Почему у ребёнка нарушается поведение?
консультация (младшая группа) на тему

Иванюк Светлана Николаевна

Защитные механизмы детской психики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей17 КБ

Предварительный просмотр:

                 Почему у ребёнка нарушается поведение?

                      (Защитные механизмы детской психики)

В процессе взаимодействием с окружающим миром ребёнок каждый день узнаёт что-то новое, и это далеко не всегда укладывается в рамки (пока ещё очень ограниченные) его понимания. Защитные механизмы психики начинают работать уже на первом году жизни ребёнка и помогают ему преодолевать стрессы, отрицательные переживания и противоречия, с которыми он сталкивается, познавая мир. А внешне всё это выражается в капризах, истериках, приступах раздражения, упрямстве и негативизме.

Самая первая защитная реакция, проявляющаяся у ребёнка уже в первые месяцы, - это пассивный протест, или отказ. Чаще всего такое поведение наблюдается в случаях, когда малыш оказывается в непривычной для него обстановке (это может быть детский сад, больница, другая семья и др.).

Ребёнок чувствует себя уязвимым и незащищённым, когда рядом  с ним нет близких людей, на помощь и поддержку которых он привык всегда рассчитывать. Именно это и вызывает у малыша протест.

Ребёнок отказывается от пищи, не обращает внимания на любимые игрушки, не желает не с кем общаться. В его поведении появляются такие черты, как вялость, апатия, отсутствие интереса к окружающему миру. Он может часами находиться в одной и той же позе (чаще всего лежать лицом к стене) и никак не реагировать на внешние воздействия. Дети старше возраста трёх лет не редко пытаются уйти из дома, детского сада и др.

Реакция пассивного протеста может отмечаться и в том случае, если ребёнок растёт в неблагополучной семье (не столько в социальном, сколько в эмоциональном плане). Малыш не получает столь необходимых ему ласки, внимания и заботы, а потом чувствует себя обделённым.

Такие дети избегают эмоциональных контактов, отказываются от общения, становятся замкнутыми, застенчивыми. Иногда они даже перестают говорить.

При этом утрата речи может быть полной или частичной (когда ребёнок отказывается разговаривать только с теми людьми, которые вызывают у него отрицательные эмоции).

Другая распространённая защитная реакция психики – активный протест, или оппозиция. Обычно она наблюдается у детей, страдающих от недостатка внимания со стороны родителей или других близких. Очень часто подобное поведение отмечается в ситуациях, когда у ребёнка появляются младший брат или сестра, а так же отчим или мачеха. Малыш чувствует, что он перестал быть единственным и любовь родителей теперь распространяется на кого-то ещё. Ему кажется, что его стали любить не так сильно, как раньше.

Единственный приемлемый для ребёнка способ преодолеть ощущение одиночества и вернуть внимание близких людей – бурный протест, выражающийся в ярких вспышках гнева, злости и агрессии. Малыш плачет, кричит, дерётся, топает ногами, бьётся головой о пол, выкрикивает ругательства и оскорбления, делает всё для того, чтобы причинить обидчику как можно больший вред.

Нередко в таких случаях ребёнку бывает свойственно стремление к разрушению. Взрослые часто не понимают причины столь неожиданного поведения и полагают, что это лишь прихоти и капризы избалованного создания. На самом же деле оппозиция – это вполне закономерная реакция на недостаток заботы и душевного тепла.

Защитный механизм эмансипации проявляется практически у каждого ребёнка на определённом этапе развития личности. Это стремление малыша утвердить свою самостоятельность и независимость, протест против излишней заботы, опеки и контроля со стороны взрослых.

Часто реакция эмансипации принимает довольно странные формы. Взрослым в таких случаях кажется, что ребёнок ведёт себя совершенно нелогично.

Особенно сильно стремление к свободе у детей, к которым предъявляют повышенные требования. Ребёнок, растущий в атмосфере постоянных отказов и запретов, рано или поздно воспротивится такому несправедливому, с его точки зрения, отношению. Он будет пытаться вести себя как взрослый, подсознательно пологая, что благодаря этому ему удастся стать более независимым.