консультация "Влияние родительских установок на детей"
консультация на тему

Салахова Татьяна Юрьевна

В консультации дается информация о том, что родителям стоит осторожно относиться к словесным обращениям к ребенку, избегать установок,которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons-vliyanie_rodit.ustan_.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Консультация для родителей:

               Влияние родительских установок  на развитие детей.

  Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

 В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

 Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, пение и т.д.).

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей?

  Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

 НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ <  >   ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:    подумайте о последствиях  и вовремя исправьтесь

"Горе ты моё!"          Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.   "Счастье ты моё, радость моя!"

"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"    Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.       "Поплачь, будет легче…".

"Вот дурашка, всё готов раздать…".         Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.           "Молодец, что делишься с другими!".

"Не твоего ума дело!".         Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.   "А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой папа (мама)…".       Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя        "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

"Ничего не умеешь делать, неумейка!".    Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.            "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

"Не кричи так, оглохнешь!"           Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.    "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!". Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.            "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"            Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.            "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".   Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.          "Давай немного оставим папе (маме) ит.д."

"Всегда ты не вовремя подожди…".         Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.            "Давай, я тебе помогу!"

"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".      Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.   "Держи себя в руках, уважай людей!".

 Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановку, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям:

Я сейчас занят(а)…                                  Посмотри, что ты натворил!!!

Сколько раз тебе можно повторять!               Ты сведёшь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!                          Вечно ты во всё лезешь!

 Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

 А эти слова ласкают душу ребёнка:                          

Ты самый любимый!                           Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали?!                      Садись с нами…!

Я радуюсь твоим успехам!                     Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Родительское собрание«Влияние родительских установок на развитие детей»...

Влияние родительских установок на детей

Влияние родительских установок на детей...

«Влияние родительских установок на детей»

Работа познакомит с наиболее часто встречающимися негативными установками и с правилами для родителей, которые помогут ребенку стать здоровым и счастливым!...

Влияние родительских установок на детей

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере очень ва...