это сказывается на

    развитии и мальчика, и девочки. У девочки может появиться бессознательная установка, что отец не нужен, а это повлияет на её семейные ожидания, формирование представлений о семье как главной ценности жизни. И хотя психика девочки более устойчива, чем мальчика, но и ей необходим отец, особенно в подростковом возрасте. Для мальчика, который воспитывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. А у неё, несущей в одиночку ответственность за воспитание ребенка, действительно развиваются мужские черты: решительность, собранность, властность, обостренное чувство долга, поэтому она доминирует в семье, подчиняет себе сына или дочь.

    Прибавьте к этому достаточно распространенную в неполных семьях чрезмерную опеку матери над ребенком, проявляющуюся в лавине забот, в каскаде перестраховочных мер. Ребенок лишается инициативы, самостоятельности, боится без мамы сделать шаг. Особенно пагубна гиперопека матери для мальчика, у которого развивается нерешительность, беспокойство.

    Исходя из вышесказанного напрашивается вывод, что важное воздействие на развитие ребенка оказывает отец. Изучая значение мужчины в современной семье, специалисты выделяют ряд основных позиций:

    • основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены, детей и других членов семьи, если они есть.
    • Как муж мужчина сегодня в большей мере, чем раньше, несет ответственность за супружеский комфорт. Духовное общение между супругами, творческое и разнообразное, способствует гармоничному развитию личности обоих партнеров.
    • Мужчина принимает самое активное участие в хозяйственно-бытовой деятельности семьи и наравне с женой, другими членами семьи выполняет весь объем домашней работы.
    • Как родитель он несет ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным.

    Все отмеченные позиции тесно взаимосвязаны между собой и оказывают влияние на развитие ребенка (прямо и косвенно). Таким образом, отец в семье дает определенный образец поведения, является источник уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей На тему: «Роль наказания в воспитании ребенка»

    Многие согласятся с тем, что одним из наиболее интересующих вопросов родителей является вопрос по поводу наказания детей: можно ли это делать, и если да, то, как правильно и т.п....

    Консультация для родителей и воспитателей "Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности".

    Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.Задачи:·...

    Консультация для родителей на тему "Роль семьи в воспитании ребенка"

    Консультация для родителей на тему "Роль семьи в воспитании ребенка"...

    Консультация для родителей на тему: «Роль отца в воспитании ребенка»

    Консультация для родителей. Тема: «Роль отца в воспитании ребенка»...

    Консультация для родителей на тему "Роль отца в воспитании ребёнка"

    Уважаемые коллеги и родители! Надеюсь, в данном материале Вы найдёте ответ на вопрос - какую же роль должен выполнять папа в воспитании детей?...

    Консультация для родителей на тему "Роль семьи в воспитании ребенка"

    Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни. Воспитание начинается в семье. Имен...

    Консультация для родителей на тему "Роль отца в воспитании детей в семье"

    В консультации раскрыты вопросы важности участия в воспитании детей отца....