Полезная информация для родителей из серии "Готовимся к школе"
материал по теме

Игнатенко Наталья Ефимовна

Предлагаю Вашему вниманию буклеты по темам: "Играем, пальчики развиваем",  "Упражнения на развитие фонематического восприятия и слуха", "Скороговорки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklety_dlya_roditeley.odt37.88 КБ

Предварительный просмотр:

    Мелкая моторика — это тонкие, дифференцированные движения пальцев. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое внимание, хорошая память и связная речь.

     По возможности следует максимально развивать обе руки: и правую, и левую, что будет способствовать полноценному развитию обоих полушарий головного мозга. Существует специальный термин амбидекстрия — одинаковое развитие функций обеих рук, которое может быть врожденным или сформироваться в процессе тренировки.
    Мелкая моторика развивается в процессе таких видов деятельности, как
 сжатие, откручивание, закручивание, комкание бумаги, протягивание, нанизывание, лепка из пластилина и глины, конструирование и работа с мозаикой, выкладывание фигур из спичек, освоение ремесел (вышивание, плетение, вязание, выжигание, работа с бисером), прокалывание, склеивание, вырезание по контуру, раскрашивание и штриховка, изобразительная деятельность и др. Широко применяются игры и действия с игрушками и предметами:  раскладывание палочек, пуговиц, зерен, фасолек и т. п., изготовление бус из различных предметов (готовые бусинки, ракушки, рябина и т. п.), волчки, эспандеры, весовые дощечки и цилиндры, разнообразные виды застежек, которые используются в одежде и обуви). Эффективным приемом для развития функций кисти руки является смятие, комкание бумаги, салфеток, газет и заталкивание их в банку, бутылку; или ребенку предлагается порвать их на мелкие кусочки, чтобы «приготовить подстилку для попугая или морской свинки».
    Большое значение в развитии мелкой моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика,
    Во всех случаях развитие мелкой моторики не должно превращаться в самоцель. Зачастую это неотъемлемая часть работы по формированию навыков самообслуживания и обучения ремеслам.

ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ!!!

«Готовимся к школе»

«Играем,

пальчики развиваем»

 Творческих Вам успехов!

«Готовимся к школе»

Упражнения на развитие фонематического восприятия и слуха

   Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

 Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Упражнения на развитие фонематического восприятия и слуха:

1.  «Поймай нужный звук хлопком». Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове -  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .  То же с любыми другими звуками.

2. «Придумать слова на заданный звук». Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

3. «Определить место звука в слове». Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч и т.п.

4.  Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит;  «П»: банка – палка – белка, т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

5.  Игра «Угадай слово». Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком. Сначала даются слова из   3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных (Например: с-у-п, к-о-т, р-о-т, р-о-з-а, л-а-с-к-а, и т.п)

6. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м.

7. «Да и нет не говорить» Задание: ответь на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет».
1)
Ты любишь лето?
 2)Тебе нравится зелень парков?
 3)Ты любишь солнце?
 4)Тебе нравится купаться в море или реке?
 5)Ты любишь рыбалку?
 6)Ты любишь зиму?
 7)Ты любишь кататься на санках?
 8)Тебе нравится играть в снежки?
 9)Ты любишь, когда холодно?

8. “Кто лучше слушает?» Задание: взрослый  называет слова, а ребенок  поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например, Ш (Р, С, З, Ц и т.д.) : шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

  1. «Хлопки». Задание: взрослый  сообщает ребенку, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное (овощ  т.д.), ребёнок должен хлопнуть в ладоши. При произнесении других слов хлопать нельзя.

  Что такое скороговорка? На первый взгляд кажется, что скороговорка – это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз. Но попробуйте сразу правильно и быстро произнести любую скороговорку. Например:  Водовоз вёз воду из водопровода. Получилось? Не тут-то было. Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество. Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и следовать нескольким правилам.

- Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.

- Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.

- Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.

     Для интересного введения скороговорки  можно использовать разные сказочные персонажи, например, сорока Маруся – чемпион по произношению скороговорок. Также существуют специальные стихи, которые очень нравятся детям:

- Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

-Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

-Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

-Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Это весёлые стишки, с которых можно начать знакомство со скороговорками.

Примерное собрание скороговорок, которые можно использовать на занятиях дома:

- Водовоз вёз воду из водопровода.

- Грабли – грести, метла – мести.

Вёсла – везти, полозья – ползти.

- Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

- На дворе – трава, на траве – дрова.

Не руби дрова на траве двора.

- Перепёлка перепелят прятала от ребят.

- Проворонила ворона воронёнка.

- У Кондрата куртка коротковата.

- У осы не усы, не усищи. А усики.

- Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали.

- Белые бараны били в барабаны.

- Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку.

- До города дорога в гору, от города – с горы.

- Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

- У ежа – ежата, у ужа – ужата.

- Слишком много ножек у сороконожек.

- У зайки Бубы заболели зубы.

- У Ивашки рубашка,

У рубашки – кармашки.

- Иней лёг на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

- Котик ниток клубок закатил в уголок.

Укатил в уголок котик ниток клубок.

- Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

- Говори попугай попугаю: “Я тебя попугай попугаю12

Отвечает ему попугай: “Попугай, попугай, попугай!”

- Из-под пилки сыплются опилки.

- Купила Маруся бусы бабусе.

- Цыплята и курица пили чай на улице.

- Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

- От топота копыт пыль по полю летит.

     К каждой скороговорке можно добавить наглядное изображение сюжета для упрощения её запоминания и последующего воспроизведения, особенно на начальном этапе.

  1.                                «Готовимся к школе»