Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?
статья на тему

Алексеева Анна Сергеевна

Если спросить об этом родителей, то большинство из них ответят утвердительно. Действительно, и дочерей, и сыновей мы хотим в одинаковой степени воспитать добрыми, порядочными и трудолюбивыми людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_psikhologiya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка «детский сад – дом радости» № 100 г. Перми

Одинаково ли воспитывать

сыновей и дочерей?

Выполнила работу воспитатель

Алексеева Анна Сергеевна

Пермь, 2013 г

Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?

Если спросить об этом родителей, то большинство из них ответят утвердительно. Действительно, и дочерей, и сыновей мы хотим в одинаковой степени воспитать добрыми, порядочными и трудолюбивыми людьми. Однако при этом мы часто неосознанно поддерживаем и развиваем у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. развиваем предпосылки будущих женственности и мужественности. Если основы перечисленных качеств не заложить у детей в дошкольные годы, это может привести к тому, что, став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными и общественными, социальными ролями. Не мало молодых людей в силу несформированности у них качеств мужественности испытывают трудности во время службы в армии. Часто мужчины оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме, перекладывают на плечи женщины ответственность за семью и воспитание детей. Вместе с тем имеется не мало «деловых» женщин, которые не обладают такими качествами, как мягкость, терпимость, снисходительность. Среди молодых женщин редко можно встретить хорошо подготовленных к роли хозяйки дома, жены, матери, хранительницы семейного очага. Неумение молодых супругов строить семейные отношения и отсутствие у них соответствующей подготовки, которую необходимо начинать с дошкольного возраста, нередко приводят к семейным конфликтам и распаду семьи, от чего больше всего страдают дети.

Почему-то большинством родителей не берется в расчет, что в реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола, как мальчик или девочка. Многие ученые справедливо утверждают, что осмысление ребенком своего «я» начинается с осознания своей половой принадлежности и что пол – категория не только биологическая, но и социальная, для формирования которой немаловажное значение имеет влияние окружения, социально одобряемых эталонов мужественности и женственности (в разные исторические времена и у разных народов эти эталоны различны). Поэтому процесс воспитания личности ребенка правильнее рассматривать как процесс воспитания личности определенного пола, включающий подготовку к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.

Известный писатель и педагог Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать, определенные качества не могут быть принадлежностью того или другого пола, но представители женского и мужского пола должны быть наделены этими качествами в разной степени, и поэтому цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными.

В развитии мальчиков и девочек очень рано проявляются физические и физиологические различия. У мальчиков и девочек существуют различия в росте, весе, окружности грудной клетки, в обменных процессах (общий суточный расход энергии несколько больше у мальчиков, чем у девочек); различаются их физические возможности: мальчики, как правило, быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше, чем у девочек, сила рук и становая сила; у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, у них более развита мелкая моторика, выше эмоциональная восприимчивость и вместе с тем большая сопротивляемость стрессовым ситуациям (врачи отмечают, что неврозы у мальчиков-дошкольников встречаются значительно чаще, чем у девочек).

У мальчиков, как правило, игры динамичнее, эмоциональнее (в войну, космонавтов, моряков), чем у девочек, и поэтому успокоить их значительно труднее. Девочки предпочитают главным образом более спокойные игры на семейно-бытовые темы («дочки-матери», «магазин», «детский сад»). Необходимо учитывать, что в силу существующего процесса половой социализации в дворовых компаниях, в группе детского сада девочки предпочитают играть с девочками, а мальчики – с мальчиками. Мальчики чаще рисуют танки, самолеты, различные машины, а девочки – природу, людей. И сама манера рисования у девочек, как правило, несколько иная: рисунки носят более законченный характер с элементами декоративности; при изображении человека, чаще всего это женщина, они тщательно вырисовывают платье, прическу, всячески их украшают. Рисунки мальчиков часто схематичны, но более динамичны.

Если спросить у детей, кем они хотят стать, когда вырастут, то девочки ответят, что они хотят быть врачами, учительницами, воспитательницами детского сада, балеринами, продавцами и просто «мамами», а мальчики – космонавтами, шоферами, летчиками, милиционерами, военными; дети назову профессии, характерные для представителей соответствующего пола.

У девочек отмечают большую зависимость от взрослых, послушание, у мальчиков – большую агрессивность и независимость.

К сожалению, родители не всегда серьезно задумываются над этими различиями и недостаточно учитывают их в воспитании своих сыновей и дочерей.

Что же способствует развитию психических различий у детей разного пола? Зарубежные ученые, представители различных теоретических школ по-разному отвечают на этот вопрос. Одни считают, что эти качества развиваются на основе врожденных инстинктов, другие, что главное – идентификация, т.е. ребенок отождествляет себя с родителями, в первую очередь с родителем того же пола, что и он (сын с отцом, а дочь с матерью). Третьи полагают, что главное – социальное «подкрепление», т.е. та оценка, которую дают поведению ребенка окружающие взрослые (что поощряют, за что хвалят, а за что ругают, наказывают). Четвертые связывают процесс поло-ролевого развития ребенка с его интеллектуальным созреванием.

Ученые нашей страны склонны считать, что хотя определенные врожденные задатки играют свою роль (ведь на протяжении веков мужской стиль поведения формировался в деятельности, связанной с добыванием пищи, а женский – материнский, определялся функциями воспитания детей и поддержания семейного очага), но все-таки определяющее значение имеют особенности воспитания. Хотя родители обычно отрицают, что дочерей и сыновей они воспитывают не одинаково, фактически разница есть. С того момента, когда новорожденных заворачивают в голубое или розовое одеяло, с ними уже начинают обращаться по-разному. Неодинаково к сыновьям и дочерям относятся прежде всего отцы. Если отцы мало общаются с детьми на протяжении первого года жизни, то в последствии они более активны в общении с сыновьями, чем с дочерьми. Вместе с тем они больше утешают девочек, когда те огорчены, чем мальчиков. Специальные исследования показали, что девочки в семье получают больше эмоционального тепла, внимания и одобрения, чем мальчики. Девочек значительно чаще хвалят, а мальчиков чаще наказывают. Было также подмечено, что матери более снисходительны и терпимы к сыновьям, а отцы – к дочерям. Очень важно, что мы порицаем у девочек, а что у мальчиков, на что смотрим снисходительно. Под воздействием членов семьи – отца, матери, бабушки и дедушки, их представлений о том, какие качества они хотели бы воспитать в сыне, дочери, внуке или внучке, от эмоциональных реакций взрослых (положительных или отрицательных) на поведение ребенка, а также на основе их примера у ребенка формируются предпочтение определенных видов деятельности, а также интересы, соответствующие полу.

Большое влияние на формирование характера девочки оказывает пример матери, а на мальчика – пример отца. Одна мать раздражительна, несдержанна, постоянно кричит на мужа и детей, не стремиться создать порядок и уют в доме. Другая ласкова, внимательна ко всем членам семьи, с уважением относиться к мужу, старается такое же отношение воспитать у своих детей, сплачивает семью. Весьма вероятно, что девочка, воспитанная в первой семье, когда вырастет, будет также кричать на своего мужа и так же относиться к своим семейным обязанностям, а девочка из второй семьи станет хорошей матерью, женой и хозяйкой, перенесет дух любви, миролюбия, терпимости и в свою собственную семью. Так и сын, отец которого устраняется от домашних обязанностей и воспитания детей, груб по отношению к жене и окружающим, в будущем, став взрослым, может перенять эти черты. А мальчик, воспитывающийся в семье, где отец старается по возможности облегчить домашний труд жены, активно участвует в воспитании детей, по-джентельменски относиться к женщинам, вырастет настоящим мужчиной, для которого, по определению В.А. Сухомлинского, характерен «долг мужчины, ответственность мужчины и достоинство мужчины».

 Но вместе с тем важно влияние матери на сына, а отца на дочь. Исследование показывает, что типичное для данного пола поведение может быть усвоено не только путем копирования, но и путем противопоставления, иначе говоря, ярко выраженная женственность матери у сына, а мужественность отца – проявлению черт женственности у дочери. Поэтому так важно для воспитания детей влияние обоих родителей.

В семьях, где мать одна воспитывает ребенка, необходимо (как мальчикам, так и девочкам) хотя бы эпизодическое привлечение к воспитанию близких семье мужчин – дяди, дедушки и др. общение с ними в сугубо мужской деятельности (конструирование простейших моделей самолетов, катеров, починка бытовых приборов и т.п.) очень полезно мальчикам.

Сверстники, старшие братья и сестры часто воспринимаются малышом, как пример для подражания. Девочки, у которых есть старшие братья, часто становятся «сорванцами», в то время как мальчики, у которых есть старшие сестры, перенимают особенности их поведения. Родители должны учитывать это при воспитании детей.

Если в семье несколько детей, то при распределении между ними трудовых обязанностей также нужно учитывать их пол: мальчикам поручать работу, требующую приложения физических сил, тем более если они старшие (помочь маме нести сумку с продуктами, выжимать белье, выносить мусор), девочкам же – сервировать стол, сменять грязные полотенца на чистые. Хорошо, когда мать привлекает маленькую дочь к приготовлению салатов, разделке теста, учит ее вязать, вышивать, замечать все красивое вокруг себя и вносить по мере возможности красоту в жизнь семьи. Не надо стыдить девочку, если у нее повышенный интерес своей внешности (хуже, если этого интереса совсем нет). Важно поощрять проявления девочкой любви, нежности, сочувствия к маленьким детям, заботы о животных, растениях. Понаблюдайте, как ваша дочь ведет себя при возникновении конфликтов в игре со сверстниками. Святая обязанность матери уже в этом возрасте учить ее мирному, чисто женскому пути разрешения конфликтов, терпимости и миротворчеству, умению прощать.

Воспитывая мальчика, родители подчас забывают, что это будущий мужчина, гражданин, труженик, защитник Родины, глава и опора семьи, изнеживают сына, лишают возможности проявлять волевые усилия, смелые поступки, забывают о формировании такого важного мужского качества, как уважительное, бережное отношение к представительницам слабого пола. Начните с малого – пусть ваш маленький сын принесет вам очки из темной комнаты, погладит в вашем присутствии соседскую собаку, которую он побаивается, поможет маме нести сумку, вместе с папой починит сломавшийся стул.

Безусловно, родителям необходимо обращать самое серьезное внимание на такие отклонения в поведении мальчиков, как проявление жесткости и агрессивности. Американские психологи Маккоби, Джеклин и Кох справедливо подчеркивают, что агрессивность должна оцениваться как недопустимый «примитивный путь к установлению влияния на других». Они полагают, что одним из средств преодоления агрессивности у мальчиков и воспитания способности решать спорные вопросы мирным путем является привлечение их к уходу за младшими братьями и сестрами.

В дошкольном возрасте почти все мальчики любят играть в военные игры. Связано это с желанием почувствовать себя настоящими мужчинами: смелыми, храбрыми, мужественными. Но часто игра в «войнушку» (так называют они эти игры) сводится к бесконечной имитации стрельбы и беспорядочной беготне. Понаблюдайте за играми, в которых участвует ваш сын. Не разрушая детской игры, постарайтесь внести в нее нравственное содержание, подскажите подходящий сюжет, например, спасатели выручают из беды людей во время землетрясения, военные врачи оказывают помощь женщинам и детям, пострадавшим от аварии. А еще лучше использовать сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Тридевятое царство», «Айболит» и др. такие игры могут быть очень разнообразными, в них при желании вы сможете переключить ребенка от проявления, хоть и в воображаемом плане, агрессивности к нравственным отношениям – защите слабых, к проявлению мужественности, воли при преодолении различных препятствий на пути к достижению цели.

В заключении хотелось бы добавить: постарайтесь воспитать в девочке и мальчике положительное отношение к социальным ролям, которые они будут выполнять во взрослой жизни. Уверенность ребенка в себе, определенность личных установок и в конечном счете благополучие отношений в семье свидетельствуют о правильном воспитании.

Библиографический список

  1. Корнеева Е.Н. «Эти загадочные малыши». Ярославль,1999.
  2. Баркан А.И. «Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка». М., 2000.
  3. Достовалов С.Г. «Воспитание мальчика: советы психолога». М., 2008.
  4. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии». СПб., 1997.